«Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки, включая мероприятия по безопасности»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки, включая мероприятия по безопасности»
Подготовила и провела воспитатель Попова Т.С.
В последнее время педагогов дошкольных учреждений волнует не только низкая двигательная активность, но и состояние здоровья детей. Известно, что уже в детском саду мало абсолютно здоровых детей, в школе их еще меньше, а после нее – почти нет здоровых подростков.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, а, в конечном счете, отношение государства к проблемам здоровья.
С этой позиции в центре внимания по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Для решения задач, направленных на улучшение здоровья детей дошкольного возраста, используются различные средства физического воспитания. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др.) эффективно воздействуют на детский организм.
Гигиенические факторы включают в себя режим дня, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви. Неоспорим тот факт, что ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично. Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы.
Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности организма. Использование природных факторов в сочетании с движениями, физическими упражнениями улучшают приспособительные функции организма ребенка.
Двигательные действия, совершаемые ребенком, достаточно разнообразны. Способствуя удовлетворению потребности ребенка в движении, они одновременно и развивают его.
Перед педагогами и медицинскими работниками стоит вопрос о повышении, в первую очередь, у детей резестентности организма, предупреждении появления тяжелых последствий от имеющихся заболеваний и коррекции выявленных.
Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. От того, как проведет ребенок этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть очень многое. Именно поэтому задача всех работников дошкольного учреждения – обеспечить условия для всестороннего развития ребенка и подготовки его к систематическому обучению в школе. Использование физических упражнений в образовательном процессе способствует формированию у детей готовности к обучению и позволяет ребенку полноценно проявлять себя в жизни.
Систематические физические упражнения активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы. Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, – важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у детей в работе всех органов и физиологических систем.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.
Психические процессы, такие как память, мышление, восприятие, воображение и речь помогают развитию физических навыков. С помощью психических процессов дети запоминают последовательность движений и двигательных операций, умеют выполнять движения по словесной инструкции, проводят анализ движений по качеству его выполнения.
Все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.
Ответственными лицами за организацию работы в детском саду являются заведующий детским садом, старший воспитатель и воспитатель или инструктор по физической культуре.
При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.
Для предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической деятельности, соблюдение санитарно – гигиенических условий и форм одежды. Обязательный систематический врачебный контроль над физическим состоянием детей, осознано оценивать значение страховки и помощи; место занятия, инвентарь и оборудование должно находиться в удовлетворительном состоянии.
Система физкультурно-оздоровительной работы
Блоки физкультурно- оздоровительной работы | Содержание физкультурно-оздоровительной работы | |
Создание условий для двигательной активности | * гибкий режим; * занятия по подгруппам; * оснащение (спортинвентарем, оборудованием, спортивных уголков в группах); * индивидуальный режим пробуждения после дневного сна; * повышение компетенции педагогов в вопросах двигательной деятельности. | |
Система двигательной активности | * утренняя гимнастика; * прием детей на улице в теплое время года; * физкультурные занятия; * двигательная активность на прогулке; * физкультура на улице; * подвижные игры; * физкультминутки на занятиях; * гимнастика после дневного сна; * физкультурные досуги, забавы, игры; * спортивно-ритмическая гимнастика; * игры, хороводы, игровые упражнения; | |
Систе ма закалива ния | В повседнев ной жизни | * утренний прием на свежем воздухе в теплое время года; * утренняя гимнастика (разные формы: оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры); * облегченная форма одежды; * ходьба босиком в спальне до и после сна; * сон с доступом воздуха (+19С - +17С); * контрастные воздушные ванны (перебежки); * обширное умывание. |
