Адаптированная образовательная программа
материал на тему
Адаптированная образовательная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Адаптированная образовательная программа
Даша Ч.
Утверждено:
Заведующий МКДОУ № 9 ___________
Согласовано
______________ (ФИО родителя)
Срок реализации: 01.11.2016г. по 31.05. 17г.
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. Даша Ч.
Дата рождения, возраст ребенка 5 лет
Домашний адрес г. Канск, ----------------
По заключении ПМПК Даше рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с умеренной степенью умственной отсталости.
АОП для ребенка составлена с опорой на Адаптированную основную образовательную программу дошкольного учреждения (с учетом программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой)
Ребёнок посещает дошкольное учреждение второй год, пропуски бывают крайне редко. Семья неполная, родная, мама проявляет заинтересованность в воспитании дочери, рекомендации педагогов выполняет. Семья проживает в благоустроенной квартире, у ребенка имеется отдельное спальное место, свой письменный стол.
Уровень обучаемости ребёнка низкий, нуждается в постоянной обучающей помощи. Понимает простые бытовые инструкции, понимание учебных инструкций затруднено, требуется повтор и показ действий. На групповых занятиях рассеянная, интерес к занятиям – неустойчивый.
Ребёнок включается в подгрупповые занятия. На занятиях действует по подражанию, выполняет задания на знакомом наглядном материале. На учебном материале сосредотачивается на короткое время, часто отвлекается, при выполнении заданий с новым материалом может расплакаться, так как не понимает способа выполнения. При организации в любой деятельности, работая с материалом, низко наклоняется над столом. Перенос способа действия на аналогичное задание не осуществляет. Для повышения работоспособности используется стимулирование, похвала. Хорошо идёт на контакт со взрослыми.
Даша знает некоторые основные цвета и оттенки, сличает парные предметы и парные картинки, называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал), выделяет две величины.
Временные и пространственные представления у ребёнка не сформированы: в пространстве и на листе бумаги не ориентируется. Мелкая моторика развита слабо, неопределена ведущая рука.
Речевое развитие не соответствует возрасту, затрудняется в поиске слов для выражения мысли, навыки диалоговой речи развиты слабо, страдает смысловая сторона речи. Пользуется простой распространённой фразой из 4-5 слов, самостоятельного рассказа нет, стихотворный текст заучивает долго.
В изобразительной деятельности отдаёт предпочтение раскрашиванию красками, карандашами закрашивать затрудняется. Карандаш держит не правильно, нажим слабый, не видит контура рисунка. Под контролем педагогов включается в совместную изобразительную деятельность: раскрашивание восковыми мелками, лепка (наклеивает на картонную основу кусочки пластилина, размазывает их), простая аппликация (намазывает и наклеивает на лист бумаги деталь аппликации, на листе не ориентируется), не умеет работать ножницами. Радуется результатом своей деятельности. На протяжении всего занятия требуется направляющая и обучающая помощь.
С конструктивным материалом выполняет действия по показу. Под контролем педагога может построить «башенку», «домик», из счётных палочек выложить «заборчик», «дорожку». К конструированию и к конструктивным играм интерес не проявляет. Собирает знакомые разрезные картинки из 2-4частей, любит собирать «Макси – пазлы».
В сюжетно – ролевых играх выполняет второстепенные роли под руководством воспитателя, не понимает правил игры, в свободную деятельность игру не переносит.
В утреннюю гимнастику с детьми Даша включается охотно. Выполняет некоторые простые движения по подражанию, движения нескоординированные, вялые, мышечный тонус слабый. На физкультурных занятиях включается в совместные подвижные игры с другими детьми, однако правила игр не соблюдает.
Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки частично сформированы. Самостоятельна в приеме пищи и посещении туалета, может попросить о помощи. В выборе пищи – избирательная, кушает очень медленно. При одевании и раздевается, требуется контроль и помощь педагога, вещи в кабинку убирает не всегда.
Даша опрятная, улыбчивая, эмоциональная, доброжелательная девочка, проявляет заботу к детям.
Адаптированную основную образовательную программу для детей с лёгкой умственной отсталостью не усваивает.
Заведующий МКДОУ №9____________С.Н. Мещенская
Воспитатели:______________________Е.М. Тюлькова
______________________Е.А. Замараева
Цели и задачи:
- Создать условия для развития коммуникативных навыков и социализации ребенка.
