Картотека прогулок. Часть 2.
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему
Картотека прогулок в старшей-подготовительной группе продолжение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulki_nablyudeniya2.docx | 92.68 КБ |
Предварительный просмотр:
№ 31 Наблюдение за вербой Цель – закреплять знания об иве, обращать внимание на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых. Беседа Еще в лесу туманно, глухо, Но над рекою, под обрывом Оделась золотистым пухом И распустила кудри ива. Как будто облако спустилось С небес на маленькие почки, Зазеленело, превратилось В живые теплые комочки. Какие разновидности ивы вы знаете? (Верба, ракита, лоза.) Когда зацветает ива? (Ранней весной.) Как выглядят ее соцветия? (Сережки ярко-желтые, похожие на цыплят.) У какого дерева быстрее распускаются почки? (У вербы.) На что они похожи? (На пушистые комочки.) Какой праздник православные христиане отмечают за неделю до Пасхи? (Вербное воскресенье.) Исследовательская деятельность Сравнить вербу и иву. По каким признакам можно их отличить? Труд. Помощь детям младшей группы в уборке участка от прошлогоднего мусора. П/ и: "Вороны и воробьи", "Будь внимательным". Метание предметов в цель. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Лесовичок". "Детки в клетке". Пальчиковая гимнастика "Деревце". Самостоятельная деятельность. Катание на роликах. № 33 Разные виды транспорта Цель – закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина; человек, вращая педали, передвигается. Беседа Велосипед — это вид транспорта. Слово "велосипед" обозначает "быстрые ноги". Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равновесие. Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.) Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног.) На двух колесах я качу, Двумя педалями верчу, За руль держусь, гляжу вперед, Я знаю — скоро поворот. Мне подсказал дорожный знак: Шоссе спускается в овраг. Качусь на холостом ходу У пешеходов на виду. Труд. Подметание дорожек на участке, сбор мусора. П/ и: "Шалтай-Болтай". "Два рыболова". Упражнения на равновесие. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Плохо или хорошо". "Весельчак". Пальчиковая гимнастика "Машина". Самостоятельная деятельность. Игры с песком. | № 32 Наблюдение за бабочкой Цель – на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого. Беседа На луг мы прилетели И здесь танцуем вальс. Мы крылышки расправим —- Красив на них узор. Мы кружимся, порхаем — Какой кругом простор! Как выглядит бабочка? Как она передвигается? Чем питается бабочка? Какую пользу приносит? Есть ли дом у бабочки? Есть ли у нее враги? Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете? У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки. Труд. Расчистка огорода от мусора. П/ и: "Ловкая пара", "Мяч сквозь обруч". Прыжки с продвижением. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто дальше?". "Урожай". Пальчиковая гимнастика "Бабочка". Самостоятельная деятельность. Игры с песком. № 34 Наблюдение за мать-и-мачехой Цель – развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения. Беседа Ничто мне так не скажет о весне, Как мать-и-мачехи желтеющие пятна. Она покажется и сразу я пойму - Пришла весна, пришла… И это правда! Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство. Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев. Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи. Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заковки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки. Труд. Посадка семян лекарственных трав. П/ и: "Догони свою пару". "Попади в цель". Веселые прыжки в длину. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Краски". "Угадай форму". Пальчиковая гимнастика "Цветок". Самостоятельная деятельность. Игры с песком. |
№ 35 Наблюдение за стрекозой Цель – расширять знания о внешнем виде стрекозы; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому. Беседа У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела, И большие-большие глаза. Называют ее ... (стрекоза). Как выглядит стрекоза? Как она передвигается? Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики? Где живет стрекоза? На кого она охотится? Чем питается? Есть ли враги у стрекозы? Какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете? У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют. Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками. Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны. Труд. Посадка картофеля. П/ и: "Сумей вскочить", "Лягушки в болоте". Прыжки с разбега. