Интегрированное занятие "Знаменитые люди Татарстана"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
На республиканском семинаре показывала интегрированное занятие "Знаменитые люди Татарстана", выступала с докладом на тему "Этнокультурный компонент как средство нравственно- патриотического воспитания".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znamenitye_lyudi_tatarstana.docx | 25 КБ |
etnokulturnyy_komponent.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №87 комбинированного вида
Ново-Савиновского района
Конспект интегрированного занятия на тему:
Знаменитые люди Татарстана
Воспитатель: Нотфуллина Р.Х.
Музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Хасанова А.Р
Казань 2016 г.
Задачи: познакомить с татарскими музыкальными инструментами – курай, домбра; расширять знания о знаменитых людях Татарстана – Анвар Бакиров, Г.Тукай, Б.Урманче, И.Шишкин, их произведениями искусства; закрепить навыки рисования акварелью и лепки фигуры человека; словарная работа: УМК - су анасы, Шурале; словарная работа – курай, домбра; продолжать учить применять полученные способы лепки и рисования, располагать рисунок по всему листу; воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к искусству.
Материал: презентация «Знаменитые люди Татарстана», тонированные (голубого и зеленоватого цвета) листы формата А3, кисти, стаканы с водой, акварель, простые карандаши, восковые мелки, соленое тесто голубого и зеленого цвета.
Играет музыка в исполнении Р.Юлдашева на курае.
Дети: Что мы будем сегодня делать? Куда мы отправимся?
Вос-ль: А что бы вы хотели делать под такую волшебную прекрасную музыку? (Ответы детей). Ребята, сегодня мы с вами перенесемся в удивительный и прекрасный мир творчества, побываем в гостях у Акварельки. Для этого нужно закрыть глаза и представить на чем мы будем добираться. Придумали? Путешествие начинается! (Звучит музыка в исполнении Р.Юлдашева на курае).
На доске картина И.И.Шишкина «На Севере диком».
Вос-ль: Ребята, мы с вами оказались на прекрасной лесной поляне! Правда, деревья как настоящие?
Вос-ль: Ребята, вам знакома эта картина ? Как она называется?
Дети: «На Севере диком».
Вос-ль: Что изображено на картине? (Ответы детей). Кто написал эту картину?
Дети: И.И.Шишкин.
Вос-ль: Шишкину все, что касалось природы, было интересным: и деревья, и коряги, и почва в лесу, и животные. А какие работы этого художника вы еще знаете? Где вы могли их видеть?
Дети: «Дорожка в лесу», «Утро в сосновом бору». У хранительницы нашего детского сада, Акварельки. В музее одной картины.
Вос-ль: Как интересно, Акварелька – творческий человек, она очень любит искусство, и чтобы попасть к Акварельке, нужно знать, что можно назвать искусством?
Дети : Музыку, картины, скульптуры. (Снова – звучит музыка, выходит Акварелька)
Воспитатель: Вот мы и добрались. (Здороваются с Акварелькой).
Акварелька: Здравствуйте, ребята! Исэнмесез, балалар! Я рада видеть вас в своей творческой мастерской!
Какое интересное путешествие! Я услышала ,звучание красивой , волшебной музыки, и поняла , что ко мне идут необычные гости. Я вас ждала и приготовила много интересного в мире прекрасного! Вы не подскажите, какой инструмент звучал, провожая вас сюда. Может кто-то вспомнит, как он называется? Вы уже были в моей музыкальной гостиной где мы с вами знакомились с кураем? А какого знаменитого, современного исполнителя музыки на курае вы знаете? ( Роберт Юлдашев)
Дети: Ответы детей
Акварелька: Напомните мне курай – какой это инструмент? ( духовой инструмент). Какое у него звучание? Звучание мелодичное и возвышенное, тембр мягкий. А что вы представляли, когда слышали звуки курая?
Дети: …..
