Доклад для педагогов "Инклюзивное образование в ДОУ"
консультация на тему
Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.
На каких же законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya1-inklyuziya.ppt | 1.02 МБ |
lektsiya1-doshkolniki.ppt | 868 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вызовы : - реализация Закона об образовании в РФ − обустройство новой практики работы с особыми детьми − инклюзивного образования (ориентированного на особые потребности детей, но организованного в пространстве общеобразовательной школы)
. .
Кому нужна инклюзивная школа?
От культуры полезности к культуре достоинства?
Какое образование называется инклюзивным? Инклюзивное образование фр. inclusif - включающий в себя - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как «динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса
Какое образование называется инклюзивным? Закон об образовании Российской Федерации: « инклюзивное образование » понимается как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Какое образование называется инклюзивным? Неверные представления об инклюзии : Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать Фокусирование не на целях, а на действиях Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
Как называть и как не называть тех, кому нужно инклюзивное образование ? Дети с ограниченными возможностями здоровья Дети с особыми образовательными потребностями
Идеология инклюзии Инклюзия – социальная концепция. Инклюзия в образовании – это ступень инклюзии в обществе. Идея «включающего» общества - изменение общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали принятию и участию всех членов этого общества. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только для детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей .
Инклюзия в образовании как условие инклюзии в обществе «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» Дэвид Бланкет
Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 1. С начала до середины 60-х годов ХХ века ― «медицинская модель», «сегрегационная», способствующая изоляции людей с ОВЗ. 2. С середины 60-х до середины 80-х годов ― «модель нормализации»(«интеграции»), интегрирующая людей с ОВЗ в общественную жизнь. 3. С середины 80-х годов ХХ века до настоящего времени ― «модель включения», т.е. инклюзия
Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Медицинская модель Идея заботы о ребенке, которому требовались особые условия для успешного обучения Условия : -специальные материально-технические средства ; -наличие специальных педагогов; -специальные программы обучения, учитывающие возможности ребенка; -медицинское сопровождение; -предпрофессиональная и профессиональная подготовка.
Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Медицинская модель Минусы : -неготовность воспитанников с ОВЗ к полноценной социальной жизни, -оторванность от общества, замкнутость в своей социальной группе; изоляция ребенка от нормально развивающихся сверстников и от семьи, т. к. часто специальные (коррекционные) учреждения находятся далеко от места проживания ребенка, -общение с детьми одного уровня не способствует полноценному развитию речи, -не происходит социализация ребенка в общество, за отсутствием его
Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Медицинская модель Минусы : - проблема дезинтеграции людей с ОВЗ носит двусторонний характер: наряду с неготовностью людей с ОВЗ к включению в полноценную жизнь в социуме, присутствует и нежелание большинства людей без отклонений в развитии существовать в одном пространстве с инвалидами.
Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Модель нормализации»(«интеграции») Идея воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в духе культурных норм, принятых в том обществе, в котором он живет. Источник формирования так называемых «паттернов культурно нормативной жизни» тех, кто ранее был исключен из общества» Интеграция в этом контексте обычно рассматривалась как процесс ассимиляции, требующий от человека принять нормы, характерные для доминирующей культуры, и следовать им в своем поведении.
Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Модель нормализации»(«интеграции») Принципы: - ребенок с особенностями развития ― человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности; - общество должно обеспечивать ребенку условия жизни, максимально приближенные к нормальным (отсюда и название модели).
Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Модель нормализации»(«интеграции») Следствия («+»): - изменение государственной политики в отношении людей с инвалидностью через подписание международных конвенций и изменение законодательных баз государств; - изменение позиции самого человека с ОВЗ в части ответственности и права на самостоятельную жизнь.
Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Модель нормализации»(«интеграции») Минусы: - нормализация не предполагала учета широкого спектра индивидуальных отличий, существующих в обществе. - актуализация вопроса, что есть «норма» и кто, по каким критериям ее будет определять
Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Модель «включения» (инклюзивного образования) Принципы инклюзивного образования на международном уровне (Саламанкская декларация): - каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний; - каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Принципы инклюзивного образования на международном уровне (Саламанкская декларация) : - необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей; - лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей;
Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Принципы инклюзивного образования на международном уровне (Саламанкская декларация) : - обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех .
Понятие интеграции Ин теграция : « …это способ помещения ребенка с ОВЗ в образовательную среду массовой школы, как правило, с использованием дополнительных вспомогательных средств для получения ребенком доступа к ресурсам школы; изменение ребенка с целью его соответствия социальной и образовательной среде школы» (Р. Райзер).
Понятие инклюзии Инклюзия : «…оценивание всех детей безотносительно типа или степени дефекта, переустройство учреждения с целью устранения барьеров таким образом, чтобы обучение позволяло оценивать индивидуальность ребенка, степень его участия и вовлеченности в процесс обучения». (Р. Райзер).
Отличия инклюзии и интеграции Главное отличие интеграции и инклюзии, заключается в различии объектов , на которые оказывается воздействие: - в интегрированном образовании – попытка изменить ребенка с ОВЗ, - в инклюзивной модели – изменение образовательной среды, с учетом индивидуальных потребностей всех участников образовательного процесса.
Отличия инклюзии и интеграции Интеграция: -Внимание направлено на проблемы детей с ОВЗ; -Изменение обучающихся с ОВЗ, с целью их соответствия существующей образовательной практике; -Адресное использование форм и методов работы, принятых в коррекционных учреждениях; -Преимущество от этого процесса получают только обучающиеся с ОВЗ; -Ассимиляция.
Отличия инклюзии и интеграции Инклюзия: -Внимание направлено на всех обучающихся; -Изменение образовательной среды в целом, с целью предоставления возможностей для развития и реализации всем обучающимся; -Использование специальных методов неотрывно от общего образовательного процесса; -Преимущества получают все обучающиеся; -Трансформация.
Модели образования особых детей «обычный ребенок» «особый ребенок»
Модели образования особых детей
Модели образования особых детей
Модели образования особых детей
Принципы инклюзии в школе (м/н) 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений 2. Каждый человек способен чувствовать и думать 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным 4. Все люди нуждаются друг в друге 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Принципы инклюзии (по Шипициной) -признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов; -повышение степени участия учеников в культурной жизни школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни; -реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
Принципы инклюзии -устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности; -анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
Принципы инклюзии -различия между учениками ― это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать; -признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
Принципы инклюзии -улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов; -признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей; -развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами; признание инклюзии в образовании как одного из аспектов инклюзии в обществе (Шипицина)
Содержательные и организационные подходы, способы, формы -индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося ― ребенка с ОВЗ ― по развитию академических знаний и жизненных компетенций; -социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его; - психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
Содержательные и организационные подходы, способы, формы • психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения; • индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ; • портфолио учащегося ― ребенка с ОВЗ; • компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
Содержательные и организационные подходы, способы, формы • повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования; • рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами; • тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
Содержательные и организационные подходы, способы, формы • адаптивная образовательная среда ― доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения); • адаптивная образовательная среда ― оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа); • адаптивная образовательная среда ― коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
Содержательные и организационные подходы, способы, формы • сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи; • ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Подходы в обучении детей с особыми образовательными потребностями 5 подходов в обучении детей с особыми образовательными потребностями: Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов и интернатах. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях. Домашнее обучение Дистанционное обучение Инклюзивное обучение
Формирование образовательной политики Региональная проблематика образования детей с ОВЗ, направления изменений
Проблематика: 1. Отсутствует стратегия развития инклюзивного образования в крае, не оформились структуры и органы, которые бы направляли и обеспечивали развитие инклюзивной практики в крае (Советы по развитию инклюзивного образования, Ресурсные центры и т.д.). 2. Имеются отдельные пробы создания инклюзивных практик образования в ДОУ и школах
Проблематика: 3. Недостаток систематических, комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся опыта регионального и отечественного инклюзивного образования. 4. Внятно не сформирован заказ на исследования и разработки относительно проблем реализации инклюзивного подхода в образовании, научно-методическое сопровождение и разработку программно-дидактических материалов и методических пособий для обеспечения инклюзивного образования
Проблематика: 5. Отсутствуют экономические и финансовые механизмы реализации инклюзивной практики. (Школа, являющаяся инклюзивной, требует дополнительных финансовых вложений (финансовая поддержка учителя инклюзивного класса, финансирование ставок ассистента учителя, тьютора, логопеда и т.д. для сопровождения ребенка с ОВЗ), финансирование дополнительных занятий педагога с ребенком с ОВЗ во внеурочное время; финансирование ПК педагогов, разработки и приобретения методического обеспечения учителя)
Проблематика: 6. Интолерантность мышления общества (в т.ч. профессионального сообщества), наличие стереотипов и предрассудков, неготовность или отказ учителей, детей и их родителей принять новые принципы инклюзивного образования 7. Необеспеченность образовательного процесса нормативно-правовой базой в части регулирования процесса инклюзии детей с ОВЗ в систему общего образования, в части организации индивидуального обучения, инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
Проблематика: 8. Недостаточность оснащения образовательного процесса техническими и дидактическими средствами обучения, затрудненность архитектурной доступности образовательных учреждений для организации обучения отдельных категорий детей с ОВЗ. 9. Н едостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход.