Специаль но организованная | * полоскание рта | |
Организация рационального питания | * введение овощей и фруктов (обед и полдник); * замена продуктов для детей аллергиков; * питьевой режим. | |
Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности | * диагностика уровня физического развития; физической подготовленности (2 раза в год) * диспансеризация детей детской поликлиникой; * диагностика развития ребенка. |
Двигательная деятельность ребенка
Виды, задачи и необходимые условия
для двигательной деятельности ребенка в ДОУ
Виды двигательной активности | Физиологическая и воспитательная задачи | Необходимые условия | Ответственный |
Движения во время бодрствования | - Удовлетворение органической потребности в движении. - Воспитание свободы движений, ловкости, смелости, гибкости | - Наличие в групповых помещениях, на участках детского сада места для движения. - Одежда, не стесняющая движения. - Игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движениям | Воспитатели групп |
Подвижные игры | - Воспитание умений детей двигаться в соответствии с окружающими, со словом взрослого, с заданными условиями, воспитывать волевое (произвольное) внимание через овладение умением выполнять правила игры | - Знание правил игры | Воспитатели групп |
Движения под музыку | - Воспитание чувства ритма, умения выполнять движения под музыку, отработка ритмических движений | Музыкальное сопровождение | Музыкальный руководитель |
Утренняя гимнастика и гимнастика после сна | - Сделать более физиологичным и психологически комфортным переход от сна к бодрствованию. - Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движения | - Знание воспитателем комплексов гимнастики после сна, наличие в спальне и группе места для проведения гимнастики | Воспитатели групп |
Организация двигательного режима
Формы организации | Младший возраст | Старший возраст | ||
младшая | средняя | старшая | подготовительная к школе | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организованная деятельность | 7ч. в неделю | 8ч. в неделю | 10 и более ч. в неделю | 12 и более часов в неделю |
Утренняя гимнастика | 5 – 6 мин. | 6 – 8 мин. | 8 – 10 мин. | 10 мин. |
Гимнастика пробуждения | 5 – 6 мин. | 5 – 8 мин. | 5 – 10 мин. | 5 – 10 мин. |
Подвижные игры | не менее 2 – 4 раз в день | |||
6 – 10 мин. | 10 – 15 мин. | 15 – 20 мин. | 15 – 20 мин. | |
Спортивные игры | - | Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю | ||
Физкультурные упражнения на прогулке | Ежедневно по подгруппам | |||
5 – 7 мин. | 8 – 10 мин. | 10 мин. | 15 мин. | |
Физкультурные занятия | 3 раза в неделю | |||
15 мин. | 20 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |
Музыкальные занятия (часть занятия) | 2 раза в неделю | |||
3 – 5 мин. | 5 мин. | 7 – 10 мин. | 10 мин. | |
Двигательные игры под музыку | 5 – 10 мин. 1 раз в неделю | 10 – 15 мин. 1 раз в неделю | 15 – 20 мин. 1 раз в неделю | 25 мин. 1 раз в неделю |
Спортивные развлечения | 1 раз в месяц | |||
20 мин. | 20 мин. | 30 мин. | 30 – 35 мин. | |
Спортивные праздники | 2 раза в год | |||
20 – 25 мин. | 20 – 25 мин. | 50 – 60 мин. | 50 – 60 мин. | |
День здоровья | 1 раз в месяц | |||
Неделя здоровья | 1 раз в год | |||
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно индивидуально и подгруппами |
Оздоровительный режим, проводимый в группах для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст
Оздоровительные мероприятия | Особенности организации |
Прием детей на участке ДОУ | ежедневно, до t – 15С |
Утренняя гимнастика | ежедневно, 6 – 10 мин. |
Воздушно-температурный режим: - в группе в период бодрствования; - в период сна. | ежедневно t18 – 20С t16 – 18С |
Сквозное проветривание помещения
| 2 раза в день, в течение 5 – 10 мин. t до 14 – 16С |
Одежда детей в группе | Облегченная |
Разминка, воздушные и водные процедуры после дневного сна | Ежедневно, по мере пробуждения детей, 5 – 10 мин. |
Подвижные игры и физические упражнения не прогулке | Ежедневно, не менее 2 раз в день |
Целевые прогулки, походы | 1 раз в 3 месяца, начиная с 4-х лет, 40 – 60 мин. |
Старший дошкольный возраст
Оздоровительные мероприятия | Особенности организации |
Прием детей на участке ДОУ | ежедневно, до t – 20С |
Утренняя гимнастика | ежедневно, 10 – 12 мин. |
Воздушно-температурный режим - в группе в период бодрствования; - в период сна. | ежедневно, t:18С; 16 – 18С |
Сквозное проветривание помещения
| 3 раза в день, в течение 10 – 15 мин., до14 – 16С |
