мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры детей старшего возраста
материал (старшая группа) на тему

Сидоренко Светлана Юрьевна

использование мазаичных макетов-карт для развития сюжетной игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мазаичные макеты-карты26.42 КБ
Файл doklad2.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

    Мозаичные макеты-карты как средство активизации                                     сюжетной игры детей старшего возраста.

    Игра основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она занимает существенное место в жизни ребенка дошкольного возраста, оказывая значительное влияние на его развитие.

Но в последние годы в силу разных причин игра стала непродолжительной и однообразной.

 Решая эту проблему мы решили использовать в своей работе разработку Н.А.Коротковой о  мозаичных  макетах-картах. Они должны быть полифункциональными, трансформируемые и вариативными. Макет-карта принимает форму целостного трансформируемого многофункционального комплекса, обеспечивающего игровые запросы как отдельных детей, так и группу детей. Мозаичные макеты-карты представляют собой набор листов из плотного материала, на которые нанесены условные изображения. Учитывая наиболее распространенные детской игры, мы изготовили 4 макета-карты: «Город», «Порт», «Остров» и «Река», т.е. два макета с городским ландшафтом, и два - с природным. Основным требованием к макетам было то, что они, несмотря на условность, должны были быть узнаваемыми детьми. Значительное внимание было уделено цвету и графике условного изображения, нанесенного на макеты-карты. В целом, изображение на макете-карте должно быть обобщенным и не отвлекать детей от восприятия макета в целом.

Также важным для решения задачи  была мозаичность – совместимость всех макетов друг с другом. Они могли быть составлены как в одно целое, для совместной игры нескольких детей, так и использоваться для индивидуальной игры ребенка.                                                                                                                                     Более  того, каждый вариант макета - карты был составлен  из  двух  частей.    По

размеру половинка макета соответствовала размеру стандартного детского стола, что позволяет играть не только на полу, но и за столами. Используя отдельный экземпляр макета-карты, или его половинку, ребенок имеет возможность ограничить свое личное,  игровое пространство. В тоже время, он может при желании объединить его с «игровым миром», созданным другим ребенком. Изображения, нанесенные на макеты-карты, располагают к этому, и макеты-карты могут быть объединены друг с другом в любой последовательности. В случае разногласий по ходу совместной игры, любой из детей имеет возможность «выйти» с фрагментом макета из общей игры, и продолжить ее самостоятельно, не разрушив созданных построек.

    Мы предполагали, что мозаичные макеты-карты в значительной степени смогут решить проблему с выбором сюжета игры, объединив в общем игровом пространстве игровые предметы различного тематического содержания.

     

      Мы решили, что мозаичные макеты-карты  активизируют сюжетную игру детей,  и  удачно вписываются в общую предметно-пространственную среду группового помещения. Также, полифункциональность и трансформируемость мозаичных макетов-карт позволяет использовать их в продуктивной деятельности, когда «игровой мир» создается самими детьми не из готовых мелких игрушек, а из пластилина, бумаги, разнообразного бросового и природного материала.

     Мозаичные макеты-карты, выполняя функцию маркера игрового пространства, активизируют и поддерживают самостоятельную сюжетную игру детей, делают её более продолжительной и богатой по содержанию, способствуют переходу детей на более высокий уровень сюжетной игры, как режиссерская игра. 

     Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки (ребенок придумывает что будет делать). Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов (исполняет все роли, однако не участвует в игре в качестве действующего лица). Такие игры не только развлекают, но и приносят пользу. Они развивают пространственное и творческое мышление: в начале игры, придумывая сюжет, ребенок соотносит собственные желания и имеющиеся материалы, а затем осваивает пространство, придумывая нужные для игры постройки. Средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

      Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь.

Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры.

Чтобы игра была по-настоящему увлекательной мы добавили также предметы неопределенного назначения: всевозможные кусочки ткани, камешки, ракушки, веточки и т. п.

                Режиссерская игра позволяет решать следующие задачи:

- получать много первичных знаний о мире и ребенок открывает свою модель мира. 

- способствовать социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

- помогать  приобрести  навыки  и  умения,  необходимые  для  организации самостоятельной  игровой  деятельности;

- помогать  детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость.

-активизируются речь, воображение, мышление детей;

-уравнивать в возможностях детей с различными индивидуально-типологическими особенностями;

-осознавать ценность своей внутренней позиции и идей других детей, так как не бывает «плохих» и «хороших» построек, есть только мир, такой, как ты захочешь;

- обмениваться опытом.

Условия проведения.