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Парочки". "Что за насекомое". Пальчиковая гимнастика "Стрекоза". Самостоятельная деятельность. Метание мячей. № 37 Наблюдение за одуванчиком Цель – развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения. Беседа Появилось солнышко в мае на лугу, На него любуюсь, очень берегу. Жаль, недолго солнышко будет золотым, Побелеет солнышко—и расстанусь с ним. Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка. Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений. Труд. Уборка участка от сухих веток. П/ и: "Спящая лиса". "Перелет птиц". Прыжки вверх с места. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Скороходы". "Что изменилось". Пальчиковая гимнастика "Одуванчик". Самостоятельная деятельность. Игры с мячом. | № 36 Наблюдение за комаром Цель – расширять представления об особенностях внешнего вида комара; формировать реалистические представления о природе. Беседа Очень маленький на вид, Надоедливо звенит. Прилетает вновь и вновь, Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.) Как выглядит комар? Как он передвигается? Есть ли у комаров уши? Чем питаются комары? Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров? Почему комаров называют вредными насекомыми? Какие враги есть у комаров? Какие загадки и сказки о комарах вы знаете? У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах. Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь. Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы. Труд. Уборка петрушки. П/ и: "Пронеси, не урони", "Пожарные". Лазание по гимнастической лестнице. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Узнай по описанию" "Художник". Пальчиковая гимнастика "Комар". Самостоятельная деятельность. Игры на спортивном участке. № 38 Наблюдение за божьей коровкой Цель – расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому. Беседа Божья коровка, алая спинка, Уцепилась ловко коровка за травинку. Вверх неспешным ходом Ползет по стебельку К пахнущему медом Яркому цветку. Как выглядит божья коровка? Как она передвигается? На кого охотятся божьи коровки? Где они живут? Какую пользу приносят божьи коровки? Где зимуют? У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные. Божьи коровки поедают, огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов. Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю. Труд. Высадка рассады цветов в цветник. П/ и: "Пингвины с мячом", "Не наступи". Прыжки на двух ногах с зажатым предметом между ступнями. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Парочки". "На что похоже". Пальчиковая гимнастика "Божья коровка". Самостоятельная деятельность. Игры с песком. |
№ 39 Наблюдение за цветником Цель – продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать. Беседа Мне не нужен огород, ягода клубника — Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика. Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку. Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку. Первый опыт у меня не совсем удачен, Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче! Быть садовником хочу, когда стану взрослым, Буду разводить цветы, хоть это и непросто. Ребята, как называются цветы, которые мы посадили? Что надо сделать, чтобы наши семена взошли? Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними? Чем одни цветы отличаются от других? Какие названия цветов вы знаете? Отличаются ли семена растений друг от друга? Уточните чем? Труд. Посадка цветов. П/ и: "Ловишки". "Попади в обруч". Бег в разных направлениях. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто за кем". "Наоборот". Пальчиковая гимнастика "Цветочек". Самостоятельная деятельность. Игры на спортивном участке. | № 40 Наблюдение за облаками Цель – побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе. Беседа Могу я бесконечно Смотреть на небеса, Но шлепнул дождик в речку, И скрылись чудеса. По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду. Из чего состоят облака? Всегда ли они бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду? Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллики сливаются и становятся побольше размером, облако темнеет, его называют тучей, из тучи идёт дождь или град. С чем можно сравнить тучи, плывущие по небу? Труд. Работа граблями и метлой. П/ и: "Не сбивай и поймай", "Дальше и выше". Перепрыгивание через бревна, камни, пни. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Веселый художник". "Перекресток". Пальчиковая гимнастика "Облака". Самостоятельная деятельность. Игры с мячом. |