Целевые ориентиры и основные задачи образовательной политики по направлению Цель политики - качественное и планомерное усовершенствование системы образования детей с ООП путем внедрения инклюзивного образования, учитывающего разнообразие особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей и направленного на их полноценное развитие и самореализацию, социальную, профессиональную, жизненную успешность.
Направления и содержание изменений Организационно-управленческие Содержательные Ценностные
Организационно-управленческие изменения - разработка стратегии развития инклюзивного образования в крае, создание структуры и органов, которые бы направляли, координировали и обеспечивали развитие инклюзивной практики в крае (Советы по развитию инклюзивного образования), расширение функций Краевого ПМПК - разработка нормативно-правового и финансового обеспечения инклюзивного образования. Пересмотр имеющейся региональной базы, разработка примерных нормативных актов, которые в дальнейшем смогут быть приняты органами местного самоуправления.
Организационно-управленческие изменения - создание разноуровневой системы ресурсных центров по обеспечению инклюзивного образования (материально-техническому и методическому), в том числе использование потенциала специальных (коррекционных) учреждений .
Организационно-управленческие изменения - межведомственное взаимодействие: 1) создание сетевой модели взаимодействия ряда структур: коррекционная школа, общеобразовательная школа, ППМС-центры − для детей; коррекционная школа, общеобразовательная школа, ППМС-центры, КГПУ, ИПК, краевая ПМПК – для специалистов; коррекционная школа, общеобразовательная школа, ППМС-центры, общественные организации и фонды – для родителей.
Организационно-управленческие изменения 2) создание единой межведомственной базы данных детей с ОВЗ, позволяющей получить наиболее полную информацию о потребностях особых детей в образовательных, реабилитационных, социальных и прочих услугах; 3) реализация моделей сетевого взаимодействия государственных учреждений социальной помощи, медицинской помощи с государственными общеобразовательными учреждениями для сопровождения детей с ОВЗ;
Организационно-управленческие изменения - апробация моделей сетевого взаимодействия учреждений и образовательных организаций на территориях для обеспечения реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ; - создание инклюзивных школ-пилотов, школ-лабораторий; - поддержка общеобразовательных учреждений, реализующих эффективные программы инклюзивного образования, создание стажировочных площадок и инновационных сетей по распространению лучших практик;
Организационно-управленческие изменения - создание и размещение информации на сайте Министерства образования края «паспортов доступности» ОО - обустройство структуры, которая будет проводить исследования, разработку и мониторинг для обеспечения организации инклюзивной практики; - создание в образовательных учреждениях новой образовательной среды с учетом образовательных потребностей всех учащихся ( технические приспособления, и гровое пространство отдельно для гиперактивных детей и для аутичных детей на перемене )
Организационно-управленческие изменения - разработка и реализация программ подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов и специалистов сопровождения общеобразовательных учреждений. Введение дисциплин, необходимых для овладения инклюзивными технологиями обучения во всех ВУЗах, готовящих педагогов и психологов. - создание команд сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении
Организационно-управленческие изменения - обеспечение вариативности структуры и содержания образовательного процесса с применением индивидуальных маршрутов образования, индивидуальных учебных планов, разноуровневого обучения, вариативное расписание -создание условий для ранней профориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ в системе общего образования.
