Доклад из личного опыта "Личностно-ориентированный подход"
учебно-методический материал на тему
В общении с ребёнком я стараюсь исходить из его интересов , применяя личностно- ориентированную модель воспитания. Это модель, когда педагог принимает позицию не сверху", а рядом, вместе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-_orientirovannyy_podhod.docx | 462.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Личностно- ориентированный подход»
Базис личности закладывается в первые семь лет жизни. В общении с детьми я стараюсь исходить из интересов детей , приняла личностно -ориентированную модель. Изучая и применяя на практике разные способы общения, я поняла, что только сотрудничество с ребёнком, использование разных стилей общения с ним, предпочтение ситуаций, требующих от ребёнка активности, может приблизить к главной цели - становлению личности ребёнка. В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, если те преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитываются интересы и познавательные возможности ребёнка по отношению к изучаемым явлениям Личностно- ориентированная модель воспитания направлена на то, чтобы преодолеть учебно - дисциплинарный подход к ребёнку, признать ,что ребёнок такой же полноправный член общества, как и взрослый, занять педагогическую позицию не «сверху», а рядом и вместе. Стараюсь внушить ребёнку мысли о его уникальности . Главное в воспитании - это любить детей, развивать их способности, раскрывать в детях их индивидуальность. Каждый год меняется стиль общения взрослого с детьми, потому что меняется характер потребности ребёнка во взрослом. Но важно помнить, что новая потребность приходит не вместо предшествовавшей, а как добавление к ней.
Для детей 2-ух лет важно, чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Поэтому ребёнка этого возраста необходимо приласкать, обнять, посидеть рядом просто так... Обмен «приятными прикосновениями» между воспитателем и ребёнком создаёт атмосферу доверия и тепла, расслабленности и покоя. Ситуативно-личностный тип общения — это установление личного контакта с каждым ребёнком индивидуально.
Ситуативно-деловой тип общения использую в работе с детьми 3- ёх лет, так как для трёхлеток важно, чтобы воспитатель был хорошим партнёром по разнообразной деятельности. Здесь обязательно надо работать на равных, а не под руководством воспитателя. Задача этого этапа- заслужить авторитет «человека умелого» в глазах детей.
Внеситуативно-деловой тип общения применяю в среднем возрасте ( 4-ый год жизни), когда надо заслужить авторитет «человека знающего». Но не на все вопросы можно сразу ответить. Стараюсь убедить, что вопрос меня заинтересовал и для меня это важно, я обязательно найду на него ответ.
В старшем дошкольном возрасте выслушиваю доверительные рассказы детей и вступаю в личное общение на равных с ребёнком, избегая оценок, а также стараюсь вместе с ними искренне радоваться жизни. Дети в этом возрасте могут быть по-своему замкнутыми и раскрываются только с человеком, которому очень доверяют. Они делятся своими чувствами, переживаниями, мыслями. Этот тип общения – внеситуативно-личностный.
Личностно ориентированный стиль отношений заложен и в оценке достижений детей.
Для детей 2-3 лет любые результаты трудов и усилий необходимо одобрять, ибо только таким путём можно укрепить в ребёнке желание ставить перед собой новые цели.
Для детей 4-ёх лет наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности, но обязательно в игровой форме и от игрового персонажа.
Начиная с 5-ти лет я в доброжелательной форме сравниваю результаты деятельности ребёнка с его предыдущими (например, сравниваю рисунки), но ни в коем случае не сравнивая с результатами деятельности других детей. При этом помогаю ребёнку осуществлять сравнение - сопоставление того, что сделано, намечаем пути их исправления. Таким образом у детей формируются предпосылки учебной деятельности (самоконтроль и самооценка).
Стараюсь, чтоб ребёнок ощутил себя частью коллектива, уважительно относился к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Это реализуется через разные формы работы в образовательной деятельности, в частности, попарную и подгрупповую. Это позволяет достичь высокой плотности взаимодействия между собой, вовлеченности в учебную деятельность каждого ребёнка.