№ 41 Наблюдение за майским жуком Цель – расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Беседа Чок-чок-чок-чок! Прилетел в сад жучок. На березу сел — все листочки съел. Позову скворцов со всех концов, Позову грачей — летите скорей! Жука проглотите и мой сад спасите! Как выглядит майский жук? Как он передвигается? Где живет майский жук? Чем питается майский жук? Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов? Какие враги есть у майских жуков? Где зимуют майские жуки? Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго — три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают. У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве. Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками. Труд. Посадка семян гороха. П/ и: "Кати в цель", "Догони мяч". Игры с мячом у стенки. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что перепутано". "Посчитай". Пальчиковая гимнастика "Насекомые". Самостоятельная деятельность. Игры в песке. | № 42 Наблюдение за погодой Цель – формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Беседа Ласточка примчалась Из-за бела моря. Села и запела: «Как февраль не злися, Как ты, март, не хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик — Все весною пахнет». Что изменилось с приходом весны? Что стало чаще появляться на небе? Что изменилось на огороде? Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а маленькими клочками? Предложить детям объяснить, как они понимают поговорку «Зима весну пугает, да сама тает»? Труд. Уборка экологической тропы. П/ и: "Лесные тропинки", "Караси и щука". Упражнение в беге и прыжке. Индивидуальная работа. Дидактические игры."Зима надоела". "Времена года". Пальчиковая гимнастика "Зимушка–зима". Самостоятельная деятельность. Игры со снегом. |
№ 43 Наблюдение за солнцем Цель – помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу. Беседа Люди добрые, солнцу красному, Лику ясному Поклоняйтеся, улыбайтеся Распрекрасному. Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце — источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее. Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце? Почему вы чувствуете, что весна уже наступила? Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит? Труд. Расчистка дорожек от мусора и снега. П/ и: "Поймай мяч", "Караси и щука". Прыжки в высоту с разбега. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что лишнее". "Незнакомец". Пальчиковая гимнастика "Солнце". Самостоятельная деятельность. Катание на качелях. № 45 Наблюдение за трясогузкой Цель – знакомить с трясогузкой, внешним видом, средой ее обитания. Беседа Трясогузка — стройная и грациозная. Спинка и бока серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми прыжками. Прилетает ранней весной, вьет гнезда по берегам рек и озер из соломинок и тонких веточек, устилает пухом. Питается живым кормом. Как выглядит трясогузка? Чем питается? Когда прилетает в наши края? Как заботится о своем потомстве? Чем птицы заняты весной? Весною дел у птиц немало: Встала птаха поутру, Целый день она летала И ловила мошкару. Сядет с мошкою на ветку, Тихо пискнет: «Я, мол, тут!» Знает, маленькие детки С нетерпеньем маму ждут. Труд. Подготовка грядок к посеву семян. П/ и: "Не опоздай". "Не упусти мяч". Бросание мяча в цель. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Переполох". "Досчитай до…" Пальчиковая гимнастика "Птичка". Самостоятельная деятельность. Игры с мячом. | № 44 Наблюдение за тополем Цель – продолжать знакомить с деревьями на участке; формировать представления о внешнем виде тополя весной. Беседа Тополя, тополя, На пути - деревца, Деревца зелёные. Беспокойной весной Вы шумите листвой. Как называется это дерево? А как вы узнали? Какие части тополя вам знакомы? Весной на тополях набухают крупные почки. Когда клейкая оболочка упадет с них на землю, раскрываются пахучие блестящие листочки. Листья распускаются быстро и буйно. С утра дерево еще без листвы, а в полдень крона блестит и переливается развернутыми листьями. Тополиные листья свисают вниз на длинных черешках, слегка сжатых с боков, ' поэтому листья очень подвижны: трепещут и дрожат, даже при легких порывах ветра. Тополя чаще других деревьев сажают в городах, потому что они прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей. Они неприхотливы и быстро растут. Труд. Сбор палок, сломанных веток и сухих листьев. П/ и: "Совушка", "Веревочка". Катание на велосипедах. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Снег или дождь". "Что перепутано". Пальчиковая гимнастика "Зеленое деревце". Самостоятельная деятельность. Игры по желанию детей. № 46 Наблюдение за ветром Цель – закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях; дать понятие о ветре, его свойствах; определить направление ветра.
