Программа "СКАЗКА"
методическая разработка по теме
Развитие творческих и коммуникотивных способностей детей средствами театрального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka.docx | 863.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №5»
города Сосновоборска
ПРОГРАММА
«СКАЗКА»
2016
Содержание
I Целевой раздел | |
1. Пояснительная записка | 4-5 |
1.1. Цели и задачи реализации Программы | 5 |
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы | 5-6 |
1.3. Планируемые результаты освоения программы | 6-7 |
II Содержательный раздел | |
2. 1. Основные направления программы | 7-8 |
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы | 8-13 |
III Организационный раздел | |
3.1. Описание материально технического обеспечения | 14 |
3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами | 14 |
3.3. Система работы по театрализованной деятельности детей | 14 |
3.4. Особенности организации предметно-пространственной среды | 14-15 |
Приложения |
I Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Художественно - эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно - речевая и др. Важной задачей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5 - 7 лет (старшая и подготовительная группы).
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
"Музыкальное воспитание", где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное её содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
"Изобразительная деятельность", где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
"Развитие речи", на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
"Ознакомление с художественной литературой", где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театральной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
"Ознакомление с окружающим", где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
"Ритмика", где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого - либо героя, его характер, настроение.
1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы: Развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи реализации Программы:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- Развивать у детей интерес к театрально - игровой деятельности.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы:
1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3. уважение личности ребенка;
4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Подходы:
Личностно - ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей, с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;
Системно - деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Требования к умениям и знаниям, приобретенным в результате изучения раздела "Театрализованная деятельность".
Старшая группа
Должен уметь:
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций; - чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами, - выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией
Должен знать:
- некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо
Должен иметь представления:
- о театре, театральной культуре;
- об истории театра;
- об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
- о театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
Подготовительная к школе группа
Должен уметь:
- самостоятельно организовать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли);
- разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);
- широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров
Должен знать:
- некоторые виды театров ( кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: кукол вертушек, тростевых кукол, напольном конусном
Должен иметь представления:
- о театре, театральной культуре;
- театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев и др.)
Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае. Приложение №1
II Содержательный раздел
2. 1. Основные направления программы:
1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Музыкально-творческая деятельность. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
5.Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
- Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.
- Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим!).
Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.
Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности.
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
Содержание программы включает шесть основных блоков.
блок 1 - основы кукловождения
блок 2 - основы кукольного театра
блок 3 - основы актерского мастерства
блок 4 - основные принципы драматизации
блок 5 - самостоятельная театральная деятельность
блок 6 - театральная азбука
Приемы и методы организации образовательного процесса
формы | Способы | методы | Средство |
- подгрупповая - индивидуальная - совместная игра со сверстниками - совместная деятельность воспитателя с детьми -самостоятельная деятельность | - рассматривание иллюстраций, афиш, фотографий театров - построение декораций | - показ - беседа - чтение - диалог - повторение | - альбомы - дидактический материал - ТСО - игровые пособия: куклы би-ба-бо, пальчиковый театр и т.д. |
План работы старшей группы
(сентябрь - май)
1. Основы кукловождения
Сентябрь - ноябрь
Задачи: продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол.
Игра: "Театр двух актеров"
Этюды: "Радостная встреча деда с Жучкой", "Неприятный разговор", "Игра в жмурки"
Декабрь - февраль
Задачи: закрепление навыка кукловождения пальчикового театра;
обучение детей приемам кукловождения театра би-ба-бо.
Игра: "Театр двух актеров"
Этюды: "К нам пришел зайчик", "Цыпленок и петушок", " Кот и петушок"
Март - май
Задачи: продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра би-ба-бо; познакомить с приемами кукловождения марионеток, кукол с "живой рукой"; побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра.
"Русский хоровод" - танцевальная композиция
Этюды: "К нам в гости страус пришел", "Танец Аленушки"
2. Основы актерского мастерства
Сентябрь - май
Задачи: развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.
Этюды: "Удивление", "Цветок", "Северный полюс", "Сердитый дедушка", "Провинившийся" (М. Чистяковой)
Задачи: развивать выразительность жеста.
Этюды М. Чехова: "Вот он какой", "Спать хочется", "Карлсон", "Золушка"
3. Основные принципы драматизации
Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Совершенствовать исполнительские умения.
Задачи: продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев; совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики; учить чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм - драматизациям.
