Кружковая деятельность "Пластилиновая фантазия" программа для детей 6-7 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Кружковая деятельность "Пластилиновая фантазия" программа для детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilin_kruzhok_podgotovitelnaya.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
№ | Содержание | Номер страницы |
1 | Содержание | 2 |
2 | Паспорт программы | 3 |
3 | Пояснительная записка | 4 |
3.1. | Цели и задачи программы | 6 |
3.2. | Планируемые результаты | 7 |
3.3. | Объем образовательной нагрузки | 7 |
4 | Содержание программы | 8 |
5 | Организационно - педагогические условия | 15 |
5.1. | Учебный план | 15 |
5.2. | Расписание | 15 |
5.3. | Календарный учебный график | 16 |
5.4. | Программно - методическое обеспечение | 17 |
5.5. | Материально-техническое обеспечение | 17 |
6. | Мониторинг | 19 |
7. | Список литературы | 21 |
8. | Инструментарий (приложение 1) | 22 |
2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа дополнительной образовательной услуги по художественно- эстетическому развитию детей «Пластилиновая фантазия» |
Авторы-составители | воспитатель Смоленко Наталья Николаевна |
Организация исполнитель | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №79 «Голосистое горлышко» |
Адрес организации | Россия. Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, жилищный поселок ННДСР дом 62 Телефон/факс – 49 – 04 - 63 |
Целевые группы | дети старшего дошкольного возраста (6-го года жизни) |
Тип программы | Образовательная программа «Пластилиновая фантазия » относится к художественно- эстетическому направлению: создаются условия для развития художественно-творческих способностей ребенка |
Срок реализации программы | 2016 – 2017гг. |
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Пластилиновая фантазия» |
3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Срок реализации программы один учебный год, который включает 36 занятия в год, 1 раза в неделю, 30-35 минут. Форма организации учебной деятельности: групповые занятия.
3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
Развитие у детей старшего дошкольного возраста 7-го года жизни эстетического и художественно - творческих способностей
Задачи:
- Научить создавать целостность объекта из отдельных деталей использую имеющиеся навыки: придавливание детали к основе, примазывание, приглаживание границ, соединение отдельных частей.
- Познакомить детей с новыми техниками в Пластилинографии – изразец, барельеф.
- Побуждать детей вносить свой замысел в работу.
- Учить детей использовать в работе различный бросовый и другой материал, комбинировать его.
- Учить детей приёму «вливания одного цвета в другой».
- Учить детей самим оформлять свои готовые работы. ( Фон, рамки, паспарту и т.д.)
- Научить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской, городецкой росписи.
3.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов дети научаться:
- Создавать целостность объекта, из отдельных деталей используя навыки: придавливание детали к основе, примазывание, приглаживание границ, соединение отдельных частей.
- Научаться использовать в работе различный бросовый и другой материал, комбинировать его.
- Научаться приёму «вливания одного цвета в другой».
- Научаться самостоятельно оформлять свои готовые работы. ( Фон, рамки, паспарту и т.д.)
- Научаться оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской, городецкой росписи.
3.3. ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Программа разработана для детей дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительностью 30-35 минут. Группа включает 10 детей. Занятия проводятся вне образовательной деятельности. Форма обучения очная. Срок реализации программы 1 учебный год.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы с пластилином как пластинография. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ, и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.
Цикл занятий по программе рассчитан на один год обучения. Продолжительность занятий 30– 35 минут.
Занятия проводятся с сентября по май 36 занятия в год, по 4 занятия в месяц. Занятия проводятся в игровой форме с использованием различных игр и физкульт - минуток.
