Программа "СКАЗКА"
методическая разработка по теме

Голдман Татьяна Сергеевна

Развитие творческих и коммуникотивных способностей детей средствами театрального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx863.98 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\2раскраски\5 (1).jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №5»

города Сосновоборска

ПРОГРАММА

«СКАЗКА»

2016

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\img026.jpg

Содержание

I Целевой раздел

1. Пояснительная записка

4-5

1.1. Цели и задачи реализации Программы

5

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

5-6

1.3. Планируемые результаты освоения программы

6-7

II Содержательный раздел

2. 1. Основные направления программы

7-8

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

8-13

III Организационный раздел

3.1. Описание материально технического обеспечения

14

3.2.  Описание обеспеченности методическими материалами и средствами

14

3.3. Система работы по театрализованной деятельности детей

14

3.4. Особенности организации предметно-пространственной среды 

14-15

Приложения

I Целевой раздел

1. Пояснительная записка

        Художественно - эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно - речевая и др. Важной задачей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

        Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5 - 7 лет (старшая и подготовительная группы).

        Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

"Музыкальное воспитание", где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное её содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

"Изобразительная деятельность", где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его  персонажей.

"Развитие речи", на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

"Ознакомление с художественной литературой", где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театральной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

"Ознакомление с окружающим", где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

"Ритмика", где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого - либо героя, его характер, настроение.

1.1. Цели и задачи реализации Программы

        Цель Программы: Развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами театрального искусства.                                                                              

Задачи реализации Программы:

- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.                        

- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).                                                                                        

- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.    

- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

- Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.                  

- Развивать у детей интерес к театрально - игровой деятельности.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Основные принципы:

1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3.  уважение личности ребенка;

4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Подходы:

Личностно - ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей, с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;

Системно - деятельностный  подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность

1.3. Планируемые результаты освоения программы

Требования к умениям и знаниям, приобретенным в результате изучения раздела "Театрализованная деятельность".

Старшая группа

Должен уметь:

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;                                                                                                                  - чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,                                                - выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией

Должен знать:

- некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);                                                                                  

- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо

Должен иметь представления:

- о театре, театральной культуре;                                                                          

- об истории театра;                                                                                                      

- об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);                                        

- о театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)

Подготовительная к школе группа

Должен уметь:

- самостоятельно организовать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли);                                                

- разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);                                

- широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров

Должен знать:

- некоторые виды театров ( кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);                                                                                  

- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: кукол вертушек, тростевых кукол, напольном  конусном

Должен иметь представления:

- о театре, театральной культуре;                                                                          

- театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев и др.)

        Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае.                         Приложение №1

II Содержательный раздел

2. 1. Основные направления программы:

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческая деятельность. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:

  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Какие превращения происходят на сцене;
  • Как вести себя в театре.

5.Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

- Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.

- Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим!).

Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.

Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности.

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

Содержание программы включает шесть основных блоков.

блок 1 - основы кукловождения

блок 2 - основы кукольного театра

блок 3 - основы актерского мастерства

блок 4 - основные принципы драматизации

блок 5 - самостоятельная театральная деятельность

блок 6 - театральная азбука

Приемы и методы организации образовательного процесса

формы

Способы

методы

Средство

- подгрупповая

- индивидуальная

- совместная игра со сверстниками

- совместная деятельность воспитателя с детьми

-самостоятельная деятельность

- рассматривание иллюстраций, афиш, фотографий театров

- построение декораций

- показ

- беседа

- чтение

- диалог

- повторение

- альбомы

- дидактический материал

- ТСО

- игровые пособия: куклы би-ба-бо, пальчиковый театр и т.д.

План работы старшей группы

(сентябрь - май)

1. Основы кукловождения

Сентябрь - ноябрь        

Задачи: продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол.

Игра: "Театр двух актеров"

Этюды: "Радостная встреча деда с Жучкой", "Неприятный разговор", "Игра в жмурки"

Декабрь - февраль

Задачи: закрепление навыка кукловождения пальчикового театра;

обучение детей приемам кукловождения театра би-ба-бо.

Игра: "Театр двух актеров"

Этюды: "К нам пришел зайчик", "Цыпленок и петушок", " Кот и петушок"

Март - май

Задачи: продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра би-ба-бо; познакомить с приемами кукловождения марионеток, кукол с "живой рукой"; побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра.

"Русский хоровод"  - танцевальная композиция

Этюды: "К нам в гости страус пришел", "Танец Аленушки"

2. Основы актерского мастерства

Сентябрь - май

Задачи: развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.

Этюды: "Удивление", "Цветок", "Северный полюс", "Сердитый дедушка", "Провинившийся" (М. Чистяковой)

Задачи: развивать выразительность жеста.

Этюды М. Чехова: "Вот он какой", "Спать хочется", "Карлсон", "Золушка"

3. Основные принципы драматизации

Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Совершенствовать исполнительские умения.

