Консультация педагогам по теме: "Игровой центр в пространстве современного дошкольного учреждения"
консультация (старшая группа) на тему
Данную консультацию можно использовать как методрекомендации воспиателям детского сада.
Архитектура зданий дошкольных учреждений 60-80-х гг. прошлого века традиционно предусматривала специальные спортивные и музыкальные залы. В современных проектах детский сад рассматривается как системный объект, и в не особое внимание уделяется созданию универсальной игровой зоны (УИЗ) – центральной зоны развивающего пространства. Это отдельное, общее для всех групп помещение, в котором организована обогащенная игровая развивающая среда.
Логика этой идеи (Ю.М. Горовиц, Н.Н. Поддьяков, Л.Д. Чайнова и др.) проста и понятна: именно в игровой деятельности происходит развитие ребенка, а в специально созданной УИЗ этот процесс становится значительно эффективнее.
Может возникнуть вопрос: ведь мы и без УИЗ в каждой групповой комнате создаем игровую среду. Какие же особые педагогические эффекты она может дать?
Перечислим ее возможности, способствующие формированию детского игрового сообщества (возможность объединения детей разных групп, школьников):
– сотрудничество со взрослыми, как педагогами, так и родителями;
– создание атмосферы необыденности «в» противовес повседневности» (В.Т. Кудрявцев);
– удобства в организации и проведении игр;
– длительность сохранения творческих работ детей;
– функциональный комфорт детей;
– обширное поле деятельности для талантливого педагога – инициатора игр.
Несмотря на то, что в проектах подавляющего большинства функционирующих сегодня дошкольных учреждений игровая комнате не предусмотрена, многие детские сады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pedagogam._igrovoy_tsentrv_prostranstve.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой центр в пространстве современного дошкольного учреждения
Предметно-развивающая среда
Пространство современного детского сада должно обеспечивать все условия для полноценного и разностороннего развития личности ребенка, содействовать реализации его творческого и духовного потенциала.
В системе пространства дошкольного учреждения традиционно выделяются три его части: развивающее, витальное (жизненное) и административно-хозяйственное.
Развивающее пространство включает в себя игровые комнаты (группы), специализированные помещения для физического (спортзал), интеллектуально-творческого и музыкального развития (музыкальный зал).
В последние 10-15 лет в дошкольных учреждениях дополнительно создаются комнаты экологического воспитания, игровые, театральные, изобразительные студии и т.д.
Витальное пространство необходимо для реализации «биологических нужд». Это – спальни, гардеробная, столовая, медицинский кабинет и др.
Административно-хозяйственное пространство: кабинеты заведующего, методический, кухня, прачечная и т.п.
Можно также выделить коммуникативное пространство: коридоры, лестницы.
Архитектура зданий дошкольных учреждений 60-80-х гг. прошлого века традиционно предусматривала специальные спортивные и музыкальные залы. В современных проектах детский сад рассматривается как системный объект, и в не особое внимание уделяется созданию универсальной игровой зоны (УИЗ) – центральной зоны развивающего пространства. Это отдельное, общее для всех групп помещение, в котором организована обогащенная игровая развивающая среда.
Логика этой идеи (Ю.М. Горовиц, Н.Н. Поддьяков, Л.Д. Чайнова и др.) проста и понятна: именно в игровой деятельности происходит развитие ребенка, а в специально созданной УИЗ этот процесс становится значительно эффективнее.
Может возникнуть вопрос: ведь мы и без УИЗ в каждой групповой комнате создаем игровую среду. Какие же особые педагогические эффекты она может дать?
Перечислим ее возможности, способствующие формированию детского игрового сообщества (возможность объединения детей разных групп, школьников):
– сотрудничество со взрослыми, как педагогами, так и родителями;
– создание атмосферы необыденности «в» противовес повседневности» (В.Т. Кудрявцев);
– удобства в организации и проведении игр;
– длительность сохранения творческих работ детей;
– функциональный комфорт детей;
– обширное поле деятельности для талантливого педагога – инициатора игр.
Несмотря на то, что в проектах подавляющего большинства функционирующих сегодня дошкольных учреждений игровая комнате не предусмотрена, многие детские сады.
Назовем основные принципы, реализованные при создании игрового центра:
– соответствие развивающей среды особенностям развития и саморазвития дошкольников;
– приоритет развития творческого воображения – фундаментального психологического новообразования детства;
– создание экосистемной игровой среды как многогранной универсальной системы, включающей достижения различных технологий вне контекста определенной программы;
– возможность функционирования детских сообществ;
– приобщение к культуре и возможность ее преобразования.
При выборе игрового материала для комнаты «Чудо-града» ы руководствовались критериями, разработанными межрегиональной общественной организацией «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей» (см. приложение), а также требованиями к дидактическим материалам (Б.И. Хачапуридзе, К.Г. Мачабели).
В пространстве игровой комнаты «Чудо-града» представлены: дидактический, книгоиздательский центры и центр наблюдения.
В дидактическом центре находятся развивающие игры и дидактические материалы ведущих фирм Санкт-Петербурга («Оксва», «Корвет» и др.), Москвы, Кировской области; игры Никитина, Воскобовича, учебно-игровые комплексы к блока Дьенеша и палочкам Кюизенера, разнообразные строительные материалы и конструкторы: «Живые кубики», строители «Самоделкин» и «Элтик», напольный конструктор модульный № 5и № 6, конструкторы «Фантазер», «Лидер» и т.д.
Многообразие развивающих и дидактических игр обеспечивает ребенку свободу выбора, возможность реализовать замысел, решать стоящие перед ним задачи.
