Эмоциональное развитие ребёнка в семье и благополучие его межличностных отношений.
статья на тему
Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Эмоциональное развитие ребёнка в семье и благополучие его межличностных отношений», воспитатель ГБДОУ детский сад №18 Красносельского района Санкт-Петербурга Белоус Ирина Павловна
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка. В период дошкольного детства ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период - это семья и детский сад. Обычно ребёнок адаптируется к жизни в среде своей семьи. И чем младше ребёнок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит со временем выйти из «гнезда», найти своё место среди других людей.
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Детский сад - ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими. Вопрос взаимодействия и понимания с окружающими друг друга актуален не только в новых условиях, но и внутри семьи, особенно по мере взросления ребёнка. Ребёнок взрослеет и меняется, соответственно, и детско-родительские отношения должны развиваться, однако родители зачастую стараются общаться с ним, как привыкли. Непонимание и конфликты в семье неизбежны как следствие такого общения. Поскольку отношения внутри семьи и за её пределами взаимосвязаны, то проблемы в отношении к себе, другим людям могут проявляться у ребёнка в виде эмоциональных переживаний или даже в виде болезни. Соответственно, учиться понимать друг друга в собственной семье не менее важно, нежели в незнакомой обстановке с новыми людьми. И такое учение, в конце концов, даёт результаты: открываясь навстречу другим, мы начинаем лучше понимать самих себя, открывать различные средства, которые мы порою используем интуитивно. Достижение взаимопонимания и гармоничные отношения - это вполне целенаправленные действия, взаимный труд, терпение и мудрость.
Необходимое условие эмоционального благополучия ребёнка - это умение общаться с окружающими, взрослыми и детьми. Без этого умения не будет хорошего настроения, комфортного самочувствия в коллективе.
Умение общаться в большей степени зависит от характера человека. А большинство черт характера, по мнению учёных, наследственные. И если изменить характер ребёнка полностью нельзя, то можно воспитать у него черты, которые помогут ему жить, не конфликтуя с окружающими, в согласии с миром и самим собой.
На характер вашего сына или дочери влияет в первую очередь уклад жизни всей вашей семьи. Уважительное, заботливое отношение друг к другу, к старикам в семье воспринимается детьми как эталон поведения, и тогда не потребуется особых усилий для воспитания этих черт. Ребёнок усваивает те формы общения, которые видит, наблюдает в семье. Если отношения в семье уважительные, то ребёнок впитает их и будет считать нормой своего поведения.
Когда ребёнок подрастёт, родители должны подумать, как ввести его в окружающий мир, чтобы его общение с людьми не приносило бы ему огорчений. На прогулках с ребёнком надо учить его тому, как правильно произносить слово «здравствуйте», с какой интонацией и выражением лица. С самого раннего детства необходимо обучать ребёнка формам вежливого общения. Слова пожалуйста, спасибо, извините появятся в его активном словаре, если они звучат в семье, и если ребёнка тренируют в употребле6ии их. Его успехи в этой области поощряйте признанием, хвалите своего ребёнка в его присутствии. Таким образом можно достигнуть гораздо больших результатов, чем назиданием или морализованием.
Конечно, при общении может возникнуть бесчисленное множество ситуаций, в которых окажутся дети. Ребёнок должен научиться понимать, что все люди разные, что всегда найдутся такие, которые видят мир по-другому, чем он. Дар сердечного понимания и сочувствия от рождения дан далеко не каждому, его надо терпеливо выращивать. Если родители научат детей доброжелательному отношению к окружающим, они решат многие проблемы общения.
А родителям остаётся пожелать большой любви к детям, умения понимать их переживания и вовремя помогать им. Чем? Советом, сочувствием, похвалой, одобрением, а иногда и осуждением, но таким, после которого не возникало бы отчаяния или чувства безысходности, в котором звучала бы вера в человека.
Пусть у вас будет больше времени для общения с вашими детьми, и пусть это общение доставляет вам и вашим детям огромную радость!