Создание позитивного микроклимата в группе
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Создание позитивного микроклимата в группе»
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи педагога – формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.
Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной.
«Утро радостных встреч», дети после выходных проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети рассказывают какие события произошли в детском саду в его отсутствие.
Использовать игры и игровые упражнения направленные на сплочение и на совместную деятельность детей, создавать коллективные работы по ИЗО деятельности, ручному труду. Регулярно проводить этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам – научи друга», «Что значит настоящий друг?», «Учись прощать» и др.
Совместно с детьми «разработать» правила группы «Что можно делать, что нельзя».
✓ Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
✓ Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.
✓ Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
✓ Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
✓ Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
✓ Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
✓ Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
✓ Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
✓ Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.
✓ Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.
✓ Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
И конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.
Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу. Дошкольники стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера.
Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе – все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Воспитателем могут быть использованы следующие игры на сплочение.
Цели:
➢ Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности;
➢ Развитие групповой сплоченности;
➢ Формирование бережного и позитивного отношения к партнеру;
➢ Повышение самооценки детей.
«Давайте познакомимся»
Дети стоят в кругу. По очереди каждый называет свое имя, говорит, что-то хорошее о себе и делает какой-нибудь жест.
Я – Лиза (поднимает руки вверх). Я веселая.
Я – Максим (хлопает в ладоши). Я – добрый. И т.д.
Беседа:
Объясните, зачем человеку нужен друг? Каким он должен быть? Как вы понимаете выражение «настоящий друг», «одиночество»? как объяснить значение пословицы «Старый друг лучше новых двух»?
«Волшебный мяч»
Дети встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они рассказывают, с кем в группе дружат и почему.
Ребята, а что было приятнее: говорить самому добрые слова или слышать их от других?
«Паутина» ( на сплоченность).
Дети встают в круг, берутся за руки и «запутываются» в один большой «клубок», обязательно не разжимая рук. После этого необходимо распутаться, но с тем условием – не разжимая рук.
В чем была трудность игры?
Что помогло вам распутаться?
Какие чувства вы испытывали в начале игры, как в конце игры?
«Волшебный ковер» (на развитие чувства ответственности друг за друга)
Берется ткань размером 1,5х1,5м. дети встают в круг вокруг нее, берут двумя руками за края ткани и натягивают ее. Ткань поднимается над полом на 15-20 см. ребята по очереди медленно проходят по ней, преодолевая сопротивление ткани.
Было ли страшно идти по этому ковру? Какие опасения были? Были ли вы уверены в своих друзьях? Знали, что они обязательно поддержат?
Мирилка
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мирится нам скорей!
Хватит, нам уже сердится,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мирится:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе
✓ Создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.
✓ Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
✓ Распределять между воспитанниками поручения.
✓ Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивированна на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.
Общаясь с ребенком, педагог должен помнить:
➢ Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным;
➢ В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;
➢ Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны;
➢ Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;
➢ Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун;
➢ Благоприятная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.
Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность его жизни. Поэтому педагогу следует придерживаться определенных правил.
✓ Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления узнать новое, научится новому.
✓ Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить;
✓ Учитывать, что лучше слышать того, кто тише говорит.
✓ Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний.
✓ Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и результатов его деятельности.
✓ Учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимания уделять отстающим ребятам. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять основную массу).
✓ Использовать средства наглядности в определенных границах, в соответствии с возрастом детей, их возможностями, программными задачами, этапом усвоения материала.
✓ Обучать дошкольников в контексте их практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач.
✓ Создавать ребенку условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями на догадливость.
✓ Учитывать, что в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с различными способами решения задач.
✓ Приучать детей точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание позитивного микроклимата в группе
Консультация с фотоматериалами и играми для воспитателей всех возрастных групп....
Проект "Создание позитивного микроклимата в группе детского сада
Проект направлен на разрешение конфликтных ситуаций между дошкольниками, включает игры, способствующие развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества....
«Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».
Консультация для педагогов из опыта работы....
СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические к...
Создание позитивного микроклимата в группе.
Консультация для педагогов по формированию гуманных межличностных взаимоотношений между дошкольниками....
"Создание позитивного микроклимата в группе".
В статье рассказывается о приемах , способствующих формированию гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установлению позитивного микроклимата в группе. ...
Консультация для воспитателей «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада»
Благоприятный позитивный микроклимат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя свою индивидуальность, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитате...
- Мне нравится (1)