Социальное развитие:
- формировать представление о себе и о своей семье;
- формировать представление о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах;
- учить слушать непродолжительное время мелодичную музыку, звуки природы, эмоционально реагировать на ритмический рисунок мелодии, её темп и характер.
Физическое развитие и воспитание:
- учить выполнять элементарные движения и действия по подражанию, с помощью педагога;
- обучать элементарным правилам подвижных игр;
- учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом ;
- учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом;
- учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога;
- учить ползать по гимнастической скамейке, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;
- учить ходить и бегать стайкой за педагогом.
Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание:
- учить различать объёмные формы – кубик, шар;
- учить сличать основные цвета;
- учить складывать разрезную предметную картинку из 3-4частей;
- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);
- Формирование мышления:
- учить анализировать условия проблемно – практической задачи и находить способы её практического решения;
- формировать навык использования предметов – заместителей в игровых и бытовых ситуациях;
- учить пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно – практических задач;
- создавать предпосылки для развития наглядно – образного мышления6 формировать фиксирующую и сопровождающую функции речи.
Формирование количественных представлений:
- учить составлять группы из одинаковых предметов;
- учить выделять один и много предметов из группы;
- учить соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев.
Ознакомление с окружающим:
- Формировать интерес к изучению объектов живого и неживого мира;
- знакомить с предметами окружающего мира, близкими по ежедневному опыту;
Знакомить с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы.;
Развитие речи:
- формировать умения высказывать свои потребности во фразовой речи;
- учить использовать в активной речи фразы, состоящие из двух – трёх слов;
- учить составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек.
Развитие ручной и мелкой моторики:
- учить нанизывать на шнурок крупные бусины;
- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого;
- учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим);
- учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги;
-учить откручивать и прикручивать детали игрушек или конструктора.
Формирование деятельности:
Обучение игре
- учить воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в игру элементы сюжетной игры;
- учить играть вместе, согласовывая действия между собой, подчиняясь требованиям игры;
Учить принимать на себя роль другого лица (доктора, продавца, воспитателя…);
- учить наблюдать за деятельностью взрослых, фиксировать результаты своих наблюдений в речевых высказываниях.
- учить участвовать в инсценировках эпизодов знакомых сказок;
Лепка:
- учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога;
- учить приёмам сплющивания, размазывания, ощипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом.
Аппликация:
- учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;
- учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку).
Рисование:
- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок;
- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки), используя пластиковый трафарет, прикреплённый к листу;
- учить закрашивать контур предмета различными способами (примакивание, тычком, с помощью штампов).
Конструирование
- учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом;
- учить выкладывать из счётных палочек простые изображения по подражанию и частично сопряжённо с педагогом (заборчик, ёлочка, домик, дорожка).
Развитие музыкально-ритмических навыков:
- учить выполнять движения под музыку совместно со взрослым, а затем по показу; - учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием;
- развивать микромоторику пальцев рук;
- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан, и.т. д.);
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:
- учить мыть и вытирать руки;
- учить находить своё полотенце, ориентируясь на картинку-символ;
- учить расстёгивать и застёгивать большие пуговицы;
-учить расстёгивать и застёгивать застёжку-молнию;
- учить развешивать вещи на стульчик;
- Содержательный раздел
В начале | В результате | |||||
Социальное развитие | ||||||
Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого. | ||||||
Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки); | ||||||
Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении; | ||||||
Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: - принимать помощь взрослого, | ||||||