    Ребенку предлагаем мелкий игровой материал, расположенный в пластиковых лотках. Все предметы группируем, чтобы облегчить детям выбор необходимый для создания собственного мира. Были выделены следующие группы:

- небольшие куклы;

-персонажи современных мультфильмов;

-домашние животные;

-дикие животные;

- необычные животные (динозавры);

-элементы улицы;

-поезда, самолеты, пароходы, разнообразный транспорт;

-здания.

   Кроме того, разнообразные предметы-заместители: природный материал (камешки, шишки, орехи) , мелкий конструктор. Таким образом, ребенок имеет возможность создать собственное отражение недостающих предметов.

   Перед игрой  дети рассматривают  все лотки с предметами, но пока не чего не берут.

  Создание миров может быть свободным и тематически заданным. В зависимости от этого даем инструкцию: «Создай свой мир, такой, как ты захочешь» или «Вы будите создавать городок, такой, какой хотите».

 Предлагаем тематику миров:

Природный –«В мире животных»,  «Мир насекомых», «Мир растений».

Социальный – «Детский сад», «Мой город», «Детский городок», «Сказочный город».

Необычный – «Мир после катастрофы», «Мир с динозаврами», «Мир на другой планете».

Дети выбирают из предложенного материала предметы, нужные им для сотворения мира, с их помощи выстраивают его на мозаичных макетах. Время не ограничено. Ребенок воплощает свою идею без вмешательства со стороны взрослого. Очень важно создать значимость самой ситуации.

Затем дети составляют полный или частичный рассказ о своем мире: ребенок может рассказать то, что хочет, или может отказаться от рассказа. Воспитатель может задавать ребенку вопросы о происходящем в мире: «Что есть в твоем мире? Что происходит здесь? Что делает персонаж? А что будет потом?» и т.п. Благодаря этому ребенок осмысливает свою работу, взаимосвязи между отдельными мирами.

     Используя мозаичные макеты игры детей стали более продолжительными. Сюжет как индивидуальной, так и совместной игры стал более связным, положительно изменился характер игрового взаимодействия детей. Интерес к игре с макетами не снижается в повторном проведении игры. Дети очень любят играть и создавать свой мир.

     



Предварительный просмотр:

    Мозаичные макеты-карты как средство активизации                                     сюжетной игры детей старшего возраста.

    Игра основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она занимает существенное место в жизни ребенка дошкольного возраста, оказывая значительное влияние на его развитие.

Но в последние годы в силу разных причин игра стала непродолжительной и однообразной.

 Решая эту проблему мы решили использовать в своей работе разработку Н.А.Коротковой о  мозаичных  макетах-картах. Они должны быть полифункциональными, трансформируемые и вариативными. Макет-карта принимает форму целостного трансформируемого многофункционального комплекса, обеспечивающего игровые запросы как отдельных детей, так и группу детей. Мозаичные макеты-карты представляют собой набор листов из плотного материала, на которые нанесены условные изображения. Учитывая наиболее распространенные детской игры, мы изготовили 4 макета-карты: «Город», «Порт», «Остров» и «Река», т.е. два макета с городским ландшафтом, и два - с природным. Основным требованием к макетам было то, что они, несмотря на условность, должны были быть узнаваемыми детьми. Значительное внимание было уделено цвету и графике условного изображения, нанесенного на макеты-карты. В целом, изображение на макете-карте должно быть обобщенным и не отвлекать детей от восприятия макета в целом.

Также важным для решения задачи  была мозаичность – совместимость всех макетов друг с другом. Они могли быть составлены как в одно целое, для совместной игры нескольких детей, так и использоваться для индивидуальной игры ребенка.                                                                                                                                     Более  того, каждый вариант макета - карты был составлен  из  двух  частей.    По

размеру половинка макета соответствовала размеру стандартного детского стола, что позволяет играть не только на полу, но и за столами. Используя отдельный экземпляр макета-карты, или его половинку, ребенок имеет возможность ограничить свое личное,  игровое пространство. В тоже время, он может при желании объединить его с «игровым миром», созданным другим ребенком. Изображения, нанесенные на макеты-карты, располагают к этому, и макеты-карты могут быть объединены друг с другом в любой последовательности. В случае разногласий по ходу совместной игры, любой из детей имеет возможность «выйти» с фрагментом макета из общей игры, и продолжить ее самостоятельно, не разрушив созданных построек.

    Мы предполагали, что мозаичные макеты-карты в значительной степени смогут решить проблему с выбором сюжета игры, объединив в общем игровом пространстве игровые предметы различного тематического содержания.

