Готов ли мой ребенок к школе
консультация (младшая, средняя группа) на тему

Ушакова Нина Юрьевна

Консультация для родителей, дети которых идут  в школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли мой ребенок к школе

Многие родители имеют не совсем точное представление о значении такого термина, как готовность к школе. Действительно, во времена их детства — это понятие не вошло в повседневный обиход. Школа была чем-то сугубо возрастным и обязательным. Стукнуло ребеночку семь лет, изволь отправляться первого сентября в школу. А уж как ты там будешь учиться, знает один Бог, да еще учитель, к которому попадешь.

Готовность к школе включает в себя несколько моментов. Прежде всего физическую готовность, которая подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяется этот вид готовности. Регулярно посещая с малышом детскую поликлинику и тем более обходя всех специалистов перед школой и заполняя специальную карту, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить квалифицированные консультации. Если у ребенка серьезные проблемы (проблемы со здоровьем) и вам рекомендованы специальные формы обучения, то есть смысл не отказываться от них.

Второй момент, наиболее хорошо известный всем, - это интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать и т.п). Перечисленные умения и навыки могут выражаться и в умении читать и считать, но не только в них. Поэтому правы те специалисты, кто утверждает, что читающий и даже умеющий писать ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Эти навыки вы легко сможете продиагностировать и оценить сами, не прибегая к посторонней помощи.

Задачу формирования интеллектуальной готовности успешно решают детские сады и другие виды развивающих учреждений для дошкольников. Положительная роль дидактических упражнений, которые используются для подготовки дошкольников в детских садах и школах раннего развития, скорее сводится не к повышению интеллектуальной готовности, а к формированию готовности социальной. Развивающий эффект будет особенно высоким, если дети продолжат своё обучение в стенах именно этого учреждения и под руководством именно этих педагогов.

Под социальной готовностью к обучению понимается настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения этих педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения. Поэтому, если вы еще не решили, в какую школу пойдет ребенок, или это будет определяться вашим будущим местом жительства, то использование предваряющих форм обучения безразлично для формирования социальной готовности. Общительные дети с гибкой психикой и так обладают ею в достаточной степени, а для прочих это будет иметь положительное значение лишь в том случае, если они и дальше будут учиться у этого человека.

Если до школьного возраста дорос пока только ваш первенец, вы можете сами предложить ему род деятельности, напоминающий содержанием и атрибутикой школьные занятия, но обязательно имеющий игровую форму. Такая активность будет полезна ребенку во всех отношениях. Если кто-то настроил малыша против школы, постарайтесь убедить его в обратном. Главное же побольше веры в себя и своего ребенка. Пусть никакие задержки не пугают вас. Развитие детей в этом возрасте идет быстрыми темпами и не всегда равномерно. Преуспевание в одном поможет малышам преодолеть отстаивание в другом. За полгода, даже за один-два месяца степень готовности может достигнуть уровня, вполне достаточного для начала обучения в школе.

Чтобы ответить на вопросы, поставленные родителями, нужно знать не только особенности ребенка, уровень готовности его к обучению. Эти сведения следует соотнести с особенностями социальной ситуации его развития требованиями, предъявляемыми школьными педагогами к детям нового набора. Поскольку абстрактный разговор здесь невозможен, поговорим о противопоказаниях, наличие которых может помешать успешной учебе ребенка в школе. При их появлении лучше отложить поступление в первый класс на один год, если ребенку еще не исполнилось семи лет.

Прежде всего, назовем социальные противопоказания. Если в семье растет один ребенок, а его воспитанием занимаются одновременно три-пять взрослых, то вовлеченность их в процесс обучения наверняка будет чрезвычайно высокой. Масса родственников станут контролировать успехи малыша в школе. Родители станут требовать от ребенка высокой успеваемости, будут твердить о долге и обязанностях. Каждый постарается помочь, чтобы не было никаких нареканий и отклонений. Каждая помарка и исправление в тетради будут обсуждаться на семейном совете. Для шестилетнего ребенка такой психологический прессинг, такая мера ответственности слишком велики.

В группу психологических противопоказаний также входят два фактора: низкий уровень готовности к обучению (особенно мотивационный) и неблагоприятный психологический климат в семье. В первом случае ребенок ещё не наигрался, у него не появилась тяга к теоретическим знаниям. Погруженность в атмосферу суровой школьной дисциплины и ежедневных учебных занятий будет тяжела для малыша. Время, проведенное детьми в стенах школы, будет восприниматься ими как вычеркнутое из жизни, украденное у беззаботного детства.

Не правы и те родители, что, находясь на грани развода, разъезда с родственниками. Переживая не лучшие времена в своей жизни, стремятся поскорее отдать детей в школу. Они полагают, что тем самым отвлекут шестилетних сыновей и дочерей от неприятных проблем дома. Подобное решение не меняет ситуацию, а лишь создает дополнительные трудности для маленьких учеников. Процесс учения лишь частично протекает в стенах школы. Семейные проблемы могут помешать детям своевременно выполнить домашние задания. Успеваемость неминуемо снизится, а это станет лишним поводом для домашних раздоров.

Есть и медицинские противопоказания: различные психические и соматические заболевания, недавно перенесенные травмы головного мозга и позвоночника. Как бы хорошо ни был подготовлен малыш к школе, учебный режим потребует от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к рецидивам и осложнениям. За год ситуация значительно изменится в лучшую сторону, да и в целом ребенок окрепнет. Эта рекомендация касается и часто болеющих детей. Низкий иммунитет и связанные с этим заболевания, появляющиеся с высокой периодичностью, могут привести к перегрузкам: значительную часть учебной программы ребенок будет вынужден осваивать самостоятельно, без помощи учителя.

Наконец, несколько слов о неадекватных установках взрослых. Многие родители считают, что если их ребенок научился читать и считать, то его пора отдавать в школу. В литературе описаны случаи формирования навыков чтения у детей в возрасте двух с половиной и трех лет. В 1995 году у нас в стране разработана методика под названием «Читать раньше, чем ходить», которая позволяет научить ребенка составлять из кубиков слова и словосочетания уже в возрасте от года до полутора лет. Однако всё это не означает, что в столь раннем возрасте дети готовы к систематическому организованному обучению в школе. Умения читать, писать и считать являются лишь проявлениями или признаками умственного развития ребятишек, они не могут быть критерием уровня психофизического развития и тем более готовности их к обучению в школе.

Шестилетними считаются дети, достигшие возраста от пяти с половиной до шести с половиной лет. Их обучение ведётся столь же интенсивно, как и обучение семилеток. Отличия касаются лишь методики работы. При этом общее время обучения детей увеличивается на один год. Родители мальчуганов иногда стремятся пораньше отдать их в школу, чтобы сэкономить время, которое может потребоваться их сыновьям для второй попытки поступления в вуз или техникум до момента призыва в армию. Сказанное выше объясняет, почему их расчеты не верны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»

И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет - совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника ...

А готов ли ваш ребенок к школе?! Социальная готовность к школе и игра.

Современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному развитию детей, вероятно решив для себя, что интеллект и наличие широких знаний являются залогом успешного обучения в школе. Но интеллек...

Готов ли ваш ребенок к школе? Как "измерить" готовность к школе?

Готов ли ваш ребенок к школе? Как "измерить" готовность к школе?...

Готов ли ваш ребенок к школе? Как "измерить" готовность к школе?

Готов ли ваш ребенок к школе? Как "измерить" готовность к школе?...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?»...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?

Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?...

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...