№ занятия | Тема занятия | Цели занятия: | Материал для проведения занятия | Методы и приемы |
1 | Бабочки порхают над цветами | Закрепления навыков размазывания пластилина по бумаге. Не выходить за контуры рисунка использовать для выразительной рабаты вспомагательные предметы | Картон, набор цветного пластилина, стека салфетка | Игровая мотивация, беседа о строении бабочки, цветов, физминутка, показ способа действий. |
2 | «Астры и хризантемы» | Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы. | Картон, набор цветного пластилина, стека салфетка | Игровая мотивация, беседа о строении цветов, физминутка, показ способа действий. |
3-4 | «Синичка» | Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество | Картон, набор цветного пластилина, стека салфетка | Игровая мотивация, беседа, физминутка, показ способа действий. |
5-6 | Божья коровка, улети на небо» | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы | Картон, набор цветного пластилина, стека салфетка | Игровая мотивация, беседа, физминутка, показ способа действий. |
7-8 | Лепка по мотивам сказки С.Маршака «Кошкин дом» (коллективная) | Учить создавать в сотворчестве с педагогом и друг с другом коллективную работу по мотивам литературного произведения. Показать способ лепки огня (пожара) из пластилиновых жгутиков. | Картон, набор цветного пластилина, стека салфетка | Игровая мотивация, беседа, физминутка, показ способа действий. |
9-10 | Рыбки | Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобьеме используя нетрадиционную технику исполнение работы рисование пластилином. | Картон, набор цветного пластилина, стека салфетка | Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме ,беседы ,рассматривание иллюстраций |
11-12 | Мишка косолапый | Учить изображать фигуру медведя способом пластилинографий передавая строения тела животного. Развивать мелкую моторику рук при выполнений разных приемов работы. | Картон, набор цветного пластилина, стека салфетка | Игровая мотивация, Беседа с детьми о диких животных |
13-14 | Самолет летит | Учить детей составлять на плоскости предмета состоящих из нескольких частей ,добиваться точной передачи предмета ,его строения. | Картон, набор цветного пластилина, стека салфетка | Иллюстрации, макеты, фото, беседы. |
15-16 | Жираф | 1. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изображать животное, передать особенности его строения средствами пластилинографии. 2. Показывать выразительные возможности данной техники. 3. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, способность вносить в композицию дополнения. | Картон, набор цветного пластилина, стека салфетка | Рассматривание иллюстраций с изображением животных жарких стран. Дидактические игры. Лото «Дикие животные». |
17-19 | ТЕРЕМОК | 1. Дать детям представление об архитектуре старинных зданий. 2. Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. 3. Учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками). 4. Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы. | Плотный картон синего (голубого цвета) с зеленой полосой в нижней части, с нарисованным силуэтом замка, размер А4, набор пластилина, арбузные семечки, фасоль, проволока в желтой оболочке, нарезанная на отрезки по 3—4 см, салфетка, стека. | Рассматривание картинок, чтение сказки вспомнить героев сказки |
20-22 | МАТРЕШКА | 1. Воспитывать интерес к народной игрушке. 2. Познакомить с историей создания русской матрешки. 3. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике— пластилинографии. 4. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора. | Плотный картон желтого цвета с силуэтом матрешки, набор цветного пластилина, стека салфетка, игрушка-матрешка, сундучок. | Отгадывание загадки, рассказ о истории матрешки, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, чтение стихотворения В.Приходько «Матрешки на окошке». |
23-25 | УДИВИТЕЛЬНАЯ ДЫМКА | 1. Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. 2. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. 3. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. 4. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. | Плотный картон белого цвета (размер — А4) с силуэтом барыни-водоноски, набор разноцветного пластилина, стека, дымковские игрушки: дымковский конь, утка, индюк, кукла-барыня, кукла-водоноска, кукла-няня, салфетка для рук. | Рассказ истории о дымковской игрушке, физкультминутка, пальчиковая гимнастика. |
26 - 28 | ЧУДО – ХОХЛОМА | 1. Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. 2. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». 3. Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки. 4. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. | Пластиковая емкость плотной структуры в виде стакана, обклеенная черной бумагой, набор пластилина, стека, салфетка, образцы изделий хохломы. | Рассказ истории о хохломе, физкультминутка, пальчиковая гимнастика. |
29-31 | ГОРОДЕЦ – УДАЛЕЦ | Продолжать знакомство с городецкой росписью. 2. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. 3. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. 4. Развивать интерес к народному творчеству. | Силуэт разделочной доски из плотного картона желтого цвета, размер А4, набор цветного пластилина, стека, салфетка для рук, образцы изделий городецких мастеров. | Образцы изделий городецких мастеров. |
