Проект "Памяти пылающих лет"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Проек по ознакомлению старших дошкольников с историей  Великой Отечественной  войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vov.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   дошкольное образовательное учреждение                        «Детский сад  присмотра и оздоровления № 281»   городского округа  Самара

Проект по ознакомлению дошкольников с историей Великой Отечественной войны:

«Память пылающих лет».

   

Авторы проекта: Воспитатели МБДОУ №281

Штанкова Е.С.

Кабанова А.В.

Самара, 2014

    Сегодня мы являемся свидетелями всплеска патриотизма, сплочения народа России вокруг своих национальных интересов. На гребне порывов западных стран, наших соседей «переписывать историю», мы отстаиваем право на ту историю, где наша страна ценою невероятных потерь победила в Великой Отечественной войне, во II Мировой войне. 9 мая 2015 года наша страна отмечает 70-летие победы над фашистской Германией.   Совсем мало осталось живых свидетелей событий 1941-1945 годов. Победа завоевана непомерным подвигом народа.    Именно события ВОВ являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников.

       В МБДОУ №281  в подготовительной к школе группе был разработан проект по  ознакомлению дошкольников с историей  Великой Отечественной войны. Идея  создания и реализации проекта возникла после того, как воспитанник нашей группы Владик Румянцев принес генеалогическое древо своей семьи. После рассказа Владика о своем прадедушке, участнике Великой Отечественной войны у детей возник ряд вопросов:

-Что это за война? Когда она была?

- Кто такие ветераны?

- Что такое ордена и медали? Почему они разные?

Так возник проект: «Память пылающих лет»

Тип проекта: практико – ориентированный, открытый,  групповой.                              

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Сроки реализации:  сентябрь – ноябрь 2014 г.

Проблема: 

У детей недостаточно знаний о родных и близких, воевавших на полях сражений Великой Отечественной войны. При этом многие родители в этом вопросе довольно пассивны, считая, что детям 6-7 лет необязательно знать такие серьёзные вещи, а порой и сами плохо знают историю своей семьи.

Цель проекта:

     Формирование мотивационно-целостного представления об историческом прошлом  России.

Цель (детская):  

      Познакомиться  с    историей Великой Отечественной   войны  узнать о своих родственниках, участниках  войны.

Задачи:

  1. Формировать социально-значимые качества: гордость за свою Родину, чувство глубокого уважения к участникам войны, воинам-землякам.          
  2. Стимулировать потребность детей в поиске сведений о своих родственниках, участниках войны.
  3. Приобщать родителей к совместной творческой деятельности  с детьми, сбору документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Углублять знания об историческом прошлом нашей Родины.
  2.   Воспитывать уважительное отношение к участникам  Великой Отечественной Войны,  к памяти павших бойцов.  
  3.   Развивать умение содержательно; эмоционально  рассказывать сверстникам об интересных фактах  и событиях своих родственников, участников Великой Отечественной Войны.    
  4.  Содействовать  творческому  использованию в играх представлений об армии, впечатлений о произведениях литературы.

Познавательное развитие:

  1. Расширять знания о героях Великой Отечественной Войны, о сплочённости нашего народа в борьбе против фашизма, о победе нашей страны в войне.
  2.   Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной  Войны, в том числе и в Самарской области.
  3.   Рассказать детям о воинских наградах прадедушек и прабабушек.      
  4.   Формировать представления о военной форме и атрибутике военных лет.

Речевое развитие:

  1. Обогащать речевой запас детей на основе углубления представлений о событиях ВОВ 1941-1945г.
  2. Активизировать номинативный словарь воинской тематики.
  3. Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи для составления рассказов о своих родственниках.

Художестенно-эстетическое развитие:

  1. Проявлять самостоятельность в выборе темы рисунка, композиционного и цветового решения.    
  2.  Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный  отклик при восприятии и исполнении песен военных лет.              
  3.   Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные детали будут объединяться в общую картину макета, развивать коллективное творчество.

Физическое  развитие:

Закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх, способствовать развитию ловкости, силы, быстроты, выносливости, координации движений, умение ориентироваться в пространстве.

Педагогические принципы реализации проекта:

  • Принцип поисково – исследовательской деятельности.  
  • Принцип дифференциации и интеграции всех видов образовательных областей.                              
  • Принцип непрерывности.                            

Предполагаемый результат:

  • расширятся представления детей о подвигах народа, об истории родного отечества, сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям;
  • будет создана материально - техническая база для плодотворной работы по данной теме.
  •  повысится заинтересованность родителей в формировании у детей представлений о Великой Отечественной войне.

2.2. Педагогические условия реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

I этап  Подготовительный:

 Изучение методической литературы,  подбор  художественной литературы, иллюстраций, фотографий, фильмов о  войне.  Пополнение предметно-пространственной развивающей среды:  дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, создание  и оформление тематических папок. Составление перспективного плана, конспектов бесед, НОД.

2 этап Основной:  реализация проекта.

