Идеи А.С. Макаренко о воспитании в коллективе, в современной интерпретации
статья на тему
«Видеть хорошее в человеке всегда трудно. В живых будничных движениях людей, тем более в коллективе, это хорошее почти невозможно, оно слишком прикрыто мелкой повседневной борьбой, оно теряется в текущих конфликтах. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать…»
Макаренко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
idei_makarenko.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Идеи А.С. Макаренко о воспитании в коллективе, в современной интерпретации
«Видеть хорошее в человеке всегда трудно. В живых будничных движениях людей, тем более в коллективе, это хорошее почти невозможно, оно слишком прикрыто мелкой повседневной борьбой, оно теряется в текущих конфликтах. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать…»
Макаренко
Нынешнее время, в силу многих политических и экономических причин, характеризуется, с одной стороны, ростом этнического самосознания народов, с другой — всплеском этнических конфликтов, а также миграцией определенной части населения бывших советских республик. Во многих регионах России состав детей в детских садах традиционно многонационален. У нас, в Хакасии, проживает множество людей разных национальностей: кроме русских и хакасов - украинцы, белорусы, поляки, узбеки, татары, киргизы, армяне, чеченцы, тувинцы и многие другие. В этой связи немаловажным в организации учебно-воспитательного процесса становится понятие этнической толерантности. В него входит уважение к ценностям и культурным особенностям других этнических групп, готовность к межэтническим контактам, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов.
Формирование индивидуальности не в одиночестве, а в кругу людей, в постоянной коммуникации, в ситуациях руководства и подчинения (детское самоуправление). Жить и быть независимым от общества нельзя, и этот социологический постулат характеризует основу воспитания толерантного сознания. Цель воспитания, по мнению А.С. Макаренко, не абстрактна и едина на все времена и для всех народов, она диктуется обществом. 21 век требует, чтобы толерантность стала привычной нормой поведения каждого человека. Люди с различными ценностными ориентациями должны быть готовы принимать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе взаимопонимания и согласия, не ущемляя интересы и права друг друга.
Являясь сторонником взглядов Антона Семеновича Макаренко на проблему взаимоотношений между людьми в обществе и конкретно в малом и большом коллективе я решила продолжить её изучение на детском коллективе, где очень ярко проявляются и поддаются формированию будущие черты характера и поведенческие стереотипы. Для себя, как педагога, я выделила основное направление работы над данной проблемой и разработала систему занятий по формированию у детей толерантного отношения к окружающей действительности.
Развитие толерантности у дошкольников в учебно-воспитательном процессе — это целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия одного индивидуума с другим. Я говорю о необходимости формирования этнической толерантности как морального качества личности в интересах успешного ведения культурного диалога и в целях избежание этнических конфликтов с различными группами или их представителями, так как основы нравственности и толерантности закладываются в дошкольном детстве.
Для формирования толерантного сознания категория социального проектирования является неотъемлемой составляющей. Через проигрывание ситуаций дети учатся относиться терпимо к людям разных национальностей, старикам, младшим и т.д.
Определяя степень этнической толерантности у детей подготовительной к школе группы, я пользовалась разработанной Г.Д. Дмитриевым диагностикой уровня этнической толерантности, которая предполагает 5 уровней: от отсутствия этнической толерантности до уровня активного утверждения культурных и этнических различий.
После проведенной диагностики воспитанников группы, мною были выявлены следующие данные: в группе выявлено 2 ребёнка с уровнем интолерантности, 12 детей с 1-м уровнем толерантности, 5 – со 2-м уровнем толерантности, и 1 ребёнок с 3-м уровнем толерантности.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости включения в содержание образовательного процесса ознакомительного материала о культуре и быте людей другой национальности. Эта работа позволит повысить уровень не только образованности, но и уровень толерантности, что необходимо в условиях многонациональности России и конкретно нашего города и республики. Мною были разработаны занятия с использованием познавательного материала этнокультурной направленности. Например, занятие под названием «Путешествие в Гренландию». На этом занятии детям дошкольного возраста даются представления о местонахождении данной территории (на карте, глобусе), о национальной одежде, животном мире и быте эскимосов (жителей Гренландии). Отдельное внимание уделяется культуре и образу жизни эскимосов, обусловленное проживанием на Севере. Так, например, тщательно и детально описывается средство передвижения эскимосов – упряжка собак или оленей.