Организационно-управленческие изменения -отработка технологий поддержки педагогов инклюзивного образования (ресурсные центры) на базе ИПК, ПМПК и коррекционных школ, -сотрудничество с общественными организациями родителей детей с ОВЗ, привлечение родителей детей с ООП к участию в образовательно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности
Содержательные изменения - Разработка методологических оснований инклюзивного образования в условиях российской системы. - Р азработка и введение стандартов качества образования в обучение детей с ОВЗ; -Изменение подходов к организации оценки качества образования (разработка мониторинговых программ оценки индивидуальных образовательных потребностей и достижений ребенка, качества образовательной среды). - Разработка и внедрение учебных и дидактических комплектов с применением дифференцированного и разноуровневого подхода в условиях единого образовательного пространства.
Содержательные изменения - Разработка методов и педагогических технологий обучения и воспитания в разнородной образовательной среде (группе, классе). - Разработка технологий психолого-педагогического сопровождения детей с различными нарушениями на всех ступенях инклюзивного образования (от дошкольного до высшего профессионального образования).
Ценностные изменения - Изменение философии образования: от «образования для образования» — к «образованию для развития», утверждение как приоритетных ценностей партнерства, сотрудничества, принятия и поддержки. - Преодоление социальных и профессиональных стереотипов в восприятии детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с детским и родительским сообществом, с бизнесом и работодателями по формированию культуры отношения к людям с ОВЗ; - Формирование сообщества, разделяющего идеи равноправия и принятия, стимулирующего развитие всех своих участников, в котором ценность каждого является основой общих достижений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Консультативный пункт создается для родителей (законных представителей) и детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения Цель – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям),поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения
Содержание работы Консультативного пункта - помощь родителям и детям 5–6 лет, не посещающим ДОО, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу; - консультативная помощь родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; - содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО; - комплексная профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО; -взаимодействие между ДОО и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.
С лужба ранней помощи Цель - психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего ДОО, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии
Содержание работы Службы ранней помощи -психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей; -комплексная коррекционно-развивающая помощь детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям; -работа по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); -включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка; -определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Лекотека Цель - обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям)
Содержание работы Лекотеки -реализация ОП, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно; -психопрофилактика, психотерапия и психокоррекция средствами игры детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития; -обучение родителей, специалистов ДОО методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии; -психопрофилактическая и психокоррекционная работа с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;
Содержание работы Лекотеки -психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей ; -помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком; -подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; -поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.
Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» Цель – оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирования у них предпосылок учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей
Содержание работы Группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» -коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникативной, познавательной и иных сфер детей с ОВЗ; -подготовка ребенка с ОВЗ к включению в инклюзивную группу; -проведение консультативной работы с родителями
Инклюзивные группы детского сада Цель – предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями
Содержание работы инклюзивной группы -развивающая деятельность (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т.д.); -социализация в условиях совместного образования детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; -коррекционная деятельность специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, массажист и т.д); -программы творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкально-ритмические занятия, игротерапия и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Программа дополнительного образования «Степ-данс» для детей старшего дошкольного возраста».
Работа в окружной образовательной выставке «Переход на новые стандарты образования: опыт, результаты, проблемы», филиал КГБОУ АКИПКРО в г. Бийске. Доклад «Программа допол...
Презентация доклада "Преемственность уровней образования в современных условиях как механизм достижения цели и основного результата: дошкольного, школьного и высшего образования"
Презентация доклада о преемственности дошкольного и школьного образования[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10243043","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width...
Доклад "Экосистема дошкольного образования"
Дошкольники – начальное звено системы непрерывного образования. У дошкольников очень развит познавательный интерес, в частности к природе, поэтому элементарные экологические знания полученные де...
Презентация к докладу "Экосистема дошкольного образования"
Презентация к докладу "Экосистема дошкольного образования"...
доклад "Экосистема дошкольного образования"
Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.Сухомлинский В.А...
доклад "Экосистема дошкольного образования"
Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.Сухомлинский В.А...
Доклад "Зарубежные системы образования"
Система образования в Венгрии...