«Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания»
учебно-методический материал на тему
Речь является важнейшей способностью человека. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и неинтересна. Посредством речи мы общаемся, передаем опыт, конструктивно регулируем деятельность и поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savenko_m.s._rmo.docx | 18.31 КБ |
savenko.pptx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район
ДОКЛАД
Для методического объединения
воспитателей района
«Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания»
Воспитатель
Савенко Мария Сергеевна
Станица Выселки,
2015 год
Речь является важнейшей способностью человека. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и неинтересна. Посредством речи мы общаемся, передаем опыт, конструктивно регулируем деятельность и поведение.
Процесс овладения речью является одним из самых сложных для ребенка, он нуждается в создании условий для возникновения потребности в речи, как с взрослыми, так и со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок усваивает речь в процессе общения, при этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи. Дошкольный возраст особо чувствителен, восприимчив к усвоению диалогической речи. В этот период ребенок совершенствуется в понимании речи взрослых и активизирует собственную речь.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Целью моей работы является развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:
- развития мелкой моторики рук дошкольников;
- повышение уровня речевого развития детей;
- проговаривание слов, формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов;
- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
- создание эмоционально положительного настроя;
- развитие у детей эстетических чувств и умения общаться между сверстниками.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывалось, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей, и в свою очередь, способствовало развитию мелкой моторики и координации движений пальцев. Имеющийся материал я расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия, проявлять свое творчество: мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши, разноцветные палочки, кубики, крышки, прищепки.
Для развития мелкой моторики пальцев рук, я использую:
• Пальчиковые игры-упражнения;
• Пальчиковый театр
• Пальчиковую гимнастику;
• Нетрадиционные техники рисования:
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с первой младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Позднее учили рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Так же рисовали «Морозный узор» с помощью свечи и гуаши. С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картошки, ватными палочками. Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу; скатывание бумаги; оттиск смятой бумагой; рисование манной крупой; тычок полусухой жёсткой кистью.
Каждая из этих техник - это маленькая игра, целью которых является развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее.
Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним.
Немаловажное значение приобретает работа с родителями воспитанников, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Я придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме. В непринуждённой обстановке прошло родительское собрание «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми.
Таким образом, развивая моторику рук, с помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способствует в будущем успешную подготовку к школе. Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
Список используемой литературы:
- Давыдов Г. Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. 2007.
- http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-razvitie-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-pomoschyu-netradicionyh-metodov-risovanija.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. – М. : "Просвещение", 1978.
4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М. : Творческий центр "СФЕРА", 2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. (Антуан Сент-Экзюпери.)
Целью моей работы является развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. З адачи: 1) развития мелкой моторики рук дошкольников; 2) повышение уровня речевого развития детей; 3) проговаривание слов, формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов; 4) познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования; 5) создание эмоционально положительного настроя; 6) развитие у детей эстетических чувств и умения общаться между сверстниками.
Развивающая предметно-пространственная среда
Пальчиковые игры-упражнения
Пальчиковый театр
Пальчиковая гимнастика
Рисование пальчиками
Рисование ладошкой
Свеча и гуашь
Рисование на мокром листе
Скатывание бумаги
Оттиск смятой бумагой
Рисование манной крупой
Каждая из этих техник - это маленькая игра.
Работа с родителями Рисование ватной палочкой Оттиск крышкой
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания»
Наш детский сад особое внимание уделяет художественно-эстетическому развитию дошкольников. В рамках этого направления я разработала и апробировала данный проект. Он помогает родителям в создании...
Материалы из педагогического опыта Кокшаровой оксаны Владимировны на тему: "Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетического развития"
В приложении включены: перспективное планирование; конспекты непосредственно-образовательной деятельности; методы работы с детими по художественно-эстетическому развитию"...
Проект «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания»
Существует необходимость создания условий, обеспечивающих целостное развитие ребёнка, компетентность его родителей, способность разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с вос...
Методическая разработка совместного педагогического проекта по развитию речи и формированию художественно – эстетического развития на тему «Приобщение детей к сказке» воспитателя МБДОУ Д/С N41 п. Приморский Есипко Антонины Александровны.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Детская сказка - это перва...
Мастер-класс на тему «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического развития».
Сценарий мерроприятия ко дню матери с участием родителей....
Мастер -класс на тему "Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического развития"
материал (средняя группа)...
Из опыта работы воспитателя Шашкиной Светланы Ильиничны по теме «Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания»
Из опыта работы воспитателя Шашкиной Светланы Ильиничны по теме «Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания» ...