Рабочая программы "Разумейка"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Зеленкова Елена Владимировна

Программа Разумейка разработана для детей 4-5 лет, направленная на формирование элементарных математических представлений через продуктивную деятельность, с использованием психомотрных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_razumeyka.docx43.46 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю                                               Согласовано                                 Рассмотрено
МКДОУ д/с №378                                     Зам.дир.по УВР                            на заседании кафедры

_________И.М.Лихачева                          __________Л.И.Головина           Протокол №      от

«___»__________2016г.                          «___»__________2016г.               «___»__________2016г.

Рабочая программа

Игрокласс «Разумейка»

на 2016-2017 учебный год

Для дошкольников среднего возраста

Педагог Зеленкова Е.В.

                                             

Пояснительная записка

Новизной данной рабочей программы является использование психолого-педагогического подхода к обучению. Данная программа является модифицированной, она разработана на основе:

- Курса практической математики для дошкольников Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасовой «Игралочка» издательство «ЮВЕНТА», 2014г, 224 с.,

- С использованием программы А.В. Семинович «В диалоге с мозгом» «Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники» издательство «Дрофа», 2014г., 240с. (психомоторные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения на дыхание, релаксационные упражнения).

Программа составлена на основе нормативных документов:

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844.
  • Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г №12 ФЗ.
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-ФЗ (в ред. От 20.07.2000г.).
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 27 августа 2015 года).

Программа «Разумейка» направленная на познавательное развитие детей, разработана для детей 4-5 лет, включает в себя занятия на развитие математических способностей через продуктивную деятельность, телеснодвигательную активность. Программа рассчитана на 1 год, занятия проходят 2 раза в неделю, длительность 1 занятия 20-30 мин. Программа строится на принципах гуманистической педагогики и психологии.

В возрасте 4-5 лет дети очень любознательны, этот возраст является наиболее сенситивным и благоприятным для развития интеллектуальной сферы. Психические процессы формируются активно, закладывается основа для дальнейшего развития и обучения ребенка.

 Развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального и познавательного развития ребенка, способствует формированию логического мышления, ориентировке в пространстве, выработке устойчивости произвольного внимания, увеличению объема внимания  и памяти. Ребенок научится аргументировать свои высказывания и строить простейшие умозаключения.

Развитие элементарных математических представлений создаст базу для последующего развития и обучения ребенка в данной области; умения ориентироваться в пространстве и овладения психомоторными упражнениями даст возможность хорошо чувствовать собственное тело;  умение общаться будет способствовать  более благоприятной социализации ребенка; творческие работы ребенка придадут  уверенности в собственных силах.

Целью данной программы является формирование познавательной активности по средствам знакомства с элементарными математическими представлениями и действиями.

Данный курс способствует решению следующих задач:

Обучающая

  • Формирование у детей представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, размер),  познакомить с числами 1 до 5.
  • Развитие умений: сравнивать, обобщать, классифицировать.
  • Формирование навыков ориентации в пространстве и на плоскости: право-лево, вверх-вниз, спереди-сзади.

Развивающая

  • Развитие восприятия, обогащение представлений детей о наглядных свойствах предметов.
  • Формирование усидчивости, концентрации внимания и формирование наглядно-образного мышления.
  • Развитие мотивационной сферы ребенка.

Воспитывающая

  • Развитие творческой инициативы и самостоятельности.
  • Приобретение навыков сотрудничества.
  • Воспитание у детей чувства ответственности за собственную деятельность и формирование умения доводить дело до конца.

Мониторинг проводится в виде диагностики в начале и конце курса занятий, результаты сравниваются, затем делается вывод об усвоение программного материала.   

Таблица 1.1

Ф.И. ребенка

Показатели

 1. Различает  и называет формы: треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб, знает их характерные отличия.

 

2. Узнает времена года, знает их характерные признаки

3. Различает из каких частей составлена группа предметов, назвать их характерные особенности (цвет, форму, величину).

3. Сравнивает две группы предметов, путем поштучного соотнесения.

4. Раскладывает     3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем, убывающем порядке.

 5. Называет все цифры от 1 до 5, и в обратном порядке.

 

А также учитываются психомоторные способности ребенка и особенности психических процессов.