Книгоиздательский центр «Чудо-града» позволяет детям выпускать книги, журналы, помещать в них свои рисунки-иллюстрации, схемы-зарисовки собранных конструкций, изготовлять визитки и другие атрибуты для игры в «Интервью». Здесь же они знакомятся с интересными книгами, сделанными другими детьми, семейными.
В центре наблюдений можно посадить репчатый лук, посеять семена различных культур, вести за ними наблюдение и фиксировать результаты в тетрадь.
В «Чудо-граде» можно воспользоваться элементами театральных костюмов для создания образа, разыграть сочиненный рассказ или сказку.
В «Сундучке полезных вещей» хранятся веревочки, брусочки, кусочки тканей, кожи, пластика разных форм и цветов. Все это может быть использовано в качестве предметов-заменителей в игре.
Лаборатория «Четыре стихии» предназначена для исследовательской работы детей. Экспериментирование для дошкольников, по мнению Н.Н. Поддьякова, наряду с игрой – ведущий вид деятельности. Детской экспериментирование является условием и средством развития любознательности, способности мыслить.
Оборудование лаборатории позволяет ребенку увидеть и использовать специальные приборы для проведения эксперимента (весы, метр, лупу, микроскоп).
В центрах воды и песка дети могут самостоятельно проводить исследования, зарисовывать результаты опытов, пользуясь знаками-символами.
В комнате сенсорного развития «Радуга» собраны дидактические материалы и игры, ориентированные на познание свойств и отношений предметов («Рамки-вкладыши» Монтессори, «Логоформочки» Воскобовича, «Сложи квадрат» Никитина и др.). Основная линия педагогической работы с детьми в «Радуге», как и во всем игровом центре, - формирование творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования.
Так, например, пособие «Радуга» (цветные тканевая панели семи цветов, предназначенные для художественного конструирования) дает возможность проявления творчества детей.
Математические планшеты – пособия, которые позволяют группе детей, натягивая резинки, создавать различные геометрические фигуры, а также узоры.
Способность к творческому преобразованию развивают пособия «Звездное небо» и «морское дно». Эти пособия создают также и дизайн коммуникативной зоны (табл. 1).
За годы существования игрового центра возник своеобразный ритуал проведения игр. Он включает два Больших сбора.
• 1-й Большой сбор – начало игр: как правило, все участники сидят на ковре. В этот момент предоставляется прекрасная возможность рассказать о своих игровых задумках, договориться, кто с кем будет играть (в случае самостоятельных групповых игр), выслушать задания, проблемные ситуации, вспомнить «Золотые правила» «Чудо-града».
• 2-й Большой сбор – окончание игр: презентации игровых результатов (достижений). На специально оборудованных подвесах закрепляются зарисовки опытов, схемы построек, сделанные книги и т.д. Это дает возможность всем увидеть и оценить, что и кому удалось, а что не очень, задать вопросы.
Для педагога важно увидеть и отметить творческие успехи детей.
Педагог в игровом центре
В сложной гамме человеческих отношений очень важно умение партнеров создавать положительный эмоциональный фон, понимать и принимать друг друга. В системе педагог – ребенок – это принятие и понимание ребенка как феноменальной личности. Наличие этой способности обеспечивает успешность работы и в такой сложно сфере, как инициирование игр.
Триада педагогической результативности выглядит так: принятие – понимание – взаимодействии/воздействие.
Принятие – создание атмосферы безопасности, свободы, дозволенности, доброжелательности к ребенку, принятие его таким, какой он есть. Проявление интереса к его мнению, эмоциональное поощрение его действий. Похвала: «ты меня обрадовал, удивил, у меня так не получается, интересно ты придумал»; невербальные форы: одобрительные жесты, улыбки.
Понимание – наиболее сложный и важный психический процесс в отношениях людей. В профессии педагога это особенно важно, ибо и целостное видение картины психического развития ребенка, знание природы детских игр, и замечательный дар – паять собственного детства (эмпатичность).
Взаимодействие/воздействие – проявление искреннего интереса к игре, ее развитию; умение радоваться детской инициативе, делиться опытом эффективных форм поведения, разрешения конфликтов; умение показать оригинальность и рациональность способов решения задач.
Критерии успешности в игровом взаимодействии предельно просты: дети получают удовольствие от интересной, захватывающей игры, а педагог – от участия в игре и видения педагогических эффектов (заметим, что рефлексия «дефектов» игры не менее полезна). Наблюдение за игрой детей (табл. 2), анализ их игрового поведения приводят к более тонкому пониманию детей и, следовательно, к более эффективны фора сотрудничества с ними.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг-Узюнский
муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
«Игровой центр в пространстве современного дошкольного учреждения»
Ст.воспитатель: Дамыймаа С.Б.
Октябрь – 2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательное пространство современного дошкольного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников
В статье раскрываются особенности педагогических условий, созданных в дошкольном образовательном учреждении с позиции их влияния на развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста. ...
Основные направления образовательно-воспитательного пространства современного дошкольного образовательного учреждения
Поактическое исследование организации воспитательной работы в современном ДОУ...
Организация валеологического обучения в системе образовательного пространства современного дошкольного учреждения в контексте требований ФГОС ДО.
статья для воспитателей с целью пропоганды организации оздоровительной работы в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни ребенка на основе валеологических знаний....
Статья « АКТУАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ».
Основной целью создания музыкально-звуковой и предметной развивающей среды является актуализация музыкально-эстетических ценностей в образовательном пространстве современного д...
Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования. Информатиз...
Консультация для педагогов на тему «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов на тему:«Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий о...