32-33 | "Веселый зоопарк" | Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ "Наш веселый зоопарк | Картон, набор цветного пластилина, стека салфетка | Беседы, рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок. |
34-35 | Одуванчики цветы, словно солнышко желты | 1. Продолжать расширять кругозор детей и знания о природе. 2. Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином. 3. Развивать пространственные представления, композиционные навыки | Картон, набор цветного пластилина, стека салфетка | Чтение произведений: «Золотой луг» М. Пришвина, «Одуванчик» Е Балашнина. |
36 | Итоговое занятие | Картон, набор цветного пластилина, стека салфетка |
5.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование услуги | Количество часов в неделю/ Возрастная группа |
1 | Программа дополнительной образовательной услуги по художественно- эстетическому развитию детей «Пластилиновая фантазия» | 1час/ старший дошкольный возраст (7-го года жизни) |
5.2.РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Дни проведения кружка | Время проведения кружка |
ЧЕТВЕРГ | 17.20.-17.55. |
5.3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ТЕМЫ | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Бабочки порхают над цветами | 1 | ||||||||
Астры и хризантемы | 1 | ||||||||
Синички | 2 | ||||||||
Божья коровка, улети на небо | 2 | ||||||||
Лепка по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом» | 2 | ||||||||
Рыбки | 2 | ||||||||
Мишка косолапый | 2 | ||||||||
Самолет летит | 2 | ||||||||
Жираф | 2 | ||||||||
Теремок | 3 | ||||||||
Матрешка | 1 | 2 | |||||||
Удивительная дымка | 2 | 1 | |||||||
Чудо-хохлома | 3 | ||||||||
Городец – удалец | 3 | ||||||||
Веселый зоопарк | 1 | 1 | |||||||
Одуванчики цветы, словно солнышко желты | 1 | ||||||||
Итоговое занятие | 1 |
5.4.ПРОГРАММО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована |
1 | Программа дополнительной образовательной услуги по художественно- эстетическому развитию детей «Пластилиновая фантазия» | Дополнительная общеобразовательная программа по художественно – эстетической направленности «Пластилиновая фантазия» | Программа «Радуга» авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. |
Принципы для успешной реализации программы:
∙ систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний,
∙ наглядности, доступности, связи теории и практики, активности и стимулирования
5.5.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа реализуется в группе на первом этаже МБДОУ города Нижневартовска ДС №79 «Голосистое горлышко». Группа оснащена современным оборудованием, имеются столы и стулья для детей по их количеству, умывальник, мольберт, интерактивная доска.
Материал:
∙ пластилин;
∙ цветной картон;
∙ набор стеков;
∙ альбомные листы;
∙ салфетки для рук;
6.МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ф.И. ребенка | Создает знакомый образ посредствам пластилина на горизонтальной плоскости | Создает целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. | Умеет создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. | Умеет отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике | Умеет оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи | Умеет комбинировать в работе разные по структуре материал, «вливания одного цвета в другой» | ||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
высокий уровень –5баллов
средний уровень – 3 балла
низкий уровень – 0 баллов
Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.
Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника.-М.АСТ Стрель 2006
- Бондоренкою А.К. Словесные игры в детском саду.-Просвещение.1997.
- Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография -2, 3, 4 – М.: Скрипторий-2003 Год: 2008
- Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
- Ляхов П.Р. Я познаю мир.Животные.Дет.энциклопедия-М.2003.
- Ткаченко.Т.Б.Сторадуп К.И.Лепим из пластелина.-Ростов-н-Д. Издательство 2003.
- Фролова. Г.А. Физкультминутка..Дмитров. Издательский дом «Карапуз».1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация кружковой работы «Театр и дети» в старшей группе по теме: «Сказки»
В течении учебного года вела в старшей группе кружок "Театр и дети". Много раз ребята выступали в группах нашего детского сада, на общесадовском родительском собрании....
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».
Выступление на конференции...
Программа кружковой работы «Мультипликаторы» для детей 6 – 7 лет
Цели программы:Создание условий для развития познавательной активности в области информационных компьютерных технологий;Развивать у детей творческие способности путем создания мультфильмов;Развитие ли...
Презентация "Кружковая работа по ознакомлению детей с техникой оригами"
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство, близкое ему и доступн...
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа»....
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа»....