     

      Мы решили, что мозаичные макеты-карты  активизируют сюжетную игру детей,  и  удачно вписываются в общую предметно-пространственную среду группового помещения. Также, полифункциональность и трансформируемость мозаичных макетов-карт позволяет использовать их в продуктивной деятельности, когда «игровой мир» создается самими детьми не из готовых мелких игрушек, а из пластилина, бумаги, разнообразного бросового и природного материала.

     Мозаичные макеты-карты, выполняя функцию маркера игрового пространства, активизируют и поддерживают самостоятельную сюжетную игру детей, делают её более продолжительной и богатой по содержанию, способствуют переходу детей на более высокий уровень сюжетной игры, как режиссерская игра. 

     Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки (ребенок придумывает что будет делать). Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов (исполняет все роли, однако не участвует в игре в качестве действующего лица). Такие игры не только развлекают, но и приносят пользу. Они развивают пространственное и творческое мышление: в начале игры, придумывая сюжет, ребенок соотносит собственные желания и имеющиеся материалы, а затем осваивает пространство, придумывая нужные для игры постройки. Средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

      Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь.

Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры.

Чтобы игра была по-настоящему увлекательной мы добавили также предметы неопределенного назначения: всевозможные кусочки ткани, камешки, ракушки, веточки и т. п.

                Режиссерская игра позволяет решать следующие задачи:

- получать много первичных знаний о мире и ребенок открывает свою модель мира. 

- способствовать социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

- помогать  приобрести  навыки  и  умения,  необходимые  для  организации самостоятельной  игровой  деятельности;

- помогать  детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость.

-активизируются речь, воображение, мышление детей;

-уравнивать в возможностях детей с различными индивидуально-типологическими особенностями;

-осознавать ценность своей внутренней позиции и идей других детей, так как не бывает «плохих» и «хороших» построек, есть только мир, такой, как ты захочешь;

- обмениваться опытом.

Условия проведения.

    Ребенку предлагаем мелкий игровой материал, расположенный в пластиковых лотках. Все предметы группируем, чтобы облегчить детям выбор необходимый для создания собственного мира. Были выделены следующие группы:

- небольшие куклы;

-персонажи современных мультфильмов;

-домашние животные;

-дикие животные;

- необычные животные (динозавры);

-элементы улицы;

-поезда, самолеты, пароходы, разнообразный транспорт;

-здания.

   Кроме того, разнообразные предметы-заместители: природный материал (камешки, шишки, орехи) , мелкий конструктор. Таким образом, ребенок имеет возможность создать собственное отражение недостающих предметов.

   Перед игрой  дети рассматривают  все лотки с предметами, но пока не чего не берут.

  Создание миров может быть свободным и тематически заданным. В зависимости от этого даем инструкцию: «Создай свой мир, такой, как ты захочешь» или «Вы будите создавать городок, такой, какой хотите».

 Предлагаем тематику миров:

Природный –«В мире животных»,  «Мир насекомых», «Мир растений».

Социальный – «Детский сад», «Мой город», «Детский городок», «Сказочный город».

Необычный – «Мир после катастрофы», «Мир с динозаврами», «Мир на другой планете».

Дети выбирают из предложенного материала предметы, нужные им для сотворения мира, с их помощи выстраивают его на мозаичных макетах. Время не ограничено. Ребенок воплощает свою идею без вмешательства со стороны взрослого. Очень важно создать значимость самой ситуации.

Затем дети составляют полный или частичный рассказ о своем мире: ребенок может рассказать то, что хочет, или может отказаться от рассказа. Воспитатель может задавать ребенку вопросы о происходящем в мире: «Что есть в твоем мире? Что происходит здесь? Что делает персонаж? А что будет потом?» и т.п. Благодаря этому ребенок осмысливает свою работу, взаимосвязи между отдельными мирами.

     Используя мозаичные макеты игры детей стали более продолжительными. Сюжет как индивидуальной, так и совместной игры стал более связным, положительно изменился характер игрового взаимодействия детей. Интерес к игре с макетами не снижается в повторном проведении игры. Дети очень любят играть и создавать свой мир.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры детей старшего дошкольного возраст"

Игра, представляющая собой особую субкультуру детства, передается от старшихдетей к младшим в процессе совместной игровой деятельности. В последниедесятилетия детские игры стали непродолжительными, их...

Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста

Игра, представляющая собой особую субкультуру детства, передается от старшихдетей к младшим в процессе совместной игровой деятельности. В последниедесятилетия детские игры стали непродолжительными, их...

Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

   В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. &l...

Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения

  Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...

Развитие мелкой моторики как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мо...

Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного развития ребёнка, когда закладываются основы развития личности, начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. В...

Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста.   Предложенный материал этого выпуска журнала   поможет родителям познакомиться ...