Рабочая программы "Разумейка"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Программа Разумейка разработана для детей 4-5 лет, направленная на формирование элементарных математических представлений через продуктивную деятельность, с использованием психомотрных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_razumeyka.docx | 43.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
МКДОУ д/с №378 Зам.дир.по УВР на заседании кафедры
_________И.М.Лихачева __________Л.И.Головина Протокол № от
«___»__________2016г. «___»__________2016г. «___»__________2016г.
Рабочая программа
Игрокласс «Разумейка»
на 2016-2017 учебный год
Для дошкольников среднего возраста
Педагог Зеленкова Е.В.
Пояснительная записка
Новизной данной рабочей программы является использование психолого-педагогического подхода к обучению. Данная программа является модифицированной, она разработана на основе:
- Курса практической математики для дошкольников Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасовой «Игралочка» издательство «ЮВЕНТА», 2014г, 224 с.,
- С использованием программы А.В. Семинович «В диалоге с мозгом» «Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники» издательство «Дрофа», 2014г., 240с. (психомоторные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения на дыхание, релаксационные упражнения).
Программа составлена на основе нормативных документов:
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844.
- Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г №12 ФЗ.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-ФЗ (в ред. От 20.07.2000г.).
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 27 августа 2015 года).
Программа «Разумейка» направленная на познавательное развитие детей, разработана для детей 4-5 лет, включает в себя занятия на развитие математических способностей через продуктивную деятельность, телеснодвигательную активность. Программа рассчитана на 1 год, занятия проходят 2 раза в неделю, длительность 1 занятия 20-30 мин. Программа строится на принципах гуманистической педагогики и психологии.
В возрасте 4-5 лет дети очень любознательны, этот возраст является наиболее сенситивным и благоприятным для развития интеллектуальной сферы. Психические процессы формируются активно, закладывается основа для дальнейшего развития и обучения ребенка.
Развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального и познавательного развития ребенка, способствует формированию логического мышления, ориентировке в пространстве, выработке устойчивости произвольного внимания, увеличению объема внимания и памяти. Ребенок научится аргументировать свои высказывания и строить простейшие умозаключения.
Развитие элементарных математических представлений создаст базу для последующего развития и обучения ребенка в данной области; умения ориентироваться в пространстве и овладения психомоторными упражнениями даст возможность хорошо чувствовать собственное тело; умение общаться будет способствовать более благоприятной социализации ребенка; творческие работы ребенка придадут уверенности в собственных силах.
Целью данной программы является формирование познавательной активности по средствам знакомства с элементарными математическими представлениями и действиями.
Данный курс способствует решению следующих задач:
Обучающая
- Формирование у детей представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, размер), познакомить с числами 1 до 5.
- Развитие умений: сравнивать, обобщать, классифицировать.
- Формирование навыков ориентации в пространстве и на плоскости: право-лево, вверх-вниз, спереди-сзади.
Развивающая
- Развитие восприятия, обогащение представлений детей о наглядных свойствах предметов.
- Формирование усидчивости, концентрации внимания и формирование наглядно-образного мышления.
- Развитие мотивационной сферы ребенка.
Воспитывающая
- Развитие творческой инициативы и самостоятельности.
- Приобретение навыков сотрудничества.
- Воспитание у детей чувства ответственности за собственную деятельность и формирование умения доводить дело до конца.
Мониторинг проводится в виде диагностики в начале и конце курса занятий, результаты сравниваются, затем делается вывод об усвоение программного материала.
Таблица 1.1
Ф.И. ребенка | Показатели | |||||
1. Различает и называет формы: треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб, знает их характерные отличия.
| 2. Узнает времена года, знает их характерные признаки | 3. Различает из каких частей составлена группа предметов, назвать их характерные особенности (цвет, форму, величину). | 3. Сравнивает две группы предметов, путем поштучного соотнесения. | 4. Раскладывает 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем, убывающем порядке. | 5. Называет все цифры от 1 до 5, и в обратном порядке. | |
| ||||||
А также учитываются психомоторные способности ребенка и особенности психических процессов.
