Пуговичная терапия
статья на тему
Играя с пуговицами разного цвета, формы, величины, у ребенка развивается не только рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pugovichnaya_terapiya.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУГОВИЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Интересно, задумывались ли вы когда-нибудь о пуговице, собираясь на работу? Что это такое?
Пуговица (от слова «пугать», «пугалка») — застёжка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.
Вещь привычная,..однако, стоит посмотреть на пуговицу повнимательнее, и вам откроется немало интересного, а подчас даже фантастического и захватывающего.
В древние времена люди делали себе одежду из шкур животных, набрасывали шкуру на плечи и обматывали её вокруг пояса. Это было очень неудобно, одежда распахивалась, затрудняла движения.
Для застёгивания одежды люди стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки. К первым их аналогам относят застежки, появившиеся в 3-м тыс. до н.э.
В русском обиходе первые пуговицы появились лишь на пересечении XV-XVI веков. Довольно странно, но факт: сначала пуговицы стали популярны у мужчин, а женщины еще долгое время продолжали пользоваться булавками и заколками.
Пуговица как украшение и как застёжки.
Пуговицы в те далёкие времена были очень дорогой и модной вещью,
на одеждах богатых людей они были настоящим украшением из золота, серебра, драгоценных камней.
Пуговица как опознавательный знак
Пуговицы очень важный материал для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах.
Раньше у пуговиц было и магическое значение
Для этой цели в них помещали кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук. Способность издавать звук и превращал пуговицы в обереги.
Что натворили пуговицы в человеческой истории?
Наполеон потерпел поражение в войне 1812 года из-за губительного воздействия русского мороза на наполеоновских солдат, с них буквально падала одежда. Оловянные пуговицы крошились на морозе. При сильных морозах (ниже минус 13-15 градусов Цельсия) олово переходило в порошкообразную модификацию – пуговицы крошились.
Когда пуговицы появились, их носили гораздо больше, чем нужно, ведь чем знатнее и богаче был человек, тем их должно было быть больше. Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма.
Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так отучили солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.
В наше время пуговицу можно использовать, чтобы завоевать доверие ребенка. Перебирание, передвигание и просто рассматривание пуговиц доставляет и детям, и взрослым огромное удовольствие. Играя с пуговицами разного цвета, формы, величины, у ребенка развивается не только рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление.
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай. Нельзя недооценивать релаксационное воздействие на организм ребенка различных манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать пуговицы, тем более, что когда-то этот предмет был для него запрещен. А, как известно- запретный плод сладок.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.
Коррекционные упражнения и дидактические игры с пуговицами можно проводить как целым занятие, так и частью занятия, группой или индивидуально. Это зависит от цели занятия, изучается новый материал или идет закрепление.
Какие правила следует соблюдать во время игровой терапии?
- Игра должна приносить радость ребенку и взрослому.
- Ребенка нужно заинтересовать, а не принуждать играть. Не интересоваться игрой ребенок может по двум причинам: либо у него малоразвиты навыки, необходимые в игре, либо взрослый принуждает ребенка играть, отбивая тем самым всякое желание.
- Игры с пуговицами надо проводить после того, как ребенок овладел пальчиковой и песочной терапией. Дайте ему возможность мыслить и самостоятельно обнаружить свои ошибки.
- Чтобы почувствовать сравнительную сложность заданий, прежде чем давать их детям, выполнить их должен сам взрослый.
- Оживлять игру следует сказкой или рассказом: давать пуговицам имена, выдумывать, фантазировать, пока ребенка не захватит сам процесс преодоления трудностей, достижения желаемой цели.
- Хвалите ребенка за успехи.
Выделяют несколько видов игровой пуговичной терапии:
- игры на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы;
- игры на коррекцию и развитие психомоторики (мимика, моторика рук, координация движений);
- игры на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы;
- игры на развитие и коррекцию произвольного внимания;
- игры на развитие и коррекцию коммуникативных навыков.
Каждый вид раскрывает личностные качества и способствует адаптации ребенка в обществе.
Для достижения эффективности игровой пуговичной терапии необходимо также внедрение технологии педагогических действий:
- повышенное внимание к ребенку;
- постановка конкретного задания педагогом;
- расстановка акцентов в игре в соответствии с заданием;
- подбор предметов, хорошо знакомых ребенку.
Таким образом, игры и упражнения с пуговицами – значимые мотивирующие факторы активной творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи – важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.
Литература:
- Солоненко Л. Пуговичный мир//ж.Дошкольное воспитание №2/2013 с. 28
- Деникеева Ф. Ахунова К. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц//ж.Дошкольное воспитание №2/2013 с. 69
- Штиль С. Сенсорное развитие детей с особыми потребностями с помощью пуговичной терапии//ж.Коррекционная работа в ДОУ №1/2016 с.8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пуговичные открытия
идеи для творчества...
«Пуговичный мир»
Сказка о пуговке...
Конспект ОД по теме: "Путешествие в Пуговичную страну".
Конспект образовательной деятельности по развитию речи на основе ознакомления с окружающим в группе для детей с ОВЗ на тему: «Путешествие в Пуговичную страну»....
Проект "Пуговичный мир".
Паспорт проекта. 1.Вид проекта: познавательно-исследовательский. 2.Продолжительность проекта: средней продолжительности (сентябрь, октябрь). 3.Участники проекта: воспитатели, родители, дети средн...
Пуговичный мир
Пуговичный мир.Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребёнок испытывает удовольствие, Оказывается, что в головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения п...
Пуговичная терапия
Перебирание, раскладывание и просто рассматривание пуговиц доставляет и детям, и взрослым огромное удовольствие. Огромное разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развива...
Мастер класс «Использование технологии «Пуговичная терапия» для развития речи у детей дошкольного возраста».
Дать представление об инновационном методе развития речи «пуговичная терапия»....