Картотека дидактических игр с пуговицами
картотека (средняя группа) на тему
Картотека дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_s_pugovitsami.docx | 673.75 КБ |
Предварительный просмотр:
средней группы (4-5 лет)
«ФАНТАЗЕРЫ»
Эти игры сделаны из вполне доступного материала - пуговиц. Наглядное пособие носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, направленно на развитие зрительной памяти и внимания.
«Волшебные дорожки»
Цель: Развитие мелкой моторики, памяти, внимания. Закрепление основных цветов. Учить чередовать цвета в соответствии с образцом, учить соревноваться. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца.
Для игры сделаны карточки с разноцветными кружками. На некоторых последовательность выбрана произвольно, а на некоторых цвета чередуются, повторяются. Также для игры подобраны пуговицы того цвета, который встречается в игре.
Игра предназначена детям 4 - 7 лет, количество игроков - до 6 человек.
Ход.
1. Детям раздаются карточки с образцами и пуговицы.
Задание: выложить цветные дорожки по образцу.
2. Предлагается играющим (3-4 ребенка) по одной карточке.
Задание: кто быстрее выложит свою дорожку по памяти с опорой на образец.
«Чудесная коробочка»
Цель: Закрепить количественный счёт до 5. Учить на ощупь определять количество, форму, величину, материал. Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения. Развивает внимание, память, сообразительность, умение соблюдать правила игры.
Для игры сделаны два вида карточек с пришитыми пуговицами. На одних - количество: от 1 до 5 штук (количество можно увеличить). На других - форма, величина, материал (также все можно дополнить). Игра предназначена детям 4-5 лет.
Ход.
1. Ребенок обследует внутри коробки карточку, считает пуговицы, говорит ответ. Вытаскивает карточку, дети проверяют правильность ответа.
2. Ребенок на ощупь находит в коробке пуговицы, которые укажет воспитатель: маленькую, большую, круглую, квадратную, треугольную, овальную и т. п.
3. Ребенок на ощупь определяет из какого материала сделана пуговица: металлическая, пластмассовая, деревянная, обшитая тканью, кожей.
«Выложи узор»
Цель: Развивать воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу.
Ход.
1. Детям предлагается коробочка с разноцветными пуговицами. Они самостоятельно придумывают узор и выкладывают его.
2. Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.
«Отгадай на ощупь геометрическую фигуру»
Цели и задачи: Развивать мелкую моторику рук, учить узнавать и называть геометрические фигуры:
Описание: На цветной картон пришиваются пуговицы в форме геометрических фигур.
Для каждой карточки шьется чехол, в который легко вставить и вытащить карточку. Чехол должен быть не прозрачный.
Возраст детей: 3-7 лет.
Варианты заданий:
Отгадай на ощупь и назови.
Отгадай на ощупь и найди пару.
Отгадай на ощупь, назови геометрическую фигуру и предмет такой же формы.
Применение:
как часть занятия;
во время индивидуальной работы с детьми;
во время самостоятельной деятельности детей;
задание для досуга.
«Картинки из пуговиц»
Цель: Развитие творческих способностей и образного мышления
Ход
Предложите детям выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка.
«Подбери к дереву листья»
Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года).
«Больше-меньше»
Для этой игры, чем больше пуговиц будет, тем лучше. Главное, чтобы все они были разного размера и среди них одна сама большая и самая маленькая.
Ход
- Ищем самую большую пуговицу, - и высыпаем все пуговицы из коробки на стол.
Игроки сидят вокруг стола и, не мешая друг другу, ищут пуговицу. Тот, кто нашел, кладет ее рядом с собой.
Задания могут быть примерно такими:
- ищем самую маленькую пуговицу
- ищем пуговицу в тремя дырочками
- ищем треугольную пуговицу
- ищем самую большую красную пуговицу
Главное, после каждого раунда собирать все пуговицы в коробку (чтобы никто из участников не мог подсмотреть заранее).
Игра продолжается, пока не надоест. В итоге смотрят, кто набрал больше всего выигрышных пуговиц. Тот и победитель.