Познавательная деятельность:

  • Чтение произведений: Л. Кассиль «Главное войско», «Памятник советскому солдату»,  С. Михалков «Служу советскому союзу», А.Блинов  «Таинственная шкатулка», С. Георгиевская «Галина мама», П. Цвирка  «Соловушка», С. Алексеев «Орлович-воронович», А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста», Б.Павлов «Вовка – с ничейной полосы», К.Паустовский «Похождения Жука-носорога».
  • Разучивание стихотворений: М. Исаковский «Навек запомни», С.Михалков «Быль для детей», З. Александрова «Родина», А.Штанкова «Прадеды».
  • Рассказы и беседы: «22 июня – День памяти и скорби», «Дети-герои ВОВ», «Тыл для фронта», «Рассказы из семейного архива»
  • Рассматривание иллюстраций: «Рода войск», «Памятники боевой славы Самарской области»,
  • Рассматривание наград: Орден Великой Отечественной войны 2 степени, Орден Красной звезды, Медаль За отвагу, Юбилейные медали ко Дню Победы 1941-1945г.(семейные реликвии воспитанников и воспитателей группы)
  • НОД: Ознакомление с окружающим: «Отступать некуда - позади Москва», «В небесах, на земле и на море». Конструирование: «Памятник шоферам погибшим в ВОВ», «Эсминец». Ручной труд: «Танк», «Пилотка», «Блиндаж и окопы»
  • Экскурсии:  к памятнику Защитнику отечества; В музей боевой славы МБОУ сош№129
  • Просмотр фильмов: «Маленький сержант», «Юнбат Иванов», «Парад в Москве 7 ноября 1941года»
  • Просмотр презентаций: «Куйбышев годы ВОВ», «Блокада Ленинграда», «Дети-герои».
  • Слушание в аудиозаписи песен военных лет.

Продуктивная деятельность:

  • НОД: Конструирование: «Памятник шоферам погибшим в ВОВ», «Эсминец» , Ручной труд: «Танк», «Пилотка».
  • Изготовление макета «Битва за Москву»

Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Посылка на фронт», «Узнай по форме», «Сложи правильно»
  • Сюжетно-ролевые игры: «На поле танки грохотали», «На заставе», «Морской патруль»
  • Подвижные игры и упражнения:  «Переправа», «Добрось гранату», «Эвакуация раненого»
  • Инсценировка произведений: С. Михалков «Мы тоже воины»,  

М. Твардовский «Василий Теркин»

Работа с родителями:

  • Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.
  • Консультации: «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне», «Читаем детям о войне».
  • Выставка «Книги о Великой отечественной войне».
  • Совместный с детьми сбор информации о родственниках, участниках ВОВ и составление страниц памяти. Изготовление книги «Память пылающих лет»
  • Изготовление родителями альбомов: «Дети фронта», «Города-герои», «Ордена и медали»,  «Памятника боевой славы», «Военная форма».
  • Конкурс семейных  рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто».
  • Просмотр передачи  посвященной параду 7 ноября 1941 года
  • Музыкально-литературный вечер: «Листая памяти страницы»
  • Выставка: «Этих дней не смолкнет слава»

Изменения в предметно-развивающей среде:

  • Внесение в книжный  уголок книг о Великой Отечественной войне
  • Подбор фотографий и иллюстраций о ВОВ
  • Внесение атрибутов к сюжетно-ролевым играм (военная техника, матросские бескозырки, бинокли, пилотки)
  •  Оформление патриотического уголка, на основе созданных макетов и альбомов.

3 этап Заключительный:

 Презентация проекта:

  • Музыкально – литературный вечер «Листая памяти страницы»
  • Выставка «Этих дней не смолкнет слава!»

Продукт проектной деятельности:

Книга «Память пылающих лет» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны.

Мониторинг эффективности проекта:

Интервьюирование детей: «Что ты знаешь о войне?»

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

      Результаты мониторинга   позволяют нам считать, что  дети научились более осознанно воспринимать  факты  ВОВ, события тех далеких, тяжелых лет. У них появилась мотивационная потребность изучения истории своего народа и роли своих родных в истории ВОВ. Этот интерес проявляется в детских вопросах, играх, рассказах, рисунках. А также нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.

В перспективе мы планируем продолжить работу в данном направлении.

Развитие проекта:

  • Привлечение детей, педагогов и родителей групп детского сада к сбору  сведений о своих родственниках, участниках Великой Отечественной Войны
  • Участие в конкурсе проектов «Хочу все знать!»

Расширение проекта:

  • Экскурсия в музей МБОУ СОШ  № 145
  • Встреча военнослужащими в День защитника Отечества
  • Встреча с тружениками тыла
  • Посещение праздника «19 дней до Победы», МБОУ СОШ № 145

Праздник, посвященный 70-летию Победы в ВОВ.

    Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение месячника "Память пылающих лет"

В рамках проведения месячника героико-патриотического воспитания «Память пылающих лет», посвящённого 25-летию вывода ограниченного контингента войск из Афганистана и 69-й годовщине Победы в Великой От...

Презентация к проекту "Память пылающих лет"

Проект по ознакомлению старших дошкольников с историей ВОВ...

Сценарий чувашской народной сказки "Пылающий огонь".

Сценарий чувашской народной сказки "Пылающий огонь"....

Сценарий утренника, посвящённый Дню Победы "Память пылающих лет"

Сценарий с участием педагогов, воспитанников средней и старшей групп...

Конспект тематического мероприятия "Память пылающих лет"

Отгремела война, на землю пришел мир. Благодарные люди поставили памятники воинам - освободителям. Их очень много во всех уголках нашей Родины, в том числе и в нашем родном городе Алчевске.Е...