Сопровождение аутичного ребенка
статья на тему

Арсланова Гульнара Галимзяновна

Сопровождение аутичного ребенка.

С одной стороны важно обучить ребенка приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые находятся в натуральной среде, а с другой стороны, научить окружающих (как взрослых, так и сверстников) с пониманием относиться к особенностям аутичного ребенка, и воспринимать его, как неотъемлемую часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аутичный ребенок18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение аутичного ребенка.


Вследствие 
особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер или гипо-чувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого.
С одной стороны важно обучить ребенка приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые находятся в натуральной среде, а с другой стороны, научить окружающих (как взрослых, так и сверстников) с пониманием относиться к особенностям аутичного ребенка, и воспринимать его, как неотъемлемую часть.
1. Оценка начальных навыков ребенка. Для того, чтобы выделить нужные цели для обучения, тьютор должен оценить, какими навыками и способностями обладает ребенок. Оценка навыков происходит в нескольких областях:

  • Навык обращения и общения. Может ли ребенок обращаться с просьбами к окружающим? Умеет ли он обращаться с просьбами к детям или только к взрослым? Каким образом ребенок выражает свои просьбы - словами, фразами, жестами, карточками PECS?Интересуется ли ребенок только конкретными и одиночными стимулами, или его интересуют более социально-значимые стимулы - внимание сверстников, социальное одобрение, информация, и т.д.?
  • Навык понимания речи. Насколько ребенок понимает обращенную к нему речь? Понимает ли он инструкции только в контексте ситуации, или может ориентироваться на словесные стимулы и вне контекста? Умеет ли ребенок реагировать на обращения сверстников, или только взрослых? Должны ли инструкции быть обращены напрямую к нему, или он может понять и выполнить инструкции, обращенные к группе?
  • Навык диалогической речи. Умеет ли ребенок отвечать на вопросы (или он эхолалит)? Может ли ребенок спонтанно комментировать различные события? Может ли он включиться в разговор на определенную тему? Может ли поддерживать тему разговора или всегда переводит разговор на тему, которая интересует только его? 
  • Навыки игры. В какие игры умеет играть ребенок - настольные, подвижные, сюжетные? Может ли он играть совместно со сверстниками, или параллельно, не взаимодействуя? Может ли он в свободное время занять себя игрой или занимается самостимуляциями?
  • Академические навыки. Приобрел ли ребенок начальные навыки счета, письма, чтения, и насколько уровень этих навыков соответствует уровню знаний сверстников?
  • Навыки обучения. Умеет ли ребенок обучаться в групповом формате, или до настоящего момента он обучался только в индивидуальном формате? Есть ли у ребенка навык имитации, и может ли он копировать действия сверстников, или обучаться с помощью навыка имитации?
  • Проблематичное поведение. Присутствует ли у ребенка проблематичное поведение и в какой форме оно проявляется? В каких ситуациях может возникнуть нежелательное поведение и какова его функция?


2. Оценка и подготовка инклюзивной среды. Для того, чтобы заранее спланировать интенсивность и формат сопровождения, тьютору необходимо оценить, насколько уровень навыков ребенка позволит ему принимать участие в деятельности группы без сопровождения, и насколько ребенок может обучаться новым навыкам в групповом формате.
Данная оценка и подготовка производится 
еще до начала обучения ребенка - как подготовительный этап. В беседе с воспитательницей/учительницей, психолдог выясняет, каков распорядок дня в группе, сколько сверстников будет обучаться в группе, какого уровня требования возникают в процессе обучения, каковы правила поведения в группе, и насколько эти правила могут быть гибкими. Например, в "сонный час", все ли дети обязаны спать или лежать в кроватях, или, если ребенок не захочет спать, ему можно будет остаться в игровой, и тихо играть, не мешая другим детям отдыхать? Получив необходимую информацию от воспитателя (или даже пронаблюдав за работой группы), психолог может оценить, насколько аутичный ребенок сможет включиться в необходимую деятельность. Например, если в группе детского сада проводится групповое музыкальное занятие, в процессе которого дети танцуют и водят хороводы, а также повторяют движения за педагогом - придется ли психологу постоянно находиться рядом с ребенком и использовать физические подсказки, чтобы ребенок мог участвовать, или большинство действий ребенок может выполнять сам, а тьютор будет только слегка направлять ребенка, когда это необходимо.

