Трениг для педагогов дошкольного образовательного учреждения "Профилактика синдрома профессионального выгорания"
материал по теме
Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения учебно-воспитательного процесса. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_sindroma_professionalnogo_vygoraniya.docx | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
"Профилактика синдрома профессионального выгорания"
подготовила педагог-психолог А.Н Французова
Цели:
- создание условий способствующих профилактике СЭВ.
- когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
- развивающий компонент: развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
- формирующий компонент: формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом;
Ход тренинга.
- Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. Тема нашего тренинга СЭВ.
Как вы считаете, что такое синдром эмоционального выгорания? Как вы считаете, как он проявляется?
Согласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь.
Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями показано, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания.
Умение владеть собой, держать себя в руках -один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи и психологическое здоровье.
Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме , они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать , как ее можно вовремя восполнить и восстановить.
Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течение каждого дня, недели, месяца , целого года, а значит, продлить срок своей успешной жизни.
В настоящее время, в процессе профессиональной деятельности в ДОУ мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания педагогов.
Стадии профессионального выгорания:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• возникают недоразумения с воспитанниками, родителями.
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю положительную эмоциональность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
- нарушается сон, аппетит, появляется тревожность и агрессивность.
МЕТОДЫ ПОМОЩИ
Итак, мы обсудили причины, которые лежат в основе эмоционального выгорания.
Перейдем к рассмотрению методов помощи:
1. Физиологические (воздействие на тело): солнечный свет, физические упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух, воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани, дыхательная гимнастика.
2. Физиотерапевтические: физиотерапия, массаж, гомеопатия.
3. Биохимические (воздействие на клеточном уровне): здоровая еда, лекарства, закаливание, секс.
4. Психологические: тренинги, медитации, методы саморегуляции поведения, музыкотерапия,аффермации.
Таблица "Помоги себе сам"
Стать более счастливыми помогает все нам ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ!
МЫСЛЬ – это то, чем человек может свободно управлять!!!
Позитивное мышление – это ваше психическое отношение к жизни, самому себе, происходящим событиям и событиям, которые только должны произойти. Это ваши хорошие мысли, слова и образы, являющиеся источником успеха в жизни.
Позитивное мышление - это ожидание счастья, радости, здоровья, успешного завершения любой ситуации и принимаемых решений.
Ведь неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.
(Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи) - Аффирмации – это осознанные, четко сформулированные позитивные мысли, которые человек думает намеренно для того, чтобы заменить негативные убеждения:
Это позитивные утверждения. Это фразы, полные уверенности и силы. Произносите их вслух, и ваша обычная речь также будет полна уверенности и силы
Психологическая причина болезни | В каком органе проявляется болезнь | Повторяйте себе несколько раз в день |
Долгая неразрешенная эмоциональная проблема | Высокое давление | Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен |
Самокритика, страх | Головная боль | Я люблю и одобряю себя |
Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь | Желудок | Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого. |
Черствость, отказ от радости | Сосуды | Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца. |
Хроническое нытье | Печень | Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу. |
Представьте себе плохо настроенный музыкальный инструмент. Вам нравится его звучание? А теперь представьте, что этот инструмент настроили. Какие прекрасные звуки он станет издавать! Какое удовольствие получат окружающие! Так и человек. Настроился с утра позитивно, и день прошел ЗДОРОВО! Все получилось! Окружающие тоже довольны, и получают позитив от общения с ним! А теперь вспомните себя… Настроение с утра частенько неважное, можно сказать, паршивенькое, спать хочется, на работу идти не хочется, к зеркалу подходим – ….
И другая ситуация: еще не вставая с постели, настроили себя на позитивный лад, сказали себе: «День замечательный! Я – красавица! У меня все получится!», и у вас действительно все получится!!!
Ключевые фразы позитивного настроя:
«Я смогу»,
«Я достоин»,
«У меня получится»
«Я сделаю»
Сегодня я обретаю эмоциональную свободу.
Я отпускаю прошлое.
Я прощаю себя и других людей.
Я желаю успеха себе и всем, кто меня окружает.
Мне легко верить в себя.
Мои мысли созидают мою жизнь.
Я люблю красоту и окружаю себя красотой.
Практическая часть.
1."Мое настроение".
Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя слово, отражающее ваше настроение или состояние на данный момент.
2.Упражнение "Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!" (под музыку)
Спутник стресса – это регулярный мышечный зажим.
Я сейчас научу вас избавляться от мышечных спазмов и зажимов путем несложного психдинамического вытяжения мышц тела по методике индийского йога ОША.
Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль туловища.
Представьте, что к вашему темени прикреплена ниточка, за которую вас не сильно, но уверенно тянут вверх.
Позвольте голове последовать за направлением силы натяжения. Понемногу вытягивайте шею.
Затем начинайте вытягивать позвоночник.
Когда почувствуете, что позвоночник выпрямился, встаньте на цыпочки.
3.Упражнение " Распредели по порядку"
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего " Я".
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд)следующий перечень:
- дети
- работа
- муж (жена)
- Я
- друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня :
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
4.Упражнение "Удовольствие"
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать(1.2.3...) их по степени удовольствия.
Затем объяснить педагогам , что это и есть ресурс, который можно использовать как "скорую помощь",когда вы почувствуете что силы ваши на исходе.
Обсуждение.
5.Музыкальная минутка
Я буду вам зачитывать определённые слова и дадите ответ, что это за песня, из какого она мультфильма, и пропоёте эту строчку.
- Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)
- Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью. ( “В голове моей опилки…” – песенка Вини-Пуха)
- Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси. (“Где то на белом свете..” – к/ф. “Кавказская пленница”)
- Песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек. (“Где-то в синем лесу..” – к/ф. “Бриллиантовая рука”)
- Песня о четырёх мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе. (“Опять скрипит потёртое седло..” – к/ф. “Д’Артаньян и три мушкетёра”)
- Песня о трагической смерти маленького насекомого (“В траве сидел кузнечик”)
- Песня о неизвестной игрушке с большими ушами. (“Теперь я Чебурашка …”)
- Песня о мальчике, сующем свой нос в чужое дело. (“Буратино”)
6.Психологические рекомендации.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
- громко запеть;
- резко встать и пройтись;
- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
- измалевать листок бумаги, измять и выбросить .
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
6.Упражнение «Дружественная ладошка».
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней первой встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.
Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.
Выполнение задания участниками.
- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть и помогают в какой-то сложный момент.
- Спасибо за внимание! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого...
7.Упражнение " Источник"(под музыку)
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.
Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.
Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. "
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение ,принимая душ.
Психолог благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»
Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»...
Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»
Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...
Практикум: "Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов"
Представлены занятия по снятию психоэмоционального напряжения воспитателей...
предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...
предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...
предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...