Эссе "Моя педагогическая инициатива"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая инициатива»
Воспитателя МКДОУ «Детский сад № 5 г. Беслана»
Козыревой Элины Анатольевны
Воспитатель. Педагог. Что это? Профессия, специальность, призвание, образ жизни? В. А. Сухомлинский писал: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Выполнить это можно только любя своего воспитанника.
Сделанный мною выбор – профессия педагога - продуманный и осознанный. За плечами педагогическое училище, горы изученной литературы, практика в детском саду. Порой кажется, что все знаешь, все умеешь, все должно получаться. Оказывается – нет. Возникают бесконечные вопросы о том, как найти подход к каждому ребенку. Мучительно ищешь ответы и находишь их совершенно неожиданно, иногда не в учебниках педагогики, а в жизни или в любимых книгах.
Порой понять детей не могут даже самые близкие люди, их родители. Я стремлюсь открыть что-то в каждом из своих воспитанников: хочу увидеть их радости, их проблемы, понять их внутренний мир. Вместе с детьми мы учимся радоваться жизни, преодолевать трудности, не завидовать чьей-то легкой удаче, становиться мудрее, гуманнее.
«Открывать» для себя маленького человека … Что это значит? Это значит, как можно чаще ставить себя на место ребенка и думать, как в такой ситуации поступил бы ты. Часто поступки детей кажутся нам, взрослым, глупыми. Но я стараюсь относиться к ним с уважением. И часто «детская глупость» оборачивается глубокой мудростью. Почти всегда можно найти подход, перехитрить маленьких упрямцев, решив все не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой, не повышая голоса, переводя шалость в нужное русло. Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого поведения, то есть удобного для нас в данный момент. «Удобный» ребенок, воспитанный нашими образцовыми педагогическими методами, – не всегда счастливый ребенок, так как он порой прячет свое «я» под маской.
Чтобы достичь понимания, открытости в общении, нужно время, нужны ситуации, проверяющие истинность доверия, уважения, требовательности.
Детям радостно слышать доброе слово, обращенное к сердцу каждого, видеть твою улыбку. Смотрю в глаза своих детей. Это целый мир, вселенная - его душа. Вот они смотрят на меня. Чего они ждут? Тепла? Понимания? От меня? Но я же не мама, я всего лишь воспитатель. Детские глаза как самый чуткий индикатор, они реагируют на все: на любовь и ненависть, доброту и злость, внимание и равнодушие, искренность и фальшь. Они разные – сумей прочесть их.
У Анюты глаза большие и чистые. Широко распахнуты и впитывают, впитывают, впитывают… Бездонные! Нельзя допустить, чтобы они омрачились и потухли.
У Азама - недоверчивые и осторожные. Почему? Может, что-то во мне? А может быть, дома? Да и отношения с ребятами у него что-то не очень ладятся.
О чем думает Вадик? Он со мной и не со мной. Его взгляд проходит сквозь меня. Он мечтает, он думает о чем-то своем, он улыбается своей мечте. Меня совсем не слышит. Надо вернуть его в реальность, не спугнув мечту. Нельзя ошибиться.
У Аришки глаза озабоченные, беспокойные. Как всегда не совсем уверенная в себе. Надо поддержать.
Каким же надо быть воспитателем, чтобы в детских глазах не исчезла искорка интереса! Надо постоянно что-то изменять? А что если игра? Конечно
же, игра! Ну, конечно! Игра! Мы путешественники, исследователи. Мы на подводной лодке со знаменитым капитаном Немо погружаемся на морское дно.
Сколько приключений нас здесь ждет! И вот это уже необычное занятие по математике. Глаза детей загораются.
Какой взгляд у Вадика! Ему интересно. Возможно, сбылась мечта, прямо здесь, сейчас. Он вместе со всеми выращивает подводные деревья по схемам. И совсем неважно, что в качестве материала используются обычные кубики. Никогда не преподношу знания на «блюдечке», важно, чтобы ребята сами находили верное решение, не боялись ошибаться.
Вот и Аришка изменилась. Она почувствовала уверенность, решительность и одна из первых решила загадки-головоломки, которые предложила Обезьянка с таинственного острова.
Взгляды детей встречаются, передают напряжение, ищут друг у друга поддержки. Но это только мгновение. И вот вновь целый калейдоскоп ребячьих глаз. Они радостные и удовлетворенные, усталые и довольные, озабоченные и удивленные, но не равнодушные! Занятие заканчивается.
Это мои дети. Я читаю в их глазах мысли и чувства, я улавливаю их настроение, я заглядываю к ним в душу. Я вижу, как они изменяются, взрослеют.
Для меня любой ребенок – это Человек. Нужно уважать его мнение, не кривить перед ним душой, найти подход, помочь, если ему сложно. Только тогда, когда пойму, что мое слово, взгляд отзовутся, когда почувствую связь с воспитанником, только тогда смогу сказать: «Я – воспитатель».
А еще нужно уметь прощать. Нет, не уступать, не подстраиваться, а уметь прощать ребенка за неблаговидные поступки, привнося всякий раз в общение с ним любовь, добро, великодушие.
Зачастую трудно найти в себе силы, признать ошибку перед детьми, признаться в своей педагогической несостоятельности, в несовершенстве своих знаний. Для этого нужна особая педагогическая мудрость, которую постигаешь не сразу, а со временем, которая приходит постепенно, осознавая истину педагогического мастерства.
Истина эта всего лишь в пяти глаголах, три из которых обращены к детям: любить, понимать, верить, а два - ко мне, как воспитателю: терпеть и учиться. И эту истину я постараюсь пронести через всю свою педагогическую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая инициатива "Газета для детей, родителей и воспитателей ДОУ "Русалочка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372913","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]]Актуальность. В современном дошкольном образовательном у...
Эссе "Моя педагогическая инициатива"
Эссе воспитателя для конкурса "Воспитатель года"...
Моя педагогическая инициатива "Рабочая тетрадь по формированию правового сознания дошкольников "Мои права"
Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.Начинать знакомить детей с правами надо уже с детского ...
ЭССЕ на тему: «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»
ЭССЕ на тему: «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»...
Моя педагогическая инициатива
В данной презентации показана моя работа с детьми в течение учебного года по образовательной программе "Тропинки". Описание процесса обучения дано в стихотворной форме, работа авторская. Мне нрав...
Педагогические инициативы по развитию взаимодействия с родителями в рамках клуба "Знатоки педагогических секретов"
Педагогические инициативы по развитию взаимодействия с родителями в рамках клуба "Знатоки педагогических секретов"...
VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»
VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...