консультация для воспитателей"Воспитание в детях любви к Родине"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель:
- систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию;
- повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по патриотическому воспитанию.
- формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных особенностей родной страны.
1. Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает гордость, уважение за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо изучать и знать культуру и историю своей страны. Следовательно, патриотическое воспитание детей является одной из главных задач дошкольного учреждения.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через определенные этапы, формы и методы.
Этапы патриотического воспитания:
- предварительный, базовый – формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств;
- художественно-ознакомительный – знакомство с народными традициями, национальным искусством;
- когнитивно-эмоциональный – развитие интереса к своей стране;
- эмоционально-действенный – формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности.
Средства патриотического воспитания:
- окружающая мезосреда;
- художественная литература и искусство;
- народный фольклор;
- практическая деятельность.
Методы патриотического воспитания (соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту):
- повышение познавательной активности;
- эмоциональность восприятия;
- корректировка формирующихся у детей представление о Родине;
- координация разных видов деятельности.
Формы патриотического воспитания:
- создание развивающей среды;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу. Району, экскурсии в музеи, выставочные залы и т.п.).
Задачи патриотического воспитания:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство с символами государства – герб, гимн, флаг;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Итак, построение педагогического процесса на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, при отборе соответствующих методов и доминирующих целей воспитания.
Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение, становится важной государственной задачей.
Дошкольное учреждение является начальным звеном, призванное формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие эмоций, мышления, чувств, осознания себя в окружающем мире.
Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности:
- Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к близким людям – отцу, матери, с ощущения их сердечного тепла, заботы, внимания. Эти детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
- Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к тому месту, где ребенок родился, к малой Родине. Исторически доказано: человек, который знает родную историю, культуру родного города, проявляет любовь, преданность, уважительное отношение к своей отчизне.
- Успешно проходит воспитание патриотизма в процессе приобщения детей к культурному наследию. Веками накапливался педагогический материал в устном народном творчестве, в различных народных промыслах, народно-прикладном искусстве, в фольклорных произведениях, которые понятны и близки детям дошкольного возраста.
- Воспитание патриотизма осуществляется через формирование у ребенка национального духовного характера. Знание и соблюдение национальных традиций и обычаев дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа. Уважение к трудовым умениям, гордость за людей, талантами которых славна отчизна – необходимое условие для формирования гражданской позиции подрастающего поколения, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
- Важная роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, доступна и понятна ему.
В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателей особого внимания и такта.
Идея патриотизма вовсе времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других.
3 Патриотизм - это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. (Презентация «Юные патриоты России).
4. Создание предметно-развивающей среды.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Для того чтобы реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию, в группах необходимо создавать развивающую среду.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, научиться взаимодействовать со сверстниками.
Содержание предметно-развивающей среды должно периодически изменяться, постоянно обогащаться.
Расположение предметов и организация развивающей среды в каждой возрастной группе имеет отличительные признаки. В группах младшего и среднего дошкольного возраста – уголки социально-нравственного воспитания, в группах старшего и подготовительного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания. Необходимо продумать рациональную и целесообразную расстановку мебели с выделением различных уголков. Каждый уголок в группе может содержать нравственно-патриотическую направленность.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. С этой целью в старшей и подготовительной группе должен быть периодически меняющийся материал.
Среда должна также побуждать детей к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения. Поэтому физкультурные уголки должны содержать атрибуты подвижных народных игр.
Для нравственно-эстетического развития детей необходимо организовать музыкально-театральные уголки с использованием фольклора.
Уголок патриотического воспитания должен постоянно пополняться и обновляться. В уголке должно быть: символика страны, области, города; альбомы с фотографиями, книги о родном городе, разнообразная литература по патриотическому воспитанию.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это достаточно кропотливая работа в детском саду должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности. Необходимо накапливать методический материала по патриотическому воспитанию дошкольников: перспективные планы, картотеки, циклы бесед, материал по работе с семьей.
ПРОЕКТ
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей.
Актуальность темы
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
Знания о своем городе, а значит и чувство гордости за свой город помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта:
-Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,
приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным
достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и
культурном облике родного края;
-Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,
географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
-Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,
культурным ценностям, природе;
-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 5-7 лет (старшая, подготовительная группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
2 года
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини- музей, подобран материал о городе Красноярске, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Красноярска.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Москвы, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
2) педагогическое наблюдение детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,
II этап – основной, включает в себя:
1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,
4) экскурсии по городу,
5) пополнение развивающей среды,
6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом
детей старшей группы на 2015-2016 учебный год.