Таблица 1.2

Ф.И. ребенка

Показатели

6. Умеет ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ)

7.Концентрирует внимание

8. Владеет координацией мелких групп мышц ( тонус, умение расслабить руку, работа с мелкими предметами)

9. Уровень сформированности волевых процессов, уровень саморегуляции

10. Творческое мышление, воображение

 

Социально-коммуникативные навыки

Таблица 1.3

Ф.И. ребенка

Показатели

11. Умеет делится с другом, терпение и принятие ситуации

12. Знает и употребляет в речи вежливые  слова

13. Проявляет уважение к старшим

 

Критерии для оценки от 1 до 3.

Таблица 1.4

Показатели

Оценка /баллы/

достаточный

средний

низкий

1-13

Самостоятельно справляется

Справляется с помощью взрослого

Не справляется самостоятельно и  при помощи взрослого

Требования к уровню усвоения содержания программы      (ожидаемый результат)    

К концу учебного года ожидаемый результат - продвижение детей в развитии познавательных процессов: внимание, память, речь, фантазия, воображение; мыслительных операций: анализ, синтез, классификация. У детей сформируются следующие умения:

1. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия по цвету, форме, размеру.

2. Умение продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком.

3. Умение в простейших группах  находить общий признак группы, состоящий из 3-4 предметов, находить лишний предмет.

4. Умение считать до 5 в прямом и обратном порядке.

5. Умение графически изображать столько же предметов, сколько в заданной группе, содержащей до 5 предметов.

6. Умение правильно устанавливать пространственные отношения (выше - ниже, спереди - сзади, справа - слева, длиннее - короче).

7. Умение различать времена года, опираясь на характерные признаки.

8. Умение узнавать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб.

 

Учебно-тематический план

Название раздела

Общее количество часов

Теория

Практика

«Количество и счет»

Развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 5, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

10

Счет до 5 прямой и обратный.

Количественный счет, упражнения в рабочей тетради, продуктивная деятельность

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

10

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, угол.

Продуктивная деятельность

«Определение величины»

Развивать умение сравнивать длину, размер  предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

5

Ширина, длина

Приложение предметов друг к другу, продуктивная деятельность

«Ориентировка в пространстве, на плоскости»

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени;  познакомить с частями суток; дать представления о последовательности времен года.

7

Времена года,  верх-низ,  право-лево

Продуктивная деятельность

«Решение  логических задач»

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

10

Сравнение, обобщение

Рабочая тетрадь, продуктивная деятельность

 Организации детей на занятиях предполагает фронтальные и подгрупповые.

Таблица 2.1

Тематическое планирование

Наименование раздела

Теория

Практика

Общее количество часов

Диагностика

0

2

2

Повторение

0

3

3

Количество и счет

1

7

8

Ориентировка в пространстве, плоскости

3

10

10

Определение величины

1

4

4

Решение логических задач

2

6

6

Ознакомление с  формами

7

9

9

Всего

14

41

42

Материально-техническое и методическое обеспечение

Материально – технические (пространственные) условия 

Данная программа реализуется с использованием сенсорного оборудования по мере необходимости: ультразвуковой распылитель эфирных масел «Эфа», набор эфирных масел, ортопедическая дорожка, настольный модуль «Объемные тела и зеркала», массажные мячики. Столы 4 шт., стулья 10 шт.

Материалы:

Альбомная бумага, цветная бумага, тонированная бумага, ножницы, простые карандаши, цветные карандаши, краски акварельные, краски гуашь. мелки восковые, стаканчики для воды, пластилин, сыпучие материалы.

Используемая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
  2. Практический курс математически для дошкольников. Методические рекомендации  Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасовой
  3. Рабочая тетрадь «Игралочка. Часть 1», «Игралочка. Часть 2», Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасовой
  4. Программа «Цветик-семи цветик», Н.Ю.Кружевой
  5. Программно-методический комплекс «Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники» А.В. Семинович
  6. «Детская энциклопедия для малышей в сказках», Е. Ульяева
  7. «Сказки от капризов», Е. Капустина
  8. «Энциклопедия дошкольника. Наша планета», Ю.Каспарова
  9. «Новогодние сказки», А.Дж.Вуд

10. «Лучшая новогодняя книга», Т.А. Корнеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...