Родительская гостиная: «Сила семьи в ее традициях»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Чаун Наталья Витальевна
Вторая встреча детско-родительского клуба  «Мы такие разные». Цель: Привлечь внимание родителей к влиянию семейных традиций на воспитание и развитие детей дошкольного возраста, познакомить родителей и детей с традициями воспитания в кубанских семьях, способствовать воспитанию чувства уважения к семье.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem._traditsii.docx51.53 КБ

Предварительный просмотр:

Вторая встреча детско-родительского клуба

«Мы такие разные»

Родительская гостиная:  «Сила семьи в ее традициях»

Цель: Привлечь внимание родителей к влиянию семейных традиций на воспитание и развитие детей дошкольного возраста, познакомить родителей и детей с традициями воспитания в кубанских семьях, способствовать воспитанию чувства уважения к семье.

Оборудование: заготовка из обруча для «венка дружбы», цветы из цветной бумаги; гимнастические кубики, веревка; гимнастические палки; клубочки шерстяных ниток; воздушный шарик, повязки на глаза; для изготовления куклы-столбушки: четыре квадрата размером 16*16 см. (1 из однотонной ткани, 3 из разноцветной ткани); 1 деталь треугольной формы ( стороны – 13 см.); кусочки ваты или синтепона; шерстяные нитки.

Вводная часть.

   Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Садитесь поудобнее, мы начинаем нашу вторую встречу в рамках детско-родительского клуба под названием «Мы такие разные». В нашем дошкольном учреждении проводится инновационная работа по приобщению детей к культуре русского народа, культуре Кубани. В рамках данной инновационной деятельности  нами, педагогами детского сада, совместно с вами, родителями, создан детско-родительский клуб «Мы такие разные». И тема нашей второй встречи – «Сила семьи в ее традициях». Мы хотели бы как можно больше узнать о традициях в ваших семьях. А для этого мы предлагаем вам вместе с нами смастерить «венок дружбы»

   1.  Изготовление совместного «Венка дружбы»

   Знакомство семей друг с другом, с помощью традиционного «Венка дружбы». Участники клуба садятся в круг. Затем на уже изготовленный за ранее венок, семьи закрепляют цветы, на котором изображен герб Кубани и написаны имена всех членов семьи, семейные традиции.

Это становится традицией нашего детско-родительского клуба…..

Основная часть.

( с элементами беседы «Семейные традиции Кубани»).

   Учитель-логопед: (слайд1) Добрый вечер уважаемые родители! Я рада приветствовать вас. Сегодня мы говорим о семейных традициях, которые должны присутствовать в каждой семье.

   Что же такое семья? Ребята, а как вы думаете? (ответы детей)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья

   В толковом словаре «семья»- означает - основанная на кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

   А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи дружной и крепкой, У которой есть будущее. Поэтому нужно возрождать семейные традиции.

   Педагог-психолог: (слайд 2) Кубань… так называют наш край по имени реки. Край (слайд 3) широких степей, (слайд 4) высоких гор, (слайд 5)богатых лесов и (слайд 6)садов, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. (слайд 7) Все живущие на Кубани люди стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Нельзя забывать, что любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине (слайд 8), к своему родному краю впитывается с колыбельной матери.

   Во все времена семья (слайд 9)играла особую роль в жизни человека, предопределяла становление его личности, фундаментальных ценностей передающихся от поколения к поколению. Традиции воспитания в кубанских семьях мы рассмотрим на примере казачьей семьи, в которых главными качествами личности считались: трудолюбие, честность, общительность, радушие и добрый нрав.

   Семьи на Кубани были большие. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. (слайд 10) Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Подстриженного мальчонку сажали верхом на коня и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина.     Схватиться за гриву — будет жив. Заплачет, повалиться с коня — быть убитому. (слайд 11) Крестный, обучал церковным обычаям и всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок, а крестный — духовный отец — будет и строг, и справедлив. С трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде, рукопашному бою. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой — с десяти. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Оставалось и время для детских игр.

  2.  Игра «Вареная репка». Двое играющих становятся друг против друга на «чурки» (гимнастические кубики), берутся обеими руками за концы верёвки и, припевают: «Варёная репка, Держись крепко! Кто обрывается, Тому достанется!»  Тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть с «чурок».

  3.  Игра «Калечина-малечина». Все вместе приговаривают:

 «Малечина – Калечина, сколько часов до вечера?»  И начинают считать: «Раз, два, три…»  Задание для игрока  очень простое - он должен  удержать палку вертикально на кончике пальца как можно дольше.

   Педагог-психолог: Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины. Женщины не имели право вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.