Объединенными усилиями они будут транслировать идеи толерантности и терпимости воспитанникам, родителям, общественности, друг другу. Тогда уже уместно говорить о толерантной культуре в отдельно взятом детском саду, в образовательной системе в целом.
Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения многообразны, каждое из них имеет мотивационно-ценностный, когнитивный и эмоциональный компоненты. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводятся в ранг одних из ведущих качеств личности: «Терпение и труд все перетрут», «Нетерпение сродни опрометчивости», «Терпя, в люди выходят», «Умный смиряется, глупый надувается», «Время терпит, дело не терпит» и др. Известно, что терпимый педагог, руководитель, родитель в силу особой тактики построения своего поведения по отношению к детям добивается большей результативности, нанося при этом наименьший ущерб развивающейся личности. В подготовительной к школе группе я провела занятие о жителях северных районов России. Это занятие являлось параллелью занятия «Путешествие в Гренландию». Детям предлагалось сравнить быт, одежду, образ жизни народов, живущих в Гренландии и народов, проживающих на Севере России. Данным сравнением мне удалось подвести детей к пониманию того, что Россия огромная МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ страна, что образ жизни народов, проживающих в её разных уголках может быть абсолютно разным, но мы живём в одной стране и должны относиться друг к другу бережно, с пониманием и терпением.
В своей работе по воспитанию этнической толерантности у дошкольников я придерживаюсь следующих принципов:
- владение родным языком, что обеспечивает включение в собственную этническую общность, этнокультурную среду;
- освоение общечеловеческих и этнокультурных ценностей;
- получение теоретических и эмпирических знаний о самом феномене этничности;
- формирование навыков межэтнической коммуникации; включение дошкольников в ситуации, обеспечивающие получение позитивного опыта межнациональных отношений;
- воспитание уважения к представителям разных национальностей (примеры выдающихся личностей, интересных и оригинальных особенностей национальных культур и т. д.).
Толерантность образовательной среды не такая уж далекая реальность, и начинать работу в образовании по формированию толерантного сознания участников образовательного процесса следует, на мой взгляд, именно с педагогов, которые способны создать команду единомышленников, формировать дух толерантности в учреждении.
Таким образом, терпение, способность понимать ощущения других людей; дружелюбие, спокойствие, адекватное восприятие; мирная настроенность, являющаяся антиподом агрессивности, злобности и раздражительности, терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий является необходимым аспектом этнокультурного воспитания дошкольников. И здесь как нельзя лучше вспомнить слова Антона Семеновича Макаренко: «… Бороться за цели, поставленные на будущие годы, - это… стоит многого в смысле квалификации и воспитания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях
Материал разработан для родителей детей дошкольного возраста. Консультация даёт несколько советов родителям по приобщению детей к музыке: как правильно учить ребёнка слушать музыку, в какой форме, как...
Доклад "Проблема внедрения в практику правового воспитания старших дошкольников в современных условиях
В докладе раскрывается актуальность данной проблемы,организационно-педагогическая деятельность по правовому воспитанию старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении в современных услови...
Полезные советы: А.С. Макаренко о воспитании, наказании, коллективе…
Согласно позиции ЮНЕСКО Макаренко отнесен к четырем педагогам, определившим способ педагогического мышления ХХ века. Антон Семенович в "Книге для родителе" пишет: "Воспитывая детей...
ИДЕИ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА
Современное образование рассматривается, как явление культуры, как процесс становления и развития человеческой субъектности, самостоятельности, духовного образа «Я» ребенка, где в первую о...
Основные идеи по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе
Выступление на тему: "Основные идеи по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе"...
Советы А.С. Макаренко в воспитании ребенка
Представлены "золотые" правила в воспитании ребека А.С. Макаренко, великого педагога, дидакта....
Современная интерпретация любимых "классиков": прыгать будет интересно даже взрослым!
Исользование координационных лестниц в физическом воспитании в дошкольном учреждении дает положитеьный эффект от занятий. О пользе упражнений и игр читайте в этой статье!...