Акварелька: В моей музыкальной гостиной есть ещё один инструмент, он деревянный, но он со струнами. Может кто-то знает, как называется это инструмент.
Дети: …..
Акварелька: Этот инструмент называется домра. На что он похож? (характеризуют )
А теперь послушайте, как он звучит, похож ли этот инструмент на курай (сравнительная характеристика)
А сейчас я сыграю для вас еще одну мелодию, послушайте (из оперы Су анасы)
Вос-ль: Что вы представили?
Дети: отвечают
Восп: Да, я под эту музыку тоже представила себе озеро, или реку и сказочных обитателей. Например кого?
Акв: Верно, наш композитор, Анвар Бакиров помог нам представить образ водяной (Су Анасы). А музыка, которую я вам исполнила была написана Анваром Бакировым для балета «Су Анасы».
А сейчас я хочу пригласить вас из своей музыкальной гостиной пройти в поэтическую гостиную.
Акварелька: Вспомните, пожалуйста, из какого произведения героиня балета Анвара Бакирова? Кто автор этого произведения? Габдулла Тукай - татарский народный поэт. (на доске портрет Г.Тукая).
Воспитатель: Ребята, какие произведения Г.Тукая вы еще знаете знаете?
Дети: «Шурале (Леший)», «Забавный ученик», «Волк и овца», «Ребенок и бабочка», «Мышь, попавшая в молоко» (на доске иллюстрации к произведениям).
Воспитатель: Родной край, родной язык -основные темы поэзии Г.Тукая
Как вы думаете, Су Анасы какая героиня (Ответы детей). Почему вы так думаете?
Акварелька: Ребята, я вижу, что вы очень хорошо знакомы с творчеством Г.Тукая и с героями его произведений. Поэтому приглашаю вас пройти в гостиную живописи. У меня есть некая скульптура. Кого она вам напоминает? Почему? Передал ли скульптор настроение Водяной? Какими способами он это сделал?Знаменитый художник и скульптор нашего родного Татарстана – Баки Урманче изображал Водяную на своих картинах, а также воплотил ее образ в скульптуре.
Воспитатель: Какие цвета использовал Баки Урманче, чтобы изобразить водяную? (ответы детей).
(На доске скульптура Баки Урманче «Водяная»).
Вос-ль: Как выглядит водяная на скульптуре? (Длинные волосы, тонкие длинные руки, и т.д. Су Анасы очень грустная, потому что, мальчик украл у нее гребень).
Воспитатель: Какое было настроение у Водяной? Как она выглядела?
Дети: Грустное. Она не улыбалась. (На доске иллюстрация к произведению «Су анасы»).
Вос-ль: А кто может предположить почему водяная была грустной? Почему ее настроение было плохое?
Дети: Ответы.
Вос-ль: Да я с вами согласна, когда нет друзей очень скучно.
Акварелька: А, что если мы поможем Су Анасы и сделаем для нее подружек водяных или русалок. Сейчас мы с вами сами превратимся в художников и скульпторов! А наша музыка волшебная поможет вам стать людьми искусства. Я приглашаю вас в свою мастерскую
Вос-ль: Подумайте, как и с помощью чего вы будете изображать, выбирайте материал, который вам необходим для творчества и творите! Как можно изобразить Водяную? ( Волосы с помощью волнистых линий или змеек из теста и т.д.)
Звучит музыка А.Бакирова из оперы «Су анасы», дети лепят, рисуют, вос-ль и Акварелька подходят к детям, при необходимости дают советы и помощь.
Вос-ль: Заканчиваем работы, ребята. Давайте устроим выставку для Акварельки и наших гостей! (просит рассказать детей о том, что они изобразили). Какие интересные работы! Молодцы, ребята.