    Воспитание девочки в казачьей семье (слайд 12) очень сильно отличалось от воспитания мальчика, потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой, рукодельницей, многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни, крепким тылом воина — казака. (слайд 13) Девочки начинали работать с детства. Таскаясь "хвостиком" за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. (слайд 14) С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Была и особенная работа — нянчить младших! Трудовая жизнь начиналась рано. (слайд 15;16) Но не исключала радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. (слайд 17)

   4. Игра «Смотай ниточку в клубочек».

   Мальчики держат нитки, а девочки – сматывают: «Как только музыка начнет звучать, надо ниточку в клубочек намотать, а как закончит музыка звучать, значит, хватит вам и ниточку мотать».

   5.  Игра «Разбей кувшин»

   Надуть шар, положить посередине зала.  Нескольким участникам завязать глаза, поставить в разные концы зала, дать гимнастическую палку. Каждый участник делает 3 шага к шару и бьет палкой по нему, стараясь разбить.

    Педагог-психолог:  Росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, — этому было подчинено все ее воспитание. В казачьей семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении.

Практическая часть.  

   Педагог: И мы хотели предложить вам вместе с нами изготовить семейный оберег в виде куклы-столбушки.

   6. Изготовление куклы – столбушки  «Семейный оберег» .

 Педагог:  Кукла - столбушка с пеленашками - семейный оберег, няня - оберег, ее клали рядом с младенцем в кроватку.  Кукла оберегала семью от несчастий, приносила семейное благополучие, благоприятствовала увеличению числа детей в семье. В руках у куклы - пеленашки - маленькие детки. Они завернуты  в пеленку и свивальник. Кукол «вертели» обычно из старого тряпья - не только из бережливости, но и потому, что ношеная материя хранила родовую силу и являлась оберегом.

  Учитель-логопед:  К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно теряем. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа. Наша задача, возрождать традиции кубанского народа, воспитывать чувство любви к родному краю.  Кубань богата традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы, потешки и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь. На быт и труд людей.

    7. Отгадывание загадок В.Нестеренко: «Раз загадка, два загадка», рассказывание пословиц и поговорок детьми.

    Учитель-логопед: 

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная…(семья)

Днем работает она,

Вечером она жена,

Если праздник – она дама,

Кто же это? (моя мама)

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Чтоб мы делали без…(папы)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки
Это наша
...(бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый… (дед)

   8. Игра " Объясни значение поговорки"

1. Семейный горшок всегда кипит, т.е. в семье идет жизнь всегда;
2. Коли вся семья вместе, так и душа на месте, т.е. если вся семья вместе то ты не переживаешь ни оком и у тебя на душе спокойствие;
3. Семья без детей, что цветок без запаха, т.е. в семье должны быть дети, ведь дети цветы жизни;
4. В семье не лад, так и дому не рад, т.е. если в семье ссоры и ничего не складывается, то и дома атмосфера напряженная;
5. Согласную семью и горе не берет, т.е. если в семье согласие, то беда и горе не страшны. 

   9. Игра "Я начну, а вы продолжите"

На что и клад…(когда в семье лад) 
Семья сильна, когда… (над ней крыша одна) 
Семейный горшок… (всегда кипит) 
Семья в куче… (не страшна и туча) 
В каждой избушке…(свои погремушки) 
Где любовь да совет…. (там и горя нет)                                                       В В хорошей семье.. (хорошие дети растут)       

Заключительная часть.

   10. Упражнение «Необычный подарок»

   Все участники встречи встают в круг. Каждый участник дарит группе выдуманный «необычный подарок», связанный с традициями или обычаями любого народа.

   Педагог-психолог встречи начинает игру: «Я хочу подарить группе корейский веер, который будет отмахивать все неудачи и невзгоды от вашей семьи», и далее изображает подарок руками. Все участники повторяют его движения и забирают подарок себе. Далее сосед справа и слева от ведущего рассказывает о своем подарке и показывает другим членам группы. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не презентует группе свой «необычный подарок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий родительского собрания на тему "Семья и семейные традиции"

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.    Семейные традиции дают ребенку чувство уверенности ...

Родительское собрание (в форме круглого стола). "Традиции семьи"

Родительское собрание (в форме круглого стола) на тему: "Традиции семьи"...

Родительское собрание "Семья и семейные традиции"

Родительское собрание "Семья и семейные традиции"...

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...

Педагогическая гостиная "Сила объятий"

Почему же так важно как можно чаще обнимать своих детей. Психологи университета Монреаля (в Канаде) выяснили, что мамины объятия и тепло тела "включают" очень важные функции мозга ребенка......

Родительское собрание в первой младшей группе на тему «Семья. Семейные ценности. Традиции в семье.»

laquo;Родительское собрание в первой младшей группена тему «Семья. Семейные ценности. Традиции в семье.»Цель: установить доверительные и партнерские отношения с родителями; воспитывать чу...

Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья» «Семья. Семейные ценности и традиции»

Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья»«Семья. Семейные ценности и традиции»...