Расширять круг предметно – игровых действий, используемых детьми на занятиях и в свободной деятельности; | ||||||
Учить фиксировать своё эмоциональное состояние в словесной форме; | ||||||
Учить выражать свои потребности и желания в речи, подкрепляя мимикой и жестами, выразительными движениями; | ||||||
Закреплять умение использовать предметно – орудийные действия в быту | ||||||
Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками | ||||||
Развитие речи и коммуникативных навыков | ||||||
Учить высказывать в речи свои потребности | ||||||
Отражать в речи результаты своих наблюдений в природе, в быту | ||||||
Учить выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога «под», употреблять этот предлог в речевых высказываниях | ||||||
Рассказывать об окружающем; | ||||||
Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых: - рассказам, - стихам, - потешкам, - песенкам. | ||||||
Выполнять действия по простым речевым инструкциям, | ||||||
Отвечать на простые вопросы: - о себе, | ||||||
- ближайшем окружении. | ||||||
Обучение игре | ||||||
Учить последовательно выполнять в сюжетной игре выбранные роли | ||||||
Учить воспроизводить цепочку игровых действий: кормление куклы, укладывание спать и т.д. | ||||||
Закреплять умение участвовать в коллективной строительной игре | ||||||
Формировать умении участвовать в драматизации знакомых произведений. | ||||||
Сенсорное развитие | ||||||
Различать свойства и качества предметов: - мокрый – сухой, | ||||||
- большой – маленький, | ||||||
- сладкий – горький, | ||||||
- горячий – холодный. | ||||||
Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов: - большой – маленький, | ||||||
- горячий – холодный, | ||||||
- кубик – шарик. | ||||||
Складывать разрезную картинку из трёх – четырёх частей; | ||||||
Мышление | ||||||
Учить решать проблемно – практические задачи методом проб: приближать к себе предметы с помощью верёвки, тесьмы («Достань игрушку!», «Покатай мишку!» | ||||||
Учить выполнять предметную классификацию по образцу на знакомом материале (две группы: предметы с которыми можно действовать, и предметы которыми действовать нельзя, они сломаны) | ||||||
Учить определять причину нарушения обычного хода явления, когда причина хорошо видна («Машина не едет, потому что спустило колесо», «Стул падает, потому что сломана ножка», «Ящик стола не задвигается, потому что мешает брусок» | ||||||
Лепка | ||||||
Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, и прямыми движениями (колбаску, баранку). | ||||||
Раскатывая пластилин между ладонями круговыми (колобок). | ||||||
Положительно относиться к результатам своей работы; | ||||||
Аппликация | ||||||
Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета; | ||||||
Наклеивать заготовку | ||||||
Соотносить аппликацию с реальными объектами; | ||||||
Положительно относиться к результатам своей работы. | ||||||
Рисование | ||||||
Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, | ||||||
Изображать знакомые предметы; | ||||||
Обследовать предмет перед рисованием, | ||||||
Обводить по контуру; | ||||||
Проводить прямые линии, | ||||||
Проводить прерывистые линии, | ||||||
Проводить волнистые линии, | ||||||
Закругленные линии различными изобразительными средствами; | ||||||
Соотносить рисунки с реальными объектами, называть их; | ||||||
Положительно относиться к результатам своей работы. | ||||||
Конструирование | ||||||
Положительно относиться к процессу и результатам конструирования; | ||||||
Узнавать и называть знакомые постройки и конструкций; | ||||||
Создавать простейшие постройки и конструкции; | ||||||
Создавать простейшие постройки из строительного материала; | ||||||
Создавать простейшие постройки из палочек; | ||||||
Проявлять интерес к выполнению коллективных построек | ||||||
Совместной игре с ними; | ||||||
Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе; | ||||||
Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик; | ||||||
Играть, используя знакомые постройки. | ||||||
Ознакомление с окружающим | ||||||
Уточнять представления ребёнка о себе и родных людях | ||||||
Знакомить с игрушками | ||||||
Знакомить с помещением группы | ||||||
Знакомить с животными (кошкой, собакой, лошадью, коровой) | ||||||
Знакомить с объектами живой природы и явлениями природы | ||||||
Учить узнавать отдельные фрукты и овощи (яблоко, груша, апельсин, морковь, огурец) | ||||||
Физическое развитие | ||||||
Выполнять движения по подражанию взрослому | ||||||
Бросать мяч по мишени | ||||||
Ходить по дорожке и следам | ||||||
Спрыгивать с доски | ||||||
Ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске | ||||||
Проползать под верёвкой | ||||||
Проползать под скамейкой | ||||||
Переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе | ||||||
Культурно-гигиенические навыки | ||||||
Не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами; | ||||||
