картотека игр по математике младших дошкольников
картотека (младшая группа) на тему

Фисун Татьяна Петровна

картотека игр по математике для младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_matematike_mladshih_doshkolnikov.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

                    «Найди такую же фигуру».                         1

Цель: учить детей  различать круг и квадрат, упражнять их в обследовании фигур с помощью зрения и осязания.

              Педагог показывает фигуру. Просит найти такую же и назвать цвет. В процессе работы ребенок сравнивает выбранную фигуру с образцом, обследует пальцем по контуру, выделяя признаки фигуры.

             Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                          «Что на что похоже».                                   2

          Цель: учить детей различать круг и квадрат. Приучать объяснять свои действия, используя в речи сложноподчиненные предложения. Развивать фантазию.

          Педагог показывает круги разных цветов и просит назвать предметы , которые похожи на них. Если дети затрудняются с ответом , можно показать им предметы соответствующей формы, например, воздушный шар, мяч. Тарелку, помидор, солнышко, обруч. Затем показывает квадраты разных цветов и предлагает назвать предметы, которые похожи на них.       

      Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                            «Длинный, короткий».                              3

          Цель: упражнять в сравнении по длине двух контрастных предметов с помощью приемов приложения. Учить отражать результаты сравнения словами длинный, короткий.

         Педагог. Какого размера эти куклы? (одна большая, другая поменьше). А теперь смотрите – у меня есть две полоски. Какого они цвета? Давайте сравним их и узнаем какая лента длинная, а какая короткая.(дети сравнивают способом приложения). Что вы можете сказать о синей ленте? А о зеленой? Какие они по размеру? Как вы думаете. Какой кукле мы завяжем синий бант? А какой кукле зеленый? Какую по длине мы завязали большой кукле? Какого она цвета?

      Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                                  «Сравни».                                               4

            Цель: продолжать учить сравнивать предметы способами приложения и наложения. Показать, что предметы могут быть одинаковыми и разными по длине. Приучать употреблять в речи слова и выражения: длиннее, короче, одинаковые по длине, равные по длине.

            У каждого из вас есть полоски бумаги разные по длине. Сравните их и выберите короткую. Давайте уточним, как надо сравнивать полоски бумаги. (Надо приложить одну полоску  к другой, выравнивая концы с левой стороны). Покажите мне длинную полоску. какая она по длине? Какого цвета длинная полоска? Покажите мне короткую полоску? Какая она по длине? Какого цвета короткая полоска?  Значит, красная полоска длиннее, чем желтая.

      Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                          «Один, много».                                            5

           Цель: упражнять детей  в умении составлять группы предметов. Закреплять умение раскладывать предметы правой рукой слева направо.

           У каждого ребенка карточка с двумя полосками. Покажите мне верхнюю полоску. Проведите пальчиком по нижней полоске. На верхней полоске у нас вырастет одна елочка. Сколько елочек у нас вырастет на верхней полоске. На нижней полоске вырастет много – много грибов. На какой полоске выросло много грибов? А на какой полоске одна елочка? Дети раскладывают по заданию.

      Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                            «Найди фигуру».                                         6

        Цель: закреплять умение различать круг и квадрат. Учить находить их  в изображениях знакомых предметов.

          На столах у детей лежат карточки с картинками, составленными из геометрических фигур. (Домик, солнышко, человек, флажок, вагон) дети должны раскрасить на картинках только круги и квадраты. причем круги одним цветом, а квадраты – другим.

      Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                           «Право, лево».                                             7

           Цель: продолжать учить различать правую и левую руку. Упражнять в различении симметричных частей тела.

Педагог. Встаньте в круг и покажите. Где у вас правая рука, где левая, где правая нога, где левая, где правый глаз, где левый, где правое ухо, где левое. А теперь будьте внимательны: топните правой ногой; поднимите правую руку; закройте правой рукой правый глаз; левой рукой дотроньтесь до левого уха.

      Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                            «Угости зайца».                                          8

         Цель: учить детей сравнивать множества приемом приложения. Закреплять умение отражать в речи видимое равенство.

          Педагог. У вас есть зайчики. Сколько зайчиков у каждого из вас? (Много) Давайте каждого зайчика угостим морковкой.( Дети выполняют. Педагог обращает внимание на способ выполнения задания -  морковки раскладываются правой рукой слева направо).

          Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                            «Составь такую же».                                9

Цель: учить составлять изображение из частей (геометрических фигур).

Педагог. Я предлагаю вам поиграть с фигурами. Я сейчас покажу картинку из разных геометрических фигур, а вы сделаете такую же.

Педагог предлагает по очереди 2-3 картинки. Показывает их и сразу убирает.

          Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                          «Найди свой домик».                                10

Цель: закреплять представление о круге, квадрате и треугольнике.

Педагог. У вас есть ключи от домиков. ( В качестве ключей берутся геометрические фигуры, а роль домиков играют стулья с разложенными на них такими же фигурами) с помощью каждого ключа можно попасть только в один домик. Ключи у всех разные .Что у тебя за ключ? А у тебя? ( ответы детей). Когда звучит музыка, вы гуляете с куклами. Когда же музыка закончится, вы займете свои домики.

          Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                             «Угостим чаем».                                   11

        Цель: учить детей выяснять в какой из двух групп больше ( меньше) предметов; приучать пользоваться словами больше, меньше; уравнивать множество путем добавления одного предмета к меньшему множеству или исключения одного предмета из большего количества.

Педагог. Кто это? (Куклы) Сколько их? (Много) Раз куклы пришли к нам в гости , давайте их угостим чаем. Каждой кукле дадим чашку.

Вот этой кукле чашка, вот этой кукле чашка. А этой не хватило чашки. Значит, у нас кукол больше, чем чашек. Сколько у нас кукол? (Много). А чашек? (Меньше, чем кукол). Сколько кукол осталось без чашки? (Одна).значит, у нас кукол на одну больше, чем чашек, а чашек на одну меньше, чем кукол. но мы не можем оставить одну куклу без угощения. Что мы можем сделать? (Добавить одну чашку). Я добавляю одну чашку, и теперь чашек и кукол поровну. Как мы еще можем сказать о количестве кукол и чашек? (Ответы детей).Полезно провести аналогичную игру с исключением одного элемента из множества.

          Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                               «Когда это бывает?»        12

Цель: учить соотносить части суток с отдельными видами деятельности детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, что они делают в то или иное время суток. Сначала просит детей найти утренние (дневные, вечерние, ночные) картинки, а потом сказать, что они сами делают в это время суток.

          Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                                 «Столько же».                                      13

Цель: закреплять умение сравнивать множества, используя прием приложения.

Педагог. На ковре лежат карточки с нарисованными мячами. Когда звучит музыка, поставьте на свои карточки столько же матрешек, сколько мячей нарисовано. Вы должны успеть выполнить задание, пока играет музыка.

Карточки должны быть большими (формат А 4). На каждой карточке должно быть от трех до пяти мячей. После выполнения задания педагог спрашивает, что можно сказать про количество мячей и матрешек.

          Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                  «Где звенит колокольчик».            14

          Цель: закреплять пространственные понятия.

          Педагог вносит колокольчик и предлагает детям закрыть глаза и по звуку определить, где звенит колокольчик: за спиной, впереди, слева, справа.

          Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                      «Сравни фигуру».                                       15.

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике.

Педагог раздает геометрические фигуры. Просит назвать фигуры. затем предлагает каждому ребенку. Сесть за тот стол, на котором лежит точно такая же фигура, как у него в руках. Уточняет, почему ребенок сел за тот или иной стол.

 

          Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                     «Высокий, низкий».                                       16.

         Цель: учить сравнивать по высоте предметы и отражать результаты сравнения словами: выше- ниже, высокий – низкий.

         Педагог. У вас на столах стоят пирамидки. Какие они по высоте? ( Высокая и низкая). Сравните их по высоте и покажите сначала высокую пирамидку, а затем низкую. Возьмите в правую руку высокую пирамидку, а в левую низкую пирамидку. Какая пирамидка в правой руке, а какая в левой?

          Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                     «Поручения».                                                 17.

Цель: приучать анализировать предложенные задания, развивать внимание.

Педагог просит принести тот или иной предмет определенного размера: большой мяч, широкий шарф, узкую ленту, высокий стакан, низкую елку.

Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

               «Найди нужную карточку».                               18.

Цель: закреплять умение находить один предмет и много предметов на карточке.