Создавая условия для развития индивидуальности детей в группе создана изменчивая и вариативная развивающая среда с разнообразием сменяемых деятельностей и материалов. Всё помещение группы не имеет четких границ между игровыми зонами, что способствует свободному переходу от одной деятельности к другой. Дидактические игры расположены в доступных для детей местах. В группе организованы зоны:
Эмоциональной разгрузки, где дети весь свой негативный внутренний мир могут передать в рисунках, таким образом, как бы избавляясь от него. Здесь же дети рассматривают семейные фотографии в альбомах.
Зону творчества, где дети пишут и рисуют фломастерами, карандашами, красками, лепят из пластилина, создают как коллективные, так и индивидуальные работы.
• Физкультурный уголок, где дети имеют возможность поиграть, используя нестандартное оборудование.
• Театральную зону, где разместила маски, атрибуты, различные виды театров. Активизирую речь детей через: игры- занятия, дидактические игры ведь своевременное и правильное овладение ребёнком речью является важнейшим условием полноценного психического развития.
Фото
• Игровую зону, где дети находят занятия по интересам. У девочек есть кухонный гарнитур, они с большим желанием играют с ним в сюжетно-ролевые игры, для которых есть все необходимые атрибуты и они чувствуют себя там настоящими хозяюшками.
• А у мальчиков есть гаражи парковка, в которых стоят машины, тракторы, автобусы и другая техника. Для всех найдутся занятия по интересам.
Играя, дети учатся жить в коллективе, общаться друг с другом, высказывать свою точку зрения, придерживаться своего мнения, считаться с мнением других.
Таким образом, эти зоны помогают дошкольнику войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, осознать свое «я», научиться строить на гуманистической основе взаимоотношения со взрослыми и детьми в реальных, привычных бытовых ситуациях повседневного общения.
Планируя свою работу в образовательной деятельности, опираюсь на следующие принципы построения учебного плана:
• Вариативность (использование на занятиях различных заданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждому ребёнку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей) .
• Гибкость (по ходу занятия вношу в намеченный план необходимые изменения, исходя из наблюдений за деятельностью детей) .
• Открытость (использование субъективного опыта детей на занятии, обратная связь). Конечно, делаются лишь первые шаги по формированию у детей этих важных личностных качеств. Цели личностно- ориентированного образования являются долгосрочными и рассчитаны не на один год обучения.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность. И только при хорошо налаженном педагогическом общении детей и педагога удаётся выяснить, как «вписывается» этот мальчик и девочка в детский коллектив, что побуждает их поступать так или иначе, какие изменения претерпевает личность ребёнка.
Так если ребёнок не высоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к определенной ущербности, устойчивой потери уверенности в успехе. Повторяющиеся неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся, эмоциональными срывами и конфликтами. Нельзя систематически указывать ребёнку на его неудачи.
Только бережное отношение к человеческой личности, разумный подход к её перспективам, дают возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребёнком, которая будет способствовать пробуждению в нём уважения к себе и уверенности в своих возможностях.
В них дети учатся жить в коллективе, общаться друг с другом, высказывать свою точку зрения, придерживаться своего мнения, считаться с мнением других.
Раньше дошкольное образование было ориентировано только на обеспечении познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности. Поэтому основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие, творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"
доклад "Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...
доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"
"Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...
доклад из личного опыта "Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья дошкольников"
доклад из личного опыта "Здоровьесберегающие технологиидля укрепления здоровья дошкольников"...
Доклад из личного опыта"Организация предметно - развивающей среды в детском саду"
Доклад из личного опыта"Организация предметно - развивающей среды в детском саду"...
Доклад из личного опыта на тему: «Работа воспитателя по ознакомлению детей с правами в повседневной жизни».
Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только знание...
Доклад из личного опыта на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр»
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...
Доклад из личного опыта. Развития речи дошкольников через сказку
Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования, работающим по направлению "Речевое развитие детей"...