«Пирамида»
Задача: построить пирамиду из пуговиц, чтобы выиграть в этой игре, нужно быть очень аккуратным.
Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть.
Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.
«Шнуровка»
Задача каждого игрока - нанизать на нитку все пуговицы таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки.
Ход
Каждому игроку выдается нитка (около 40 см) и по пять пуговиц с четырьмя дырочками каждая.
Воспитатель хлопает в ладоши и игра начинается. Побеждает тот, кто первым выполнил задание.
«Запомни и повтори»
Цель: развить внимание, память.
Ход
Для нее необходимы две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых). Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.
«Поезд из пуговиц»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход
Предложите ребенку отобрать самые большие пуговицы и выложили их в ряд. Это будет поезд, где каждая пуговичка - вагончик. Потом предложите собрать самые маленькие пуговички по такому же принципу. Потом предложите выложить «поезд» из пуговиц одинакового цвета. В большие пуговички - вагоны можно посадить маленькие пуговицы, которые будут пассажирами. Для того, чтобы поезд поехал можно предложить такую игру: последнюю пуговичку ставили вперед, и так все последующие. Получился эффект движения поезда.
«Поменяем местами»
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.
Ход
Пуговицы разложены на столе в 2-3 ряда. Вначале ребенок произвольно меняет местами две любые пуговицы. Усложнение: меняет местами пуговицы, которые указывает ведущий. Например: «Поменяй местами большую круглую красную пуговицу в первом ряду и маленькую квадратную голубую во втором ряду двумя руками одновременно».
«Необычное нанизывание»
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.
Ход
Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку (вы можете предварительно отрезать острые кончики зубочисток). Покажите ребенку, как можно нанизывать пуговицы на необычный стерженек. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов. Вы можете воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них. Кстати, не все пуговицы, возможно нанизать на зубочистку, так как диаметр дырочек на пуговицах не всегда соответствующий. Поэтому либо вы предварительно отбираете подходящие пуговки для этой игры, либо вы предоставляете ребенку возможность убедиться в несоответствии на собственном опыте и сделать свои выводы. Играя с ребенком постарше, вы можете просить его заранее высказать мнение по поводу того, наденется данная пуговка на такой стержень или нет, развивая тем самым его глазомер.
«Разноцветные домики»
Цель: развитие сенсорного восприятия.
Ход
Предложите ребенку разложить пуговицы в домики по цвету (предварительно нарисуйте домики и раскрасьте их в различные цвета): в желтый домик – желтые пуговки, в красный – красные и т. д.
«Продолжи закономерность»
Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики.
Ход
Можно предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной последовательности. Например, большая - маленькая, большая - маленькая и т. д., либо красная - синяя, красная - синяя и т. д., либо красная – синяя - зеленая, красная – синяя - зеленая, либо одна красная - две желтые, одна красная - две желтые и т. п., в зависимости от того, какие пуговицы вы подготовили для игры.
«Коврики»
Цель: развитие зрительного внимания, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве.
Ход
Возьмите небольшой лоскуток однотонной ткани (квадратный или прямоугольный) или лист цветного картона и предложите выложить ребенку узор в зеркальном отображении. Поначалу ребенок может выкладывать вслед за вами пуговку за пуговкой, впоследствии вы можете усложнить задачу: выложив половину, попросить ребенка завершить работу, либо, выложив свой узор полностью, попросить его выложить такой же узор на своем коврике.
«Сортировка»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие зрительного и тактильного восприятия, классификации.
Ход
Предложить ребенку разложить пуговицы по кучкам:
— В одной кучке пуговицы с двумя дырочками, в другой с 4-мя дырочками;
—Рассортировать по форме;
— разложить пуговицы по цветам.
Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.
«Сколько пуговиц в коробке»
Цель: развитие математических представлений, слухового восприятия.
Ход
15 мелких пуговок одного размера. Кладем их в 5 футлярчиков от киндер-сюрпризов и закрываем крышкой. В первый футляр — одну, во второй — две, и т. д. На слух нужно расставить коробочки в порядке возрастания количества пуговок.
«Уголки»
Цель: развитие логического мышления.