\Декабрь - февраль
Задачи: развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке.
Сказка:
"Путаница", К.И.Чуковский
Инсценировка: "Кто колечко найдет?" по стихотворению С.А.Маршака
4. Самостоятельная театральная деятельность
Сентябрь - ноябрь
Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами на ширме.
Декабрь - февраль
Задачи: побуждать детей придумывать сказки, используя кукол пальчикового театра, театра би-ба-бо.
Март - май
Задачи: развивать желание импровизировать с куклами би-ба-бо, марионетками, куклами с "живой рукой".
6. Театральная азбука
Сентябрь - май
Задачи: продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре; познакомить с театром, его историей, устройством; рассказать о театральных профессиях и видах театров, научить правилам поведения в театре.
План работы подготовительной к школе группе
(сентябрь - ноябрь)
1. Основы кукловождения
Сентябрь - ноябрь
Задачи: познакомить детей с приемами вождения кукол
Этюды: "девочка и мальчик", "Пляска кота и мыши"
Задачи: закреплять навыки кукловождения.
Этюды: "Прогулка в лес", "Встреча друзей", "Веселый перепляс"
2. Основы кукольного театра
Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров
Сентябрь - ноябрь
Задачи: формировать интерес к театру кукол – би-ба-бо желание участвовать в кукольном спектакле.
Инсценировка: "Дом, который построил Джек" - по английской песенке в переводе С.Я.Маршака
Сказки: "Мороз Иванович", В.Одоевский
3. Основы актерского мастерства
Сентябрь - ноябрь
Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
Этюды М.Чехова: "Потерялся", "Котята", "Маленький скульптор", "Часовой"
Декабрь - февраль
Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времена года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию.
Этюды М. Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу
Март - май
Задачи: развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера; развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.
Этюды М.Чистяковой: "Любопытный", "Круглые глаза", "Старый гриб", "Гадкий утенок", "Дружная семья"
4. Основные принципы драматизации
Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств, для характерных особенностей персонажей спектакля.
Декабрь - февраль
Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.
Сказки: "Сказка про храброго зайца", Д.Мамин - Сибиряк
"12 месяцев"
5. Самостоятельная театральная деятельность
Сентябрь - ноябрь
Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять сказки и разыгрывать их используя кукол вертушек
Декабрь - февраль
Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять сказки и разыгрывать их с помощью тростевых напольных кукол
Март - май
Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров
6. Театральная азбука
Сентябрь - май
Задачи:
- углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия;
- уточнять сведения об основных средствах выразительности;
- закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, театр зверей, детский);
- расширять диапазон о тех, кто работает в театре;
- закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля;
- определять и называть разновидности знакомых кукольных театров
III Организационный раздел
3.1. Описание материально технического обеспечения
Для проведения занятий используется DVD, ноутбук, ширма для кукольного театра, куклы «би-бо-бо», пальчикового театра, верховые куклы, костюмы для драматизации.
3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
2. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003
3. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка - дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно - творческого. М.,2003
4. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002
5. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных.
М., 2000
6. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002
7. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000
8. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001
9. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр - творчество - дети. М.,1995
10. Чистякова М.И. Психогимнастика
3.3. Система работы по театрализованной деятельности детей
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятий: 25 минут - старшая группа, 30 минут - подготовительная к школе группа. Общее количество учебных занятий в год - 62.
3.4. Особенности организации предметно-пространственной среды Организация развивающей среды в группе строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Игровая среда в группе:
- резиновые и мягкие игрушки для показа настольного театра,
- вязанные и театральные куклы,
- пальчиковый театр,
- театр масок,
- теневой театр,
- театр кукол би-ба-бо,
- ложковый театр,
- театр на фланелеграфе,
- уголок ряженья
Центр театрализованной деятельности в группе позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Он неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. В результате дети познают мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу. В самостоятельной деятельности детей формируется умение и желание перевоплощаться и входить в роль.
Развивающееся воображение, знакомство с образами любимых сказок и потешек, желание выступить в определенных ролях, например: пробежать, как мышка на носочках или пройти, как мед- ведь, твердо ступая на всю ступню, чуть-чуть раскачиваясь, или побегать, плавно помахивая «крылышками», как птички, поскакать, как лягушки, и т. п. побуждают ребят не просто украшать себя, а «побыть кем-то».
Приложение №1
Механизм оценки получаемых результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев;
использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.
С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.