Беседа Я иду по дороге. И ветер со мной... Он берет меня за руку И ведет за собой... Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т.п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям. Воспитатель загадывает детям загадку. Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.) Труд. Расчистка дорожек. П/ и: "Быстрее ветра", "Кто смелее?". Прыжки в длину с разбега. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Прыгни дальше". "Угадай". Пальчиковая гимнастика "Ветер–ветерок". Самостоятельная деятельность. Игры с песком и формочками. |
№ 47 Наблюдение за почками березы Цель – продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года. Беседа Она весну встречает, Сережки надевает, Накинута на спинку Зеленая косынка, А платьице в полоску. Ты узнаешь ... (березку) О каком времени года говорится в загадке? Перечислите признаки весны? Что это за дерево? Что произошло с почками? В каком состоянии находятся деревья весной? (пробуждаются.) Труд. Заготовка талой воды для поливки комнатных растений; уборка мусора с участка. П/ и: "Бездомный заяц", "Караси и щука". Бег в рассыпную. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Пустое место", "Брось за флажок". Пальчиковая гимнастика "Белая береза". Самостоятельная деятельность. Катание на велосипедах. № 49 Наблюдение за осиной Цель – закреплять знания об осине; знакомить с новым явлением — почками. Беседа Трепещет робкая осина, Хотя и легок ветерок. Какая страшная причина Тревожит каждый здесь листок? Ласковое весеннее солнышко пригрело зеленоватый ствол осины. Облетели с почек блестящие коричневые колпачки, и начали расти мохнатые сережки. А за ними покачнутся зеленые дрожащие листочки. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.) Что весной до появления листочков вырастет на дереве? Вспомните, почему дрожат листья дерева? Труд. Подметание дорожек на участке, сбор прошлогодних листьев. Подвижные игры: "Хитрая лиса", "Воробушки". "Перебрось за линию". Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что за животное". "Дни недели". Пальчиковая гимнастика "Осинка". Самостоятельная деятельность. Игры с выносным материалом. | № 48 Наблюдение за дятлом Цель – расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птицы и среде ее обитания; формировать реальные представления о жизни птицы. Беседа Дятел длинным языком Капли сока лижет, Бабочка, усевшись ниже, Пьет прозрачным хоботком. Муравьи и мошки По березе гладкой Ползут, как по дорожке, За капелькою сладкой. Всех березка напоила, Вешним соком оделила! Где зимуют дятлы? Чем любят лакомиться дятлы ранней весной? (Березовым соком.) Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры деревьев? Как дятел строит гнездо? Как выглядит дятел? Почему дятлов называют «санитарами леса»? Труд. Расчистка участка от остатков снега и мусора. П/ и: "Сбей кеглю". "Прыгуны". Подскоки на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Пепепрыгни через…". "Раз, два, три замри". Пальчиковая гимнастика "Дятел". Самостоятельная деятельность. Игры с песком.
№ 50 Наблюдение за проталинами Цель – учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе. Беседа Голубые, синие небо и ручьи, В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки-кружева, Первые проталины, первая трава. К нам весна шагает быстрыми шагами, И сугробы тают под ее ногами. Черные проталины на полях видны, Верно, очень теплые ноги у весны. Какие изменения произошли в природе весной? Что вы наблюдали сами? Как изменился снег с приходом весны? В каких местах вы наблюдали проталины? Почему не везде появились проталины? Труд. Уборка участка после таяния снега. Подвижные игры: "По проталинам", "На поляне". Бег по сигналу. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Перепрыгни". "Назови одним словом". Пальчиковая гимнастика "Весна". Самостоятельная деятельность. Игры со снегом. |
