Конкурс "Умники и Умницы" 2013г.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Сценарий разработан для детей подготовительного к школе возраста. Интеллектуальнвй конкурс на знание сказок. Дети проявят логику, мыслительные способности, знания в области ФЭМП, обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_umniki_i_umnitsy.docx | 46.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение о проведении интеллектуального конкурса
«Умники и Умницы»
для детей старшего дошкольного возраста
Общие положения
Одним из важнейших факторов развития ранней одаренности – является создание для детей условий, которая позволит не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в проблемных ситуациях.
Интеллектуальный конкурс «Умники и Умницы» проводится с целью пробуждения интереса детей к собственным интеллектуальным возможностям, а также попробовать свои силы в соревновании с другими детьми, развивая их интерес и подкрепляя познавательную мотивацию.
Цель:
Выявление детей старшего дошкольного возраста прогимназии с высоким уровнем интеллектуального развития, поддержка и содействие развитию их способностей; опыт участия воспитанников в соревновательных формах работы.
Задачи:
- Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, внимания у детей; выявлению у детей интеллектуальной одаренности воспитанников; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
- Создать благоприятные условия для реализации возможностей развития познавательных и творческих способностей дошкольников.
- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание участвовать в интеллектуальных конкурсах, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку и взаимопомощь.
- Развивать коммуникативные навыки, как необходимое условие успешности учебной деятельности.
Организация конкурса:
Подготовку, организацию и общее руководство осуществляет организационный комитет. Непосредственное оценивание результатов участников конкурса возлагается на жюри.
Сроки проведения:
Конкурс проводится в начале марта 2013 года.
Участники
Участниками интеллектуального конкурса являются воспитанники прогимназии 6 летнего возраста. От каждой группы прогимназии для участия в конкурсе выдвигается один кандидат.
Для проведения конкурса создается организационный комитет.
Оргкомитет конкурса:
- определяет формы и порядок проведения конкурса;
- осуществляет общее руководство по подготовке и проведению конкурса;
- решает вопросы финансирования и материального обеспечения конкурса;
- разрабатывает документацию конкурса;
- рассматривает предложения по совершенствованию порядка проведения конкурса.
Жюри конкурса:
- организует проверку работ участников конкурса;
- определяет победителей и распределяет призовые места;
- готовит предложения по награждению победителей;
- анализирует и обобщает итоги проведения конкурса;
- предоставляет в оргкомитет отчет о проведении конкурса;
Порядок проведения конкурса:
В 2013 учебном году конкурс «Умники и умницы» проводиться по мотивам сказок. В процессе конкурса ребятам будут предложены задания различного типа, ребята смогут продемонстрировать не только знания, полученные на занятиях, но и свой собственный кругозор. Конкурс включает задания по речевому развитию ребенка, развитию представлений о человеке в истории и культуре народов России, элементарных математических представлений, экологической культуры детей и элементарных естественно – научных представлений.
Конкурс состоит из шести заданий:
- представление участника
- разминка
- обучение грамоте
- математика
- татарский язык
- театральная деятельность
Всем участникам конкурса рекомендуется ознакомиться со сказками русских и татарских писателей, народными сказками.
Критерии оценки
При оценивании участников конкурса жюри пользуется следующими критериями:
- способность использовать приобретенный ранее опыт в новых условиях;
- использование всех форм речевого общения;
- проявление эмоционально-активного интереса к выполнению задания;
- проявление познавательного интереса;
- осуществление творческого подхода в решении поставленной задачи (оригинальность мышления);
- роль воспитателей и родителей в подготовке участника конкурса.
Подведение итогов и награждение победителей
По результатам конкурса определяется победитель. Все участники конкурса награждаются памятными подарками и грамотами. Победитель конкурса выдвигается для участия в городском конкурсе «Умники и умницы».
Сценарий конкурса «Умники и умницы»
Цели:
продолжать воспитывать у детей интерес к сказкам;
способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, воображения у детей; выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников; развивать образное и вариативное мышление, воображение, формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
совершенствовать умения слогового и звукового анализа слов;
формировать представления о количественных отношениях (поровну, больше, меньше); уметь пользоваться цифрами и арифметическими знаками: «<», «>», «=»;
Предварительная работа: чтение сказок.