Ход
Расчертим лист бумаги клетками четыре на шесть, подбираем пуговицы двух цветов и играем в уголки, занимая противоположные углы.
«Пуговичное ожерелье»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, закрепление понятий цвет, форма, величина
Ход
Возьмите толстую прочную нитку (лучше веревку). Она должна быть такой длины, чтобы ожерелье по диаметру было меньше головы ребенка. Наденьте на нее много пуговиц, различающихся по форме, размеру и цвету (каждую пуговку наденьте на веревку при помощи иглы только в одно отверстие). Крепко завяжите нитку. Ожерелье готово.
«Пуговичный человечек»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Ход
Пушистая проволока и 5 пуговиц! Несколько движений, и человечек готов. Он может двигаться, сидеть, стоять на 1 ножке и кататься на качелях.
«Пуговичное лото»
Цель: закрепление знаний о цветах и оттенках, увеличение объема зрительной памяти, развитие наблюдательности, зрительного внимания.
Ход
Дети получают цветные картинки с изображением предметов или сюжетные картинки и наборы пуговиц. Ведущий показывает детям пуговицу и спрашивает, какого она цвета. Тому, кто первый нашел соответствующий цвет ил оттенок у себя на картинке, ведущий отдает пуговицу, и ребенок на своем рисунке накрывает ею участок соответствующим цветом. Игра считается законченной, когда у ведущего закончились все пуговицы. Примечание: маленьким детям ведущий предлагает самим находить пуговицы в общем наборе и накрывать аналогичные цветовые участки на своем рисунке.
«Рыбалка»
Цель: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, познавательной сферы.
Ход
Скажите ребенку: «Мы с тобой рыбаки. Отправляемся на рыбалку в "пуговичное море". Наши руки помогут нам выловить рыбку — пуговичку. Опусти руки в "пуговичное море" и вылови "рыбку".
(Пусть ребенок возьмет любую пуговицу).
— Какую "рыбку" ты выловил: большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?
— Какого цвета твоя "рыбка"?
— Она легкая или тяжелая?
— Теплая или холодная?
А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она?
Правда, она... (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, легкая)...?
Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»
Усложняя игру, можно добавлять в «ведерко» больше «рыбы».
Упражнения для рук
- Погладить «пуговичную» поверхность, периодически погружая руки в пуговицы и захватывая как можно больше пуговиц в каждую ладошку.
- захватить пуговицы в кулаки, чуть приподнять и разжать руки.
- погрузить руки глубоко в "пуговичное море" и "поплавать" в нем.
-наберите пуговицы в горсть и пересыпайте их из ладошки в ладошку.
-сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватить "щепотку" пуговиц... отпустить.
-берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и другие; перекатывайте каждую пуговицу между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
-те же движения можно совершать и внешними сторонами ладоней.
- Поднять руки над поверхностью емкости и постараться высыпать пуговицы по одной.
- Набрать пуговицы в ладони, сложенные «лодочкой», и медленно высыпать в емкость, как будто перетирая пуговицы между ладонями.
- Опустить руки в емкость и захватить как можно больше пуговиц, сжимая их между пальцами.
- Попробовать согнуть ладошки с пуговицами в кулачок и разогнуть не уронив пуговиц.
-Набирать пуговицы внешними сторонами ладоней и сбрасывать их по одной, стараясь не уронить.
Перекладывать пуговицы с места на место.
Расстёгивать и застегивать пуговицы, пришивать и отрывать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Веселые пуговицы".
Игра на развитие произвольного внимания....
картотека дидактических игр с пуговицами
игры для детей...
Дидактические игры с пуговицами. Мозаика из пуговиц.
Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста можно в игровой форме, используя разнообразный нетрадиционный материал. Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенс...
Картотека дидактических игр с пуговицами
Картотека дидактических игр с пуговицами...
Картотека дидактических игр с пуговицами
В картотеке собраны игры с пуговицами...
Картотека дидактических игр с пуговицами для детей 3-4 лет
Маленьким детям очень нравится играть с пуговками. Пуговицы вызывают особый интерес у детей. Ребенка привлекает необычность, нетрадиционность материала для игр.Разнообразие материала – пуговицы ...