Акварелька: Ребята, вам понравилась путешествие в мир искусства? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Вос-ль: Спасибо, Акварелька, за радость от искусства, которую ты нам подарила! До новых встреч! А сейчас вновь закрываем глаза и под волшебные звуки музыки возвращаемся в детский сад.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №87 комбинированного вида
Ново-Савиновского района
Выступление на Республиканском семинаре «Современные подходы к организации образовательной деятельности, обеспечивающей реализацию ФГОС ДО» на тему:
Этнокультурный компонент как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Воспитатель: Нотфуллина Р.Х.
Казань 2016 г.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
11 июля 2005 года Правительством Российской Федерации принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.
Россия - Родина для многих народов. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру страны и своей малой Родины как свои собственные.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Этнокультурный компонент в работе с детьми дошкольного возраста в МБДОУ № 87включает в себя целый комплекс задач:
• развитие интереса к народным традициям и промыслам, фольклору;
• расширение представлений о городах своей Родины;
• знакомство детей с символами РФ и РТ (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи мы решаем во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. В своей работе мы используем театрализованную деятельность как средство приобщения к культуре народов, закрепления УМК.
Для достижения поставленных целей в нашей группе обновляется дидактический материал по теме: «Моя страна», «Моя Республика», "Моя Казань", имеются видеофильмы про родной город, альбомы с подборкой фотографий достопримечательностей города.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, матери, отца, братьев, сестёр). В своей работе мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к терроризму» и т.д. Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Активно использую в своей работе тематические беседы «Знают ли они, что их дедушка и бабушка получали награды?», « Знают ли знаменитых предков?» и т.д.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются праздничные мероприятия, проводимые по плану МБДОУ № 87: "Моя малая родина", "День Защитника Отечества", «День родного языка», «Науруз», «Масленица», «День рождения Габдуллы Тукая», «Корга боткасы», «Сюмбель», «Колядки», «Сабантуй». Такие мероприятия повышают детскую мыслительную активность, Объединяют детский коллектив, родителей и педагогов.
Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:
1 Организация предметно-развивающей средыдолжна помогать детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого народа.
2. Мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
3. Уделяем большое место народным праздникам и традициям.
4. Важным направлением нашей работы является ознакомление детей народной декоративной росписью, творчеством знаменитых художников, поэтов и композиторовТатарстана.
Наряду с изучением русской культуры и традиций в МБДОУ №87 ведутся занятия на татарском языке, где дети разных национальностей изучают татарский язык, знакомятся с культурой, традициями и обычаями татарского народа. Периодически проводятся «Недели родного языка и культуры".
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по трем направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Методическое сопровождение.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным городом, его историей
2. Знакомство с родным краем и Россией
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
6. Народные пословицы и поговорки.
В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, экскурсии на предприятия города, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в музее детского сада и города.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д.
Ожидаемые результаты проекта - формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите. А среди родителей поддержка в возрождении семейных традиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «БЕЗ РУБАХИ НА ЛЮДИ НЕ ВЫЙДЕШЬ».
В конспекте интегрированного занятия детей старшего дошкольного возраста знакомим детей с элементом русской народной одежды - рубахой, учим детей изготавливать русскую народную куклу.Занятие интересно...
интегрированное занятие "кошки среди людей"
Материал для детей старшей группы детского сада - начальной школы. Поможет детям узнать о кошках много нового в увлекательной форме.Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя наша встреча посвящена од...
интегрированное занятие "кошки среди людей"
Материал для детей старшей группы детского сада - начальной школы. Поможет детям узнать о кошках много нового в увлекательной форме.Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя наша встреча посвящена од...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Татарстан – моя Родина. Флаг Татарстана. Гимн Татарстана»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Татарстан – моя Родина. Флаг Татарстана. Гимн Татарстана»...
"Великие люди Татарстана"
Презентация...
Конспект занятия для подготовительной группы «Талантливые люди Татарстана»
Конспект занятия для подготовительной группы «Талантливые люди Татарстана»...
Конспект занятия для подготовительной группы «Талантливые люди Татарстана»
Конспект занятия для подготовительной группы «Талантливые люди Татарстана»...