Мыть руки; | ||||||
Пользоваться своим полотенцем; | ||||||
Самостоятельно вытирать руки; | ||||||
Садиться за стол на свое место; | ||||||
Вытирать рот и руки салфеткой; | ||||||
Не выходить из-за стола, не окончив еды; | ||||||
Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место; | ||||||
Пользоваться помощью взрослого | ||||||
Благодарить за оказанную помощь | ||||||
Музыкальное воспитание | ||||||
Различать знакомые музыкальные произведения, | ||||||
эмоционального реагирования действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор из двух); | ||||||
Узнавать знакомые мелодии; | ||||||
Прислушиваться к словам песен; | ||||||
Подпевать отдельные слова и слоги песен; | ||||||
Выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать); | ||||||
Сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно - эстетических видов деятельности; |
Критерии оценивания:
+ самостоятельно
# с помощью педагога
- не выполняет
План работы с родителями на 2016 – 2017 учебный год группы
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения | Участники |
Индивидуальные консультации «Адаптация ребенка в детском саду» | Сентябрь | ||
Оформление наглядно-информационных материалов «Примите наши правила» | Сентябрь | ||
Фотовыставка «Лето и моя семья» | Сентябрь | ||
Участие в выставке поделок из природного материала «Осенняя ярмарка» | Октябрь | ||
«Праздник урожая» | Октябрь | ||
Участие в совместных мероприятиях, посвященных Дню Матери | Ноябрь | ||
Групповое собрание «Роль родителей в реализации АООП и АОП» | Декабрь | ||
Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «В царстве матушки-Зимы» | Декабрь | ||
Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми | Январь | ||
Оформление наглядно-информационных материалов «Какие игрушки полезны детям?» | Январь | ||
Групповые собрания «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста» | Январь | ||
Оформление наглядно-информационных материалов «Безопасность ребенка в зимний период» | Январь | ||
Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «На защите Родины» | Февраль | ||
Подготовка и оформление фотовыставки «Мамочка любимая моя!» | Март | ||
Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «Умелые руки не знают скуки» | Апрель | ||
Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ» | Апрель | ||
Групповые собрания – устный журнал «Итоги работы за учебный год» | Май | ||
Оформление наглядно - информационных материалов «Чем занять ребёнка летом» | Май |
4. Организационный раздел
Ребенок посещает ДОУ в режиме 12-часового пребывания.
Режим дня на холодный период
VI | |
Прием и осмотр детей | 7.00-7.55 |
Утренняя гимнастика | 8.00-8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.15-8.50 |
Фронтальные занятия | 9.00-9.40 |
II завтрак | 10.00-10.15 |
Занятие | |
Подготовка к прогулке | 10.20-10.35 |
Прогулка, индивидуальные занятия | 10.35-11.45 |
Подготовка к обеду | 11.45-12.00 |
Обед | 12.00-12.30 |
Подготовка ко сну | 12.30-13.00 |
Сон | 13.00-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 |
Занятия, свободная деятельность | 15.15-16.00 |
Уплотненный ужин | 16.00-16.30 |
Прогулка | 17.00-18.10 |
Свободная деятельность детей | 18.10-19.00 |
Режим дня на теплый период
VI | |
Подъем, осмотр, утренний туалет | 7.00-7.55 |
Утренняя гимнастика | 8.00-8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.15-8.50 |
Прогулка: музыкальные, физкультурные занятия, индивидуальная работа, наблюдения, труд, воздушные и солнечные ванны | 9.00-11.50 |
II завтрак | 10.00-10.15 |
Подготовка к обеду | 11.50-12.00 |
Обед | 12.00-12.30 |
Подготовка ко сну | 12.30-13.00 |
Сон | 13.00-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 |
Прогулка: игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, труд | 15.15-16.25 |
Уплотненный ужин | 16.00-16.20 |
Прогулка | 17.00-18.20 |
Свободная деятельность детей | 18.20-19.00 |
Паужин | - |
Спокойные игры детей, гигиенические процедуры | – |
Сон | – |
Индивидуальный учебный план (на неделю)
Вид деятельности | Количество занятий в неделю | Примечание |
Фронтальные занятия (учитель-дефектолог, воспитатель) | 5 | ПН, Вт, Ср, Чт, Пт |
Индивидуальные занятия учителя-дефектолога | 3 | Пн, Ср, Пт |
Индивидуальные занятия воспитателя | 2 | Вт, Пт |
Индивидуальные занятия педагога-психолога | 1 | Вт |
Индивидуальные занятия учителя-логопеда | 1 | Ср |
Индивидуальные занятия музыкального руководителя | 1 | Чт |
Условия для развития ребенка
Группа для детей с лёгкой умственной отсталостью, количество детей 11, дети третьего года обучения.
Программу составили:
Воспитатель ________________________Е.М. Тюлькова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...
Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы
Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...