Разминка, воздушные и водные процедуры после дневного сна | Ежедневно, по мере пробуждения детей, 5 – 10 мин. |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно, не менее 2 раз в день, 15 – 20 мин. |
Целевые прогулки, походы | 1 раз в месяц, 60 – 120 мин. |
физкультминутки | Ежедневно, в зависимости от вида и содержания занятия, 2 – 5 мин. |
Модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
Воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений и гигиенических навыков |
Учебно-воспитательная работа |
Формирование здорового образа жизни |
Лечебно-профилактические мероприятия |
Физическая культура и спорт |
Внедрение новых технологий |
Оздоровительные мероприятия |
Работа с родителями |
Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия
Система лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий |
Витаминотерапия Витаминизация третьего блюда |
Охрана психического здоровья Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы |
Упражнения по охране зрения Гимнастика для глаз |
Массаж Самомассаж жизненно важных точек (во время гимнастики после дневного сна Массаж стоп, ходьба по корригирующим дорожкам, массажным коврикам |
Закаливание с учетом состояния ребенка Воздушные ванны (облегченная одежда, одежда соответствует сезону года) Прогулки на воздухе Хождение босиком по контактным дорожкам Игры с водой |
Профилактика нарушения осанки, плоскостопия Гимнастика после дневного сна Корригирующие упражнения Соблюдение режима двигательной активности |
Профилактика простудных заболеваний Оксолиновая мазь Чесночно-луковые закуски, свежая зелень Иодированная соль |
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Виды здоровьесбере гающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный | |||
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||||||
Ритмическая гимнастика | в помещении как вид утренней гимнастики (по плану) | Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Воспитатели групп, музыкальный руководитель | |||
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин. По мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели | |||
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем элементы спортивных игр | Воспитатели | |||
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели | |||
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Приводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели | |||
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги | |||
Дыхательная гимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги | |||
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках; ходьба по ребристым дощечкам, по массажным коврикам | Воспитатели | |||
Гимнастика корригирую щая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели
| |||
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | ||||||
Физическая культура
| 2 раза в неделю в помещении: - младший возраст- 15 мин., - средний возраст – 20 мин., - старший возраст - 25-30 мин. 1 раз на улице. | Проводятся в соответствии с программой, по которой работает группа. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели | |||
Коммуника- тивные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой др. | Воспитатели | |||
ООД по воспитанию здорового образа жизни | Как самостоятельная ООД или элемент, а так же во время режимных моментов
| Бывают включены в качестве познавательного развития. | Воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
режим двигательной активности
Сводный режим двигательной активности на все возрастные категории...
«Режим двигательной активности дошкольника».
«Режим двигательной активности дошкольника»....
Консультация: «Режим двигательной активности дошкольника».
Консультация:«Режим двигательной активности дошкольника»....
«Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки, включая мероприятия по безопасности»
При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую д...
Консультация для педагогов "Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки"
Консульация для воспитателей "Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки"...
Способы восстановления энергетического потенциала при утомлении и длительной интеллектуальной нагрузке
В пособии представлены упражнения, которые быстро снимут утомление при интеллектуальной нагрузке....
Консультация для педагогов "Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки, включая мероприятия по безопасности"
В последнее время педагогов дошкольных учреждений волнует не только низкая двигательная активность, но и состояние здоровья детей. Известно, что уже в детском саду мало абсолютно здоровых детей, в шко...