Материалы: мультимедиа, мольберты, магниты, эмблемы, чудо-дерево, три книги (Чуковского, Тат. народные, рус. народные), перо, костюмы гусей и айболита, картинки по сказкам Чуковского, 6 обручей, предметы по сказкам, карточки с математическим заданием, атрибуты к театральным постановкам.
Зал оформлен согласно тематике мероприятия. Гости – взрослые и дети размещены в зале, участники в центре внимания. Звучит сказочная музыка. Входит фея сказок.
Ход.
Фея.
В мире много сказок, грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
Там герои сказок дарят нам тепло,
Там добро навеки побеждает зло.
Добрый день дорогие гости, уважаемые родители, участники конкурса “Умники и умницы”. Я – Фея сказок, и сегодня я рада приветствовать вас. В этом зале собрались самые умные, самые одарённые, самые эрудированные дети. Давайте вместе поприветствуем героев нашего праздника – участников конкурса “Умники и умницы”.
Круг почета участников, представление детей(Половых Вадим…..)
Фея. Мы познакомились с командой участников, а сейчас я представляю вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется сегодня принимать непростые, очень важные решения.
Представление членов жюри.
Участники конкурса сегодня попадут в сказочную страну, где их ждут интересные и сложные испытания. Я предлагаю участникам представить себя.
1. Представление участников
Фея.
Тихонько скрипит половица,
И кошке опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица –
По залу ходит сказка.
Фея: Дети, вы любите сказки, а знаете их? Сейчас я узнаю, какие сказки вы знаете.
2. Разминка.
1. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
и хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …(медведь)
2. Дед и баба вместе жили,
дочку из снежка слепили,
но костра горячий жар
превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
3. Баба била — не разбила.
Дед ударил — не разбил.
Баба очень загрустила.
Кто же бабе подсобил?
Прибежала в дом малышка,
Вмиг яйцо разбила ...(мышка)
4. Что за сказка: кошка, внучка, мышь
ещё собака Жучка деду с бабой помогали,
корнеплоды собирали? (репка)
5. Бабушка в лесу живёт,
травы-зелье собирает.
Пол в избе метлой метёт,
в ступе по небу летает.
Из кости её нога
Эту бабу звать ...(Яга)
6. Дыму, дыму-то кругом
Кто бежит с большим ведром
Кто с ушатом… Вот кошмар!
В доме у кого пожар?
Подгорел чей хвост немножко?
Погорелец — тётя …(Кошка)
7. Кто бежал через мосточек,
С клёна оторвал листочек?
То из сказочки коза.
Её имя — ...(Дереза)
8. Просто по дороге шла
И копеечку нашла,
Самовар себе купила,
Чаем всех жуков поила.
Кто хозяйка-молодуха?
Это — ...(Муха-цокотуха)
9. Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого.
Эта сказка вам знакома?
Кто лису прогнал из дома? (Петух)
10. Он — любитель чистоты.
Умывался ль утром ты?
Если — нет, тогда приказ
Даст мочалкам он тотчас,
Грозный строгий командир
Умывальник ..(Мойдодыр).
11. Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — ...(теремок)
12. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три медведя)
Фея:
Ну, тогда пора тихонько
Нам места свои занять,
В мир волшебных приключений
Путешествие начать…(звучит музыка)
Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо-дерево?
Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А что же растет на нашем дереве? (книжки)
Фея снимает с дерева книжку и показывает иллюстрации детям. Дети называют сказки и их автора.
Первая книжка по сказкам К.И.Чуковского. Фея показывает иллюстрации, последняя слон с телефоном.
(Звонит телефон)
Фея: У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Дети: Слон.
Откуда?
Дети: от верблюда.
Что вам надо?
Дети: шоколада.
А потом позвонили мартышки.
Дети: Пришлите, пожалуйста книжки.
И такая дребедень целый день.
Дети: Динь-дилень, динь-дилень, динь-дилень.
Я три ночи не спал, я устал,
Мне бы заснуть, отдохнуть,
Но только я лег…
Дети: звонок! (звенит звонок)
Ой, да это не телефон звонит. Это в дверь звонят.
Входит Айболит.
Айболит: Здравствуйте, ребята, слышал я вы тут про сказки говорите, а из какой сказки я к вам пришел, узнали?
