Консультация для родителей "Ребенок у экрана".
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Ребенок у экрана. Словесные игры для детей.
В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом… Экран становится главным «воспитателем» ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными.
Одно из них – отставание в развитии речи. Все чаще и родители, и педагоги жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.
Однако причем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый, или герой мультфильма. Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включен в диалог.
Речевые звуки, не обращенные к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к действию и не вызывают каких – либо образов. Они остаются «пустым звуком». Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов, не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.
Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, средство осознания своих переживаний, себя в целом.
Еще один факт, который отмечают педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем – то себя занять. Не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых – готовых – развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты – детская жестокость и агрессивность. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко возросло. Поражают не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей». Раньше при выяснении отношений на школьном дворе драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют и убивают друг друга не потому что они злые или коварные, и не ради достижения цели, а «просто так», потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.
Но неужели всему виной телевизор? Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовым адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, он, безусловно, оказывает мощное формирующее влияние на становление психики и личности растущего человека.
Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Раннее и дошкольное детство (до 6-7 лет) период зарождения наиболее общих, фундаментальных способностей человека. Ранний возрастной период является наиболее ответственным – он определяет дальнейшее развитие человека.
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребенок лишен полноценного общения с взрослыми, этот смысл, а вместе с ним вся человеческая культура остаются закрытыми, чужими, невостребованными, а внутренний мир ребенка – пустым.
Как известно, результативнее всего обучение и развитие детей происходит в игре. Детские словесные игры способствуют развитию у детей речи, внимание, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса. Поиграть с малышом можно где угодно: на прогулке, в транспорте, дома, по дороге в детский сад.
Дети очень любят играть со словами. Просто, обратите внимание на то, что ваш ребенок любит больше всего, и вовлекайте его в игру.
Предлагаю вашему вниманию интересные словесные игры.
- «Закончи предложение».
Пластилин мягкий, а камень …, уголь черный, а снег…, табурет твердый, а кресло…, яблоко маленькое, а арбуз…, ручеек мелкий, а река…, мячик круглый, а кубик…, зайчик маленький, а медведь….
- «Что лишнее».
Помидор, морковь, банан, лук.
Собака, заяц, корова, баран.
Кепка, панама, валенки, платок.
Ручка, стол, линейка, ластик.
Шкаф, стул, рюкзак, кресло.
Чашка, тарелка, кастрюля, кукла.
- «Что бывает круглым»
Что бывает круглым? (Шар, колесо, солнце и т.д.)
Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек и т.д.)
Что бывает зеленым? (Трава, лягушка, яблоко и т.д.)
Что бывает сладким? (Сахар, мед, фрукты и т.д.)
- «Какой на вкус»
Лимон – кислый,
Яблоко – кисло-сладкое,
Банан – сладкий,
Перец – горький,
Груша – сладкая,
Лук – горький,
Сахар – сладкий,
Арбуз – сладкий.
- «Какие из этих суждений верные, а какие нет»?
Снег идет, потому что наступила зима (да).
Ветер дует, потому что деревья качаются (нет).
Снег тает, потому что наступает весна (да).
Наступает ночь, потому что дети ложатся спать (нет).
Солнце встает, потому что птицы начинают петь (нет).
Петя получил пятерку, потому что не выучил урок (нет).
- «Кто чем занимается»
строитель – строит;
повар – варит;
художник – рисует;
врач – лечит;
парикмахер – стрижёт;
учитель – учит;
маляр – красит
швея – шьёт;
лётчик – летает и т. д.
- «Скажи ласково»
Кот - котик, снег - снежок, шапка - шапочка, белка - белочка, яблоко - яблочко, ложка - ложечка, кукла - куколка, трава – травушка и т.д.
- «Животные и детеныши»
У тигра – тигрёнок;
У льва – львёнок;
У оленя – оленёнок;
У лисы – лисёнок;
У кошки – котёнок;
У собаки – щенок;
У коровы – телёнок;
У лошади – жеребёнок и т. д.
- «Чей домик»
Кто живёт в дупле? – белка.
Кто живёт в гнезде? – ласточка, кукушка, и др.
Кто живёт в будке? – собака.
Кто живёт в норе? – лиса.
Кто живёт в берлоге? – медведь.
- Отгадай, о какой группе предметов идет речь:
Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
Носят на ногах (обувь).
Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Ребенок у экрана».
Консультация для родителей «Ребенок у экрана».В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, ...
Консультация для родителей " Ребенок у экрана"
Консультация для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, к...
Консультация для родителей «Ребенок у экрана»
Консультация для родителей «Ребенок у экрана»...
Консультация для родителей "Дети экрана"
Компьютер, телевизор, видео прочно вошли в жизнь малышей с первых лет жизни. На первый взгляд это безобидное занятие и оно вполне устраивает и детей, и взрослых: ребёнок не пристаёт, ничего не просит,...
Консультация для родителей "Дети экрана"
в материале поднимается проблема безконтрольного просмотра детьми мультфильмов....
РЕБЁНОК ОКОЛО ЭКРАНА ТЕЛЕВИЗОРА. Анкета для родителей «Ребёнок у экрана».
В наши дни, телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Экран телевизора заменяет мамины сказки, бабушкины колыбельные.Экран становится главным воспитателем ребенка. Однако, такое безопасное за...
Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»
Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как то...