Задачи: продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев; совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики; учить чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм - драматизациям.

\Декабрь - февраль

Задачи: развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке.

Сказка: 

"Путаница", К.И.Чуковский

Инсценировка: "Кто колечко найдет?" по стихотворению С.А.Маршака

4. Самостоятельная театральная деятельность

Сентябрь - ноябрь

Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами на ширме.

Декабрь - февраль

Задачи: побуждать детей придумывать сказки, используя кукол пальчикового театра, театра би-ба-бо.

        

Март - май

Задачи: развивать желание импровизировать с куклами би-ба-бо, марионетками, куклами с "живой рукой".

6. Театральная азбука

Сентябрь - май

Задачи: продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре; познакомить с театром, его историей, устройством; рассказать о театральных профессиях и видах театров, научить правилам поведения в театре.

План работы подготовительной к школе группе

(сентябрь - ноябрь)

1. Основы кукловождения

Сентябрь - ноябрь

Задачи: познакомить детей с приемами вождения кукол

Этюды: "девочка и мальчик", "Пляска кота и мыши"

Задачи: закреплять навыки кукловождения.

Этюды: "Прогулка в лес", "Встреча друзей", "Веселый перепляс"

2. Основы кукольного театра

Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров

Сентябрь - ноябрь

Задачи: формировать интерес к театру кукол – би-ба-бо желание участвовать в кукольном спектакле.

Инсценировка: "Дом, который построил Джек" - по английской песенке в переводе С.Я.Маршака

Сказки: "Мороз Иванович", В.Одоевский

3. Основы актерского мастерства

Сентябрь - ноябрь

Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Этюды М.Чехова: "Потерялся", "Котята", "Маленький скульптор", "Часовой"

Декабрь - февраль

Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времена года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию.

Этюды М.  Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу

Март - май

Задачи: развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера; развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

Этюды М.Чистяковой: "Любопытный", "Круглые глаза", "Старый гриб", "Гадкий утенок",  "Дружная семья"

4. Основные принципы драматизации

Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств,  для характерных особенностей персонажей спектакля.

Декабрь - февраль

Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.

Сказки: "Сказка про храброго зайца", Д.Мамин - Сибиряк

  "12 месяцев"

5.  Самостоятельная театральная деятельность

Сентябрь - ноябрь

Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять сказки и разыгрывать их   используя кукол вертушек

Декабрь - февраль

Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять сказки и разыгрывать их   с помощью тростевых напольных кукол        

Март - май

Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды  кукольных театров

6. Театральная азбука

Сентябрь - май

Задачи:

- углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия;

- уточнять сведения об основных средствах выразительности;

- закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, театр зверей, детский);

- расширять диапазон о тех, кто работает в театре;

- закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля;

- определять и называть разновидности знакомых кукольных театров

III Организационный раздел

3.1. Описание материально технического обеспечения

        Для проведения занятий используется DVD, ноутбук, ширма для кукольного театра, куклы «би-бо-бо», пальчикового театра, верховые куклы, костюмы для драматизации.

3.2.  Описание обеспеченности методическими материалами и средствами

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте

2. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003

3. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка - дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно - творческого. М.,2003

4. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002

5. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных.

М., 2000

6. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002

7. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000

8. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001

9. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр - творчество - дети. М.,1995

10. Чистякова М.И. Психогимнастика

3.3. Система работы по театрализованной деятельности детей

        Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятий:  25 минут - старшая группа, 30 минут - подготовительная к школе группа. Общее количество учебных занятий в год - 62.

3.4. Особенности организации предметно-пространственной среды Организация развивающей среды в группе строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.         Игровая среда в группе:

- резиновые и мягкие игрушки для показа настольного театра,

 - вязанные и театральные куклы,

 - пальчиковый театр,

- театр масок,         

- теневой театр,

 - театр кукол би-ба-бо,

 - ложковый театр,

- театр на фланелеграфе,

- уголок ряженья

Центр театрализованной деятельности в группе позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Он неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. В результате дети познают мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу. В самостоятельной деятельности детей формируется умение и желание перевоплощаться и входить в роль.

Развивающееся воображение, знакомство с образами любимых сказок и потешек, желание выступить в определенных ролях, например: пробежать, как мышка на носочках или пройти, как мед- ведь, твердо ступая на всю ступню, чуть-чуть раскачиваясь, или побегать, плавно помахивая «крылышками», как птички, поскакать, как лягушки, и т. п. побуждают ребят не просто украшать себя, а «побыть кем-то».

Приложение №1

 Механизм оценки получаемых результатов

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.             

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев;

использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4.Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.

Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.

Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.  

С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.

Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

      Низкий уровень (7-10 баллов).

      Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

Знает правила поведения в театре.

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.

Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.