Педагог предлагает из имеющихся карточек выбрать сначала те, на которых один предмет; потом те, на которых много предметов. При этом уточняет, почему дети выбирают ту или иную карточку. 

Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                      «Сложи картинку».                                      19.

         Цель: продолжать учить анализировать изображение и выкладывать узоры о аналогии.

Педагог показывает изображение, сложенное из геометрических фигур. Дети должны сложить точно такую же фигуру.

Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                     «Подарки для куклы».                                  20.

        Цель: развитие воображение.

На столе несколько кругов разных цветов.  Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения и ей принесли подарки тех же цветов, что и круги. Но, что это за подарки надо догадаться. Педагог показывает зеленый круг и спрашивает, что может быть зеленого цвета. Дети отвечают: арбуз, огурец, флажок, шарик, яблоко, ленточка, мячик, цветок и т. д.  То же самое осуществляется с кругами других цветов.

Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                       «Что на что похоже».                                  21.

          Цель: учить детей видеть в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры; анализировать формы предметов и соотносить их с геометрическими образами.

         Педагог. Ребята, что за предметы лежат у нас на столах? (Круг, квадрат, треугольник). А вот на этом столе лежат предметы разные.

Вам надо будет подойти к столу, где лежат предметы, взять любой из них. Похожий на одну из геометрических фигур, и отнести его на стол с той геометрической фигурой, на которую похож этот предмет. Например, платок похож на квадрат. Я его отнесу на стол, где лежит квадрат. А теперь вы. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут распределены.

Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                      «Когда это бывает?»                                    22.

         Цель: развивать временные представления.

          Педагог вносит макет со стрелкой и изображениями разных видов деятельности детей. Передвигая стрелку, уточняет, что делают дети на рисунках и когда это бывает. Можно построить беседу так:

- Что делают дети? ( Они проснулись и делают зарядку).

-Когда это бывает? ( Утром).

- А здесь что делают дети? ( Гуляют в парке). Когда это бывает? ( Днем).

Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                  «Разноцветные треугольники».           23.

          Цель: учить детей группировать предметы по цвету.

          Педагог. Давайте поиграем. Смотрите, у меня есть треугольники, одинаковые ли они? ( Нет, они разные: желтые, синие, зеленые). Возьмите каждый по треугольнику. Теперь пусть все треугольники одного цвета соберутся вместе. Здесь будут жить треугольники желтого цвета, здесь – треугольники синего цвета, здесь – зеленого.. сейчас зазвучит музыка, и все треугольники пойдут гулять. Как только музыка умолкнет, все треугольники разбегутся по своим домам.

Игра проводиться 2-3 раза, можно поменять « место проживания» треугольников.

Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.

                      «Разные мячи».                                             24.

          Цель: учить устанавливать равенство между количеством предметов. Упражнять в сравнении предметов по количеству.

        Педагог. Посмотрите сколько  у нас мячей. Скажите, чем похожи мячи и чем отличаются друг от друга; каких мячей больше и на сколько;  каких мячей меньше и на сколько; как сделать так, чтобы больших и маленьких мячей стало поровну.

Используемая литература: Коротовских Л.Н. планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 224 с, илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для младших дошкольников.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики  являются пальчиковые игры. Они эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элемента...

картотека подвижных игр для младших дошкольников

подборка подвижных игр, которые можно проводить с детьми 3х-4х лет в детском саду...

Картотека пальчиковой гимнастики для младших дошкольников.

Картотека пальчиковой гимнастикиКобзевой Евгении Владимировны Вот стоит шалашик-домик,В нём живёт весёлый гномик.Мы тихонько постучим-постучим,В колокольчик позвоним-позвоним.Двери нам откроет гн...

картотека сенсорных игр для младших дошкольников

Игры развивают мелкую моторику пальцев, мышление, знакомят с геометрическими фигурами, формируют пространственные  отношения, учат ориентироваться в признаках предметов....

Картотека сенсорных игр. Для младших дошкольников.

картотека сенсорных игр . для малышей...

Картотека дидактических игр для младших дошкольников

Картотека дидактических игр для младших дошкольников...

Учим математике младших дошкольников

Практические советы родителям по обучению млаших дошкольников элементарным математическим представлениям....