Правильно я Доктор Айболит. Сейчас я вас буду лечить….
Фея: Уважаемый доктор Айболит, у нас здесь конкурс «Умники и умницы» и все совершенно здоровы.
Айболит: Так это вы и есть те самые умники и умницы, наслышан о вас. Сказки любите? Сейчас я буду читать слова из сказок К.И.Чуковского а вы отгадайте название.
3. Грамотейка:
1. Волки от испуга скушали друг друга.
Бедный крокодил жабу проглотил,
А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище»)
2.«Убежало одеяло,
Улетела простыня,
И подушка как лягушка ускакала от меня…»(«Мойдодыр»)
3. Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать -
Не желают воевать! («Муха-цокотуха»)
4. И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…(«Федорино горе»)
5. … Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
- Неужели, в самом деле
Все качели погорели
Что за глупые газели!.. («Телефон»)
6. А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит... («Айболит»)
(Дети называют название сказки, Айболит раздает карточки каждому ребенку с изображением героев этих сказок)
Айболит: Молодцы, сказки узнали, а теперь вам такое задание , назовите первый звук и сколько в этом слове слогов.(айболит, тараканище, муха, крокодил, телефон, акула)
Айболит: У меня есть еще одна просьба, в моем сундучке перепутались сказки, помогите мне пожалуйста разобраться какие предметы к каким сказкам относятся.(из сундучка выкладывает различные предметы, дети должны выбрать для своей сказки и сложить в обруч)
Фея: Айболит, справились ребята с твоим заданием? Оставайся на нашем празднике.
4. Математика.
Фея снимает с дерева вторую книжку и показывает иллюстрации детям. Дети называют сказки и их автора (русские народные сказки). Выпадает перо. Звучит музыка. Появляются гуси, танцуют танец.
Гусь:
Далеко за горной кручей
Там где лес шумит дремучий,
Там где солнце прячет тени,
Где стоит ночная темень,
Озерко одно искрится.
В нем студеная водица
Здесь темно всегда, и тут
Гуси-лебеди живут.
Стая белых лебедей,
Что крадут в домах детей.
Здесь избушка есть и в ней
Нет ни окон ни дверей.
В этой старенькой избушке
Живет дряхлая старушка,
Что зовут бабой-ягой
С костяной одной ногой.
Гуси-лебеди ей служат
Со старухой этой дружат.
Сколько здесь ребятишек, вот мы сейчас и прихватим какого-нибудь маленького пухленького, сладенького для бабы-яги.
Фея:
Гуси, подождите, не спешите. Во-первых вы попали на праздник, а во-вторых у нас дети уже не малыши, они собираются в школу, знают буквы, звуки, цифры, умеют считать, решать задачи.
Гуси:
Вот мы сейчас и проверим. Если выполните наше задание, то отпустим вашего умника (раздают карточки с заданиями). Фея объясняет задание (вписать в числовые карточки соответствующие цифры и поставить между ними знак <, >, =).
Дети выполняют задание на карточках, правильный ответ смотрим на мультимедиа.
Гуси: Так и быть ваших умных детей мы не возьмем.
Фея: Гуси-лебеди, оставайтесь с нами на празднике, поиграйте с нами в русскую народную игру.
Игра
После игры гуси приносят волшебный сок.
5. Татарский язык.
Фея снимает с дерева третью книжку и показывает иллюстрации детям. Дети называют сказки и их автора (татарские сказки).
На мультимедиа показываем сюжеты из сказок татарских писателей. Дети должны назвать автора и название сказки.
1. Г. Тукай: «Шурале»
2. Г. Тукай: «Водяная»
3. Г.Тукай: «Коза и баран»
4. Абдулла Алиш: «Болтливая утка»
5. Татарская народная сказка «Камыр батыр»
6. Татарская народная сказка «Дед, медведь, лиса»
6. Театральная деятельность.
Дети обыгрывают сюжет из любой сказки и подбирают к ней пословицу. (домашнее задание).
Фея: Вот и подошел наш конкурс к концу. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.
Написать сказку может только настоящий поэт и мастер.
Вечные сказки – народные, в них спрятана волшебная сила.
Подведение итогов. Награждение.
Сценарий составила Надежко О.А.