3. Выбор целей для обучения в инклюзивной среде. Для каждой деятельности в группе или в классе у аутичного ребенка могут быть выделены  цели на индивидуальной основе. Само собой разумеется, что высшей целью является обучить ребенка самостоятельно участвовать во всех занятиях, или успевать по всем предметам также, как и сверстники. Но иногда данная цель слишком далека от действительности на данный момент, и если с самого начала преследовать только лишь эту цель, то процесс инклюзии будет неуспешным. Отсюда, необходимо выделить промежуточные и краткосрочные цели, и последовательно продвигаться. Например, для игровой деятельности - целью может быть: "Ребенок будет самостоятельно переходить от одной игры к другой, и играть в игры без самостимуляций". Для обучения в групповом формате: "ребенок научится спокойно сидеть на стуле во время группового занятия в течение 20-ти минут. В процессе занятия сможет сидеть тихо (без вокализаций), а также имитировать действия сверстников, и реагировать на инструкции воспитателя, обращенные к группе".

4. Выбор метода обучения. В процессе инклюзии могут использоваться те же поведенческие методологии, которые используются и при других моделях обучения (Программа интенсивного раннего вмешательства, Функциональный анализ и коррекция поведения, и т.д.). Для детей с аутизмом часто является эффективным использование визуальных вспомогательных материалов, таких как визуальные расписания и "Социальные истории". Для формирования нужных реакций можно использовать метод "Формирования поведения" - Shaping, для обучения проявления инициативы и обращения к сверстникам - метод "Случайное обучение" - Inscidental Teaching. В процессе обучения используются подсказки и поощрения. Вид подсказок и поощрений должен соответствовать среде (например, не пищевые поощрения, а жетоны; не физическая подсказка и жест, и т.п.). Психолог должен обладать арсеналом различных инструментов для обучения и применять нужный метод в соответствие с нуждами и возможностями.
5. Мониторинг. Одной из обязанностей психолога является ведение документации. Ведение записей в процессе обучение и по окончанию учебного дня необходимо для оценки эффективности программы и прогресса в обучении. Даже когда на начальном этапе у ребенка может быть продвижение "не заметное на глаз", с помощью записей можно увидеть что ребенок продвигается и постепенно овладевает новыми навыками. Отсюда, необходимо подготовить соответствующие формы для записей, которые он будет заполнять в процессе работы.
Чем тщательнее продуман процесс инклюзии, тем больше вероятность того, что данный процесс будет успешен. Способность психолога уделять должное внимание сопровождаемому ребенку и эффективно обучать его, параллельно с правильной работой по отношению к воспитателю/учителю, сверстникам и родителям ребенка - является самым ценным навыком, которым психолог должен овладеть в процессе личного обучения и профессиональной подготовки.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с аутичным ребенком.

Основные направления в работе с аутичными детьми....

Блок консультаций для родителей по обучению аутичного ребенка культурно-гигиеническим навыкам

Большинство аутичных детей испытывают трудности организации своего поведения в быту. Они с трудом осваивают навыки самообслуживания; казалось бы,  привычные повседневные ситуации, такие как одева...

Игры для развития речи аутичного ребенка

В статье представлены игры для развития речи аутичного ребенка в домашних условиях...

Диета для аутичного ребенка.

Из-за того, что современное питание очень не сбалансированно и содержит в своем составе массу вредных веществ, и возникают многие болезни. Даже если ваш ребенок абсолютно здоров, вы должны с детства п...

Аутичный ребенок. Знакомство и установление контакта.

В статье представлена классификация раннего детского аутизма, формы и методы коррекционной работы с детьми с РДА при помощи сенсорных игр....

Индивидуальное сопровождение аутичных детей.

Что такое "аутизм".Международная классификация аутизма.Внешние проявления аутизма.Направления работы....