Таблица 1.2
Ф.И. ребенка | Показатели | ||||
6. Умеет ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ) | 7.Концентрирует внимание | 8. Владеет координацией мелких групп мышц ( тонус, умение расслабить руку, работа с мелкими предметами) | 9. Уровень сформированности волевых процессов, уровень саморегуляции | 10. Творческое мышление, воображение | |
| |||||
Социально-коммуникативные навыки
Таблица 1.3
Ф.И. ребенка | Показатели | ||
11. Умеет делится с другом, терпение и принятие ситуации | 12. Знает и употребляет в речи вежливые слова | 13. Проявляет уважение к старшим | |
| |||
Критерии для оценки от 1 до 3.
Таблица 1.4
Показатели | Оценка /баллы/ | ||
достаточный | средний | низкий | |
1-13 | Самостоятельно справляется | Справляется с помощью взрослого | Не справляется самостоятельно и при помощи взрослого |
Требования к уровню усвоения содержания программы (ожидаемый результат)
К концу учебного года ожидаемый результат - продвижение детей в развитии познавательных процессов: внимание, память, речь, фантазия, воображение; мыслительных операций: анализ, синтез, классификация. У детей сформируются следующие умения:
1. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия по цвету, форме, размеру.
2. Умение продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком.
3. Умение в простейших группах находить общий признак группы, состоящий из 3-4 предметов, находить лишний предмет.
4. Умение считать до 5 в прямом и обратном порядке.
5. Умение графически изображать столько же предметов, сколько в заданной группе, содержащей до 5 предметов.
6. Умение правильно устанавливать пространственные отношения (выше - ниже, спереди - сзади, справа - слева, длиннее - короче).
7. Умение различать времена года, опираясь на характерные признаки.
8. Умение узнавать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб.
Учебно-тематический план
Название раздела | Общее количество часов | Теория | Практика |
«Количество и счет» Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 5, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. | 10 | Счет до 5 прямой и обратный. | Количественный счет, упражнения в рабочей тетради, продуктивная деятельность |
«Ознакомление с геометрическими фигурами» Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. | 10 | Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, угол. | Продуктивная деятельность |
«Определение величины» Развивать умение сравнивать длину, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. | 5 | Ширина, длина | Приложение предметов друг к другу, продуктивная деятельность |
«Ориентировка в пространстве, на плоскости» Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с частями суток; дать представления о последовательности времен года. | 7 | Времена года, верх-низ, право-лево | Продуктивная деятельность |
«Решение логических задач» Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). | 10 | Сравнение, обобщение | Рабочая тетрадь, продуктивная деятельность |
Организации детей на занятиях предполагает фронтальные и подгрупповые.
Таблица 2.1
Тематическое планирование
Наименование раздела | Теория | Практика | Общее количество часов |
Диагностика | 0 | 2 | 2 |
Повторение | 0 | 3 | 3 |
Количество и счет | 1 | 7 | 8 |
Ориентировка в пространстве, плоскости | 3 | 10 | 10 |
Определение величины | 1 | 4 | 4 |
Решение логических задач | 2 | 6 | 6 |
Ознакомление с формами | 7 | 9 | 9 |
Всего | 14 | 41 | 42 |
Материально-техническое и методическое обеспечение
Материально – технические (пространственные) условия
Данная программа реализуется с использованием сенсорного оборудования по мере необходимости: ультразвуковой распылитель эфирных масел «Эфа», набор эфирных масел, ортопедическая дорожка, настольный модуль «Объемные тела и зеркала», массажные мячики. Столы 4 шт., стулья 10 шт.
Материалы:
Альбомная бумага, цветная бумага, тонированная бумага, ножницы, простые карандаши, цветные карандаши, краски акварельные, краски гуашь. мелки восковые, стаканчики для воды, пластилин, сыпучие материалы.
Используемая литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
- Практический курс математически для дошкольников. Методические рекомендации Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасовой
- Рабочая тетрадь «Игралочка. Часть 1», «Игралочка. Часть 2», Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасовой
- Программа «Цветик-семи цветик», Н.Ю.Кружевой
- Программно-методический комплекс «Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники» А.В. Семинович
- «Детская энциклопедия для малышей в сказках», Е. Ульяева
- «Сказки от капризов», Е. Капустина
- «Энциклопедия дошкольника. Наша планета», Ю.Каспарова
- «Новогодние сказки», А.Дж.Вуд
10. «Лучшая новогодняя книга», Т.А. Корнеева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...