№ 51 Наблюдение за ледоходом Цель – продолжать формировать обобщенные представления о каждом сезонном изменении в неживой природе; закреплять представление о переходе льда в воду при резком изменении температуры. Беседа Снег теперь уже не тот, Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. Отметить состояние реки: нагромождение льда и снега; полыньи, очистившие участки воды, по которым плывут льдинки; цвет воды, льда. Объяснить слово «ледоход». Вспомните, что вы видели в лесу, идя на речку? Какие признаки весны заметили на участке детского сада? Как «борются» зима с весной на речке? В народе говорят: «Как третья хвоя падает, так через две недели и река пойдет — ледоход». Труд. Уборка участка от зимнего мусора. Подвижные игры: "Речная фигура", "Два мороза". Прыжки с продвижением. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Измени слово". "Кто поет". Пальчиковая гимнастика "Машины". Самостоятельная деятельность. Игры с песком и формами. № 53 Наблюдение за рябиной Цель – закрепить знания о рябине; отметить, какие изменения произошли с ней весной. Беседа Красненькую ягоду Мне дала рябина. Думал я, что сладкую, А она - как хина. То ли эта ягодка Просто недозрела, То ль рябина хитрая Подшутить хотела? По каким характерным признакам можно узнать рябину? Расскажите стихотворение про рябину. Какие пословицы, поговорки вы про нее знаете? Когда зацветает рябина? Кто проведывает первым ароматные цветы рябины? Почему? В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, просыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зеленые листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы весело гудят возле нее. Своим душистым ароматом она невольно привлекает внимание прохожих. Труд. Расчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев. Подвижные игры: "Волк во рву", "Горелки". Прыжки на одной ноге с продвижением. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "По прямой". "Футбол". Пальчиковая гимнастика "Рябинка". Самостоятельная деятельность. Езда на велосипедах. | № 52 Наблюдение за сорокой Цель – пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает; обогащать словарный запас художественным словом; воспитывать заботливое отношение к птицам. Беседа Всюду я летаю, Все на свете знаю, Знаю каждый куст в лесу, Новость на хвосте несу. Может быть, меня за это И зовут «лесной газетой»? Что это за птица, как она выглядит? Вьет ли сорока гнезда, зачем? Какие заботы у птицы весною? Как они берегут свое потомство? Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.) Труд. Посыпание скользких дорожек песком. Подвижные игры: "С кочки на кочку". "Достань до мяча". Отбивание мяча одной рукой. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Хитрая лиса". "Скажи наоборот". Пальчиковая гимнастика "Сорока–белобока". Самостоятельная деятельность. Катание на велосипеде. № 54 Наблюдение за легковым автомобилем Цель: продолжать учить отличать легковой автомобиль от грузового. Беседа На колесах четырех, С окнами и дверями. (Легковой автомобиль.) Как выглядит легковой автомобиль? Чем он отличается от грузового? Какие виды легковых автомобилей вы знаете? Человек, который управляет легковым автомобилем, называется водителем или шофером? Вспомнить стихотворения, загадки, рассказы о транспорте. Труд. Коллективный труд на огороде. Подвижные игры: "Догони свою пару", "Ловишка", "Бери ленту". Метание в цель. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что перепутал художник". "Мастеровые". Пальчиковая гимнастика "Моя машина". Самостоятельная деятельность. Игры на спортивном участке. |
№ 55 Птицы на участке детского сада Цель – учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам. Беседа Трава опять зазеленела, И закудрявились леса. «Весна! Весна! Пора за дело!» — Звенят уж птичек голоса. Сухие прутики, солому, Кусочки мха они несут — Все пригодится им для дома, Чтоб для птенцов создать уют. И заливаются на ветках Синицы, воробьи, скворцы, Ведь скоро в гнездах будут детки — Их желторотые птенцы. Какие птицы прилетают к нам на участок? Как вы им помогаете? Какого они размера? Какую пользу приносят птицы? Какая у них окраска? Чем питаются? Какие изменения в жизни птиц происходят весной? Как птицы заботятся о своем потомстве? Каких птиц вы еще знаете? Труд. Посыпание песком дорожек на участке. П/ и: "Лови — бросай". "Салки". Прыжки вверх с места. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Узнай меня". "Ау". Пальчиковая гимнастика "Птичка невеличка". Самостоятельная деятельность. Игры с выносным материалом. | № 56 Наблюдение за сосульками Цель – знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями; способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы. Беседа Шаловливые сосульки Сели на карниз. Шаловливые сосульки Посмотрели вниз. Надоело им свисать, Стали капельки бросать. Целый день идет трезвон — Кап-кап! Дон-дон!