Дата | Тема | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | Моя малая Родина | - изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу» |
Октябрь | День рождение города | - прослушивание песен о родном городе, чтение стихов, - выставка детского рисунка «Мой любимый город» |
Ноябрь | История возникновения города | - изготовление альбома «Природа моего края», - оформление стенда «Красноярск- теперь и прежде» |
Декабрь | Знакомство с гербом города | - изодеятельность – «Нарисуй герб семьи», - знакомство с флагом, гербом и гимном России |
Январь | Экскурсия по городу | - изготовление макета города, - дидактическая игра «Путешествие по городу» |
Февраль | Они прославили наш город | - беседа о важности труда всех людей |
Март | Папа, мама, я – Московская семья (викторина) | Викторина «Город, в котором я живу» (совместно с родителями |
Апрель | Красноярск – спортивный | - День здоровья «Веселые старты», - выставка детского рисунка «Мы любим спорт» |
Май | Боевая слава города | - изготовление праздничных открыток, - встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей), - беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне |
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом
детей подготовительной группы на 2016 -2017 учебный год.
Дата | Тема | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | Наша родина в России | - чтение стихов о Красноярске , - рассматривание географической карты - рассказ об особенностях климата, природы, животного мира |
Октябрь | Мой город, дороже которого нет | - прогулки по городу Красноярске, - рассказы о достопримечательностях города, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе, - звание «Почетный гражданин», - изготовление альбома совместно с родителями «Мой город – моя судьба», - чтение стихов о родном городе, прослушивание песен |
Ноябрь | Достопримечательности города | Посещение памятных мест |
Декабрь | Знакомство с государственной символикой. Герб. Флаг. Гимн России. Герб Красноярска. | - чтение стихов о Родине, - прослушивание песен, - изготовление герба |
Январь | Дружная семья | - изготовление фотоальбома «Семейные традиции» |
Февраль | Кто такие красноярцы | - посещение музеев, |
Март | Красноярск - спортивный | - история проведения соревнований, - спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья» |
Апрель | Вот моя улица | - экскурсия по микрорайону, - знакомство с улицами: |
Май | Великий подвиг | - рассказ о подвиге героев, - чтение стихов, рассказов о ВОВ, - посещение музеев, выставок, экскурсия на мемориал победы. |
III этап – итоговый, включает в себя:
1) педагогическое наблюдение,
2) повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
ВЫВОД: Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Красноярска доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности
- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города;
- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее ДОУ)
Воспитатели:
- Разработка конспектов занятий
- Практический материал по всем видам детской деятельности
- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
- Разработка анкет для родителей
- Составление перспективного плана работы
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
- Разработка конспектов занятий досугов и т.п.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ
- Активное участие в конкурсах, выставках
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
Предметно-развивающая среда:
- Краеведческий мини- музей в ДОУ - Уголок по краеведению в группе.
ЛИТЕРАТУРА.
- Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
- Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании у детей любви к Родине"
«Роль семьи в воспитании у детей любвик Родине» От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране.Сегодня коренны...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании у детей любви к Родине»
Уважаемые родители, Родина - сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям - матери, отцу, к своему дому, улице, на которой живешь, родному городу, стране, родной ...
Консультация для родителей "Воспитание у детей любви к Родине"
В консультации дана информация о формировании патриотизма в семье....
Консультация для воспитателей «Воспитание у детей любви к родному краю»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному г...
Консультация для родителей. "Воспитание у детей любви к родине"
Консультация для родителей.«Воспитание у ребенка любви к Родине» Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь толь...
Консультация для родителей: «О важности знакомства ребенка с родным городом посредством разучивания стихов». Красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине
Консультация родителям: « Как знакомить детей с Санкт –Петербургом и с достопримечательностями Красногвардейского района»Мы живём в самом удивительном и прекрасном городе, крас...
консультация для воспитателей "Воспитание у детей любви к родной природе"
экологическое воспитание предполагает правильное взаимодействие человека с природой, грамотное использование природных ресурсов земли, воздуха, лесов, рек, морей. Экологическое воспитание поможет детя...