"Особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ"
статья по теме

Мыкина Дарья Александровна

В данной статье раскрыты особенности адаптации детей к условиям ДОУ. Статья рекомендована начинающим воспитателям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ.»

Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста:

вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное

состояние детей. К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах («Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях» / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А, Атанасовой-Буковой,-М, 1980),

было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в

соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса,

частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита,

регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все

сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне

замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со

средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате

дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. У ребёнка постепенно

нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и

интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и

сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок

достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма

выражено незначительно и к концу 2 - 3-й недели они восстанавливаются.

Острых заболеваний не возникает.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.

Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы:

могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость,

появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.

Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей. Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне,

просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования

малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет

себя агрессивно.

Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких

месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем

направлениям.

Факторы, определяющие характер адаптации.

Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?

Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации, лучше справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, гораздо большие трудности в яслях. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности и родов матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводят к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие– заболевание.

Следующим фактором, влияющим на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Как это происходит?

Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического

развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств

личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность,

любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения

привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный

контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с первых дней его

жизни. Привязанность начинает формироваться уже в первом полугодии жизни

ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых эмоционально-

личностных связей с близкими, особенно с матерью. В первой половине первого

года жизни привязанность выражается в основном положительными эмоциями,

особенной радостью ребенка при появлении мамы. В 7 мес. ребенок начинает

реагировать на ее уход отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В

период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее

интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь

травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. Ярко

выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует о врожденной

чувствительности ребенка и должен учитываться как в его воспитании, так и при

решении вопроса о том, стоит ли отдавать его так рано в ясли.

В 8 мес. малыши начинают бояться незнакомых взрослых, прижимаются к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Страх перед чужими длится недолго, до 1 г. 2 мес. В последующем дети спокойнее воспринимают других людей, но могут смущаться при них.

Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7 мес. до 1 года 2 мес. могут

стать предпосылкой последующего развития тревоги и страха. При

неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи – в

боязливость, становясь устойчивой чертой характера.

Случается и так, что невротическая привязанность ребенка к матери, к родным,

обусловливается тревожностью близких, которые ни на шаг не отпускают от

себя малыша, постоянно опасаются несчастного случая, заражая своими

страхами ребенка.

Многие дети в возрасте от 6 мес. до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно от 8 мес. до 1 г. 2 мес., т.е. в период, когда совпадает беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.

Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является

степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с

предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а

общение происходит в основном по поводу действий с предметами. Такое

общение называется ситуативно-деловым. В ходе делового общения у ребенка

формируются особые связи с окружающими людьми. На смену

непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью и другими

близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу,

приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое

взаимодействие более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость

партнеров, ведь все их внимание сосредоточено на предмете. Конечно, ребенок

скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он

умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности

партнера, а следовательно легче взаимодействовать с посторонними, чем

ребенку, владеющему одним только опытом эмоционального общения. Это

означает, что процесс адаптации будет протекать более благополучно у

малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения.

Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно

эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и

играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей.

У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических

контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми

трудно. В яслях, где воспитатели не могут уделять ребенку столько же внимания,

как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребенок предпочитает

играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к

совместной игре. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым

у него не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое

взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной

потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с

разными взрослыми.

Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям

может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной

формой общения ребенка со взрослыми и становлением предметной

деятельности, предполагающей другую форму общения – сотрудничество.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной

деятельности ребенка и его привыканием к яслям.

Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятия, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к

ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся

сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по

отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с

трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает

сложность адаптационного периода.

Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослыми и

сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка –

вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к

поступлению в ясли и благополучного привыкания к ним.

Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который

может осложнить период адаптации ребенка к яслям. Он связан с

психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером

взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает

ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает

конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если

родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто

происходят ссоры, - все это может явиться причиной невротизации ребенка и его

трудной адаптации к дошкольному учреждению. Впервые попав в ясли, они

быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом

исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход

из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому.

В первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения

Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление нового вида – детский сад для дете...

Особенности адаптации детей раннего возраста

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным...

Консультация "Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ"

Ранний возраст - это особенно насыщенный и интересный период в жизни ребенка....

Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....

Особенности адаптации детей раннего возраста в детском саду

В статье анализируются возрастные особенности детей до трех лет и их влияние на адаптацию ребенка в детском саду. Рассматриваются этапы адаптации и деятельность педагогического коллектива по адаптации...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

При поступлении в детский сад многие дети переживают эмоциональный стресс со всеми его негативными последствиями, в то время как для родителей – это радостное и волнительное событие. Так же для детей ...

Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет бол...