Ребята, обратите внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли. Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она — гладкая, шершавая и т.д. Предложите ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожа сосулька? Пусть дети выскажут свои предложения: почему она такой формы, как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? (Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.) Что растет вершиной вниз? (Сосулька.) Есть примета: длинные сосульки — к долгой весне. Труд. Заготовка талой воды для поливки комнатных растений. Подвижные игры: "Мы — капельки", "Живой лабиринт". Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Правильно скажи". "Кто чем питается". Пальчиковая гимнастика "Сосульки". Самостоятельная деятельность. Игры с выносным материалом. |
№ 57 Наблюдение за легковым автомобилем Цель – продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта; развивать наблюдательность; воспитывать положительное отношение к людям труда. Беседа Почему он так называется? Какие вы видите автомобили? Какие автомобили перевозят людей? Чем отличается автобус от легковой машины? Что у них общего? Кто водит машину? Спешат автобусы, Спешат машины легковые, Торопятся, мчатся, Как будто живые. У каждой машины Дела и заботы, Машины выходят С утра на работу. Труд. Сбор мусора на участке, погрузка прошлогодних листьев на носилки. Подвижные игры: "Не замочи ног", "Извилистая тропинка". Прыжки через препятствия. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Какое это животное". "Магнитная дорожка". Пальчиковая гимнастика "Папина машина". Самостоятельная деятельность. Игры с машинками и песком. | № 58 Наблюдение за работой дворника Цель – активизировать познавательную деятельность; развивать умение видеть целесообразность трудовых действий; учить оценивать результаты труда. Беседа Встанет дворник на заре, Все очистит во дворе И кусты обрежет сам. Красота на радость нам! Обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он это делает? Какие орудия труда имеются у дворника? Объяснить, зачем он это делает. Предложить детям помочь очистить участок от срезанных веточек. Кто обрезает деревья? Какие ветки он обрезает и чем? (Специальными ножницами — секатором.) С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? (Придать форму, освободить от лишних или больных веток.) Почему профессия называется — дворник? Труд. Уборка обрезанных дворником веток в определенное место. Подвижные игры: "Ворона и воробей". "Беги к флажку". Метание предметов на дальность. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Попади и назови". "Море и кит". Пальчиковая гимнастика "Работа". Самостоятельная деятельность. Игры по желанию детей. |
№ 59 Наблюдение за воробьем Цель – продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны. Беседа В канаве с водою талой Плещется воробей, У темной ольхи я встала, Смотрю из-за голых ветвей. Как беззаботный мальчишка, С головкой он хочет нырнуть... Задорный, лихой воробьишка — Боюсь я его спугнуть. Забыл он и голод, и стужу, Забыл, как поземка мела. Он рад нынче солнечной луже И каплям скупого тепла! Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны? Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему? Кого боятся воробьи? Чем они питаются весной? Как люди должны заботиться о птицах? Труд. Расчистка грядок на огороде от старых сорняков. П/ и: "Перелет птиц". "Мыши в кладовой". Катание обруча. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что не так". "Найди пару". Пальчиковая гимнастика "Воробышек". Самостоятельная деятельность. Катание на самокате. № 61 Кругом вода Цель - показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом. Беседа Снова нет ручьям покоя — День и ночь журчат в кустах. Ходит солнце золотое В чистых-чистых небесах. Днем становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейков. Обратить внимание, что вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушаться к журчанию воды. Обратить внимание детей старших групп на то, как сугробы оседают, из-под сугробов текут струйки воды и с каждым днем их становится больше; образуются лужи, которые утром стягивает тонкий ледок. Предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают. Какая вода в лужах? почему по лужам нельзя ходить? Обратить внимание на то, что в лужах отражаются небо, облака и т.д. Исследовательская деятельность. Запустить бумажные, пластмассовые, деревянные лодочки. Сделать запруды. Труд. Измерить лопатой или палочкой глубину лужи в разных местах. П/ и: "Два гуся". "Ручейки у озера". Прыжки через ручеек. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Хорошо–плохо". "Быстрый ручей". Пальчиковая гимнастика "Ручеек". Самостоятельная деятельность. Пускание корабликов. | № 60 Наблюдение за сезонными изменениями Цель – формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона. Беседа Улеглись в полях метели В белоснежные постели. Отдохнуть пришла пора! У крыльца звенят капели, Воробьи повеселели, Гонят зиму со двора! Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов. 21 марта — день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться. Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора. Перечислите признаки весны. Какой сейчас месяц? Что происходит со снегом весной? Как изменяется жизнь человека весной? Труд. Уборка снега на участке. П/ и: "Кто останется в кругу?", "Живой лабиринт". Бег на скорость. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Найди слово". "Парочки". Пальчиковая гимнастика "Ветерок". Самостоятельная деятельность. Игры со скакалками. № 62 Солнышки на траве Цель - познакомить детей с первыми весенними цветами, их строением. Беседа Одуванчики везде По весенней травке: Замелькали во дворе, Разбежались по горе, Спрятались в канавке. Показать детям, как на свежей зеленой травке ярко желтеют одуванчики — первые весенние цветы. Рассмотреть части растения: стебель, листья, цветок. С детьми старших групп сравнить одуванчик с мать-и-мачехой. Обратить внимание на чешуйки на стебле, которые потом разовьются в листья. Листья с одной стороны гладкие, с другой — шершавые. Рассказать о целебных свойствах мать-и-мачехи и одуванчика. Труд. Сбор выносного материала. Подвижные игры: "Змейка". "Автомобили". Ходьба по ограниченной поверхности. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Когда это бывает". "Придумай предложение". Пальчиковая гимнастика "Цветок". Самостоятельная деятельность. Игры на спортивном участке. |
№ 63 Зеленый ковер Цель - повторить признаки весны, строение травянистых растений. Беседа Я по травке на лугу В белых тапочках бегу. А трава хорошая! Ну-ка, тапки сброшу я. Ой, трава щекочется — Мне смеяться хочется! Обратить внимание на проталины: там уже появилась зеленая травка. Предложить провести ладошкой по травке — она мягкая. Воспитатель говорит: "Травушка-муравушка. Травка шелковая". Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце. У детей спросить, что у травки есть в земле, дышит ли она, питается ли. Какая по размеру бывает трава: высокая и низкая, широкая и узкая. Труд. Очистить граблями участок от прошлогодних листьев и травы. Подвижные игры: "Стадо". "Воробьишки". Перепрыгнуть через нарисованную на траве дорожку (прыжки с места на двух ногах). Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Выложи узор" "Вершки и корешки" Пальчиковая гимнастика "Травка". Самостоятельная деятельность. Свободные игры детей. | № 64 Цветут деревья и кустарники Цель - познакомить детей с цветением деревьев и кустарников. Беседа Сиянье, плеск и щебет во дворе... А верба вся в пушистом серебре: Вот-вот сорвутся да и улетят Комочки этих сереньких утят. Притронешься, погладишь — как нежны Доверчивые первенцы весны! Обратить внимание на красивую вербу с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны. С детьми старших групп понаблюдать за цветением тополя и березы: на деревьях нет еще листочков, но с ветвей свисают сережки. Куда деваются сережки? Обратить внимание на длину и цвет сережек. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Определить характерные признаки, особенности. Воспитывать бережное отношение к деревьям. Труд. Смастерить из песка вазу для цветов. Подвижные игры: "Бусинки" "Заинька, выйди в сад". Прыжки вокруг дерева на двух ногах. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Найди дерево" "Угадай по описанию" Пальчиковая гимнастика "Кустик и деревце". Самостоятельная деятельность. Игры с песком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека прогулок. 2-ая мл. гр. - ЗИМА
Картотека прогулок на зимнее время года для второй младшей группы. В карточках нет индивидуальной работы с детьми,т.к. это мы планируем сами на основании пройденного материала на зан...
"Картотека прогулок " 2-ая мл. гр.- ОСЕНЬ
Картотека полностью готова для проведения прогулок с детьми . Мы в своих планах указываем лишь только номер прогулки и всё. УДОБНО,ПРОСТО И ПРАКТИЧНО (не надо много писать в планах)...
Картотека прогулок "Осень" в младшей - средней группе с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)
Карточки проведения прогулок с детьми, с подвижными играми. Материал дополнен художественными произведениями, народными играми, загадками, потешками. Здесь только неучтена индивидуальная работа ...
Картотека прогулок "Осень" 2 часть.
Методическая разработка для первой младшей группы....
Картотека прогулок. Часть 1.
Картотека прогулок для старшей- подготовительной группы...
Картотека прогулок 2 часть
Картотека прогулок...
Картотека прогулок для старшей группы картотека (старшая группа) на тему
Картотека прогулок старшая группа....