Экологическое воспитание средствами ТРИЗ - педагогики
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Бубенкова Анна Валерьевна

Экология - это не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом  и с окружающей средой, но и это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

Существует программа экологического воспитания детей дошкольного возраста. Была разработана организацией: «Зелёный крест» в рамках программы экологической школы: «Мать и дитя». Цель программы: подготовка к восприятию и решение задач. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Основная идея программы- осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начал экологического мировоззрения и культуры. В качестве основных методов работы предлагают:

1.     Непосредственное наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека. Цель этого: обратить внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений.

2.     Система игр, состоящая из нескольких блоков:

·        Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира

«Назови одним словом», «Что общего», «Летает, плавает, бегает», «Кто где живёт» и др.

·        Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов)

«Мир звуков», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт) ты съел».

·        Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо-плохо», «Что будет,если» и др.

·        Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска ( игра: «Да-нет»).

3.     Системный анализ (игра «Волшебный экран»)

Формы организации работы

Системный подход предполагает взаимосвязь различных видов активной деятельности детей: исследовательской, изобразительной, театральной, музыкальной, двигательной (физическая культура), игровой и т.д.

В качестве основной формы организации работы рекомендуют игры, поэтому им уделено особое внимание.

Советуем соблюдать следующие правила:

 

v Не заставлять ребёнка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре

v Не сдерживать двигательную активность детей

v Хвалить ребёнка за успехи

v Не давать отрицательных оценок при ошибках детей

Помимо игровой деятельности, очень важно вовлекать дошкольников в исследовательскую работу – проведение простейших опыток, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, а главное – дети всё проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить воспитанникам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах, а в конце работы обязательно обсудить их.

Я предлагаю поиграть в игру: « Летает, плавает, бегает»

Водящий  по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: заяц-бегает, ворона –летает, карась- плавает.

Усложнение.

Называются природные и рукотворные объекты. Ребёнокдолжен сказать, к к какому миру (природному или рукотворному) они имеют отношение: щука-природный мир, плавает; самолёт-рукотворный мир, летает.

Игра: «Ты  - часть, я –целое»

Дети сидят в кругу. Один из них называет объект, а остальные – его части: «Я –озеро». – Я твой берег». – Я – песок на берегу». – Я – песчинка». и т.д.

Ещё очень много интересных игр можно найти в журнале: «Ребёнок в детском саду» 2006г  №2,3,4.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики

Экология - это не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом  и с окружающей средой, но и это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

Существует программа экологического воспитания детей дошкольного возраста. Была разработана организацией: «Зелёный крест» в рамках программы экологической школы: «Мать и дитя». Цель программы: подготовка к восприятию и решение задач. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Основная идея программы- осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начал экологического мировоззрения и культуры. В качестве основных методов работы предлагают:

  1. Непосредственное наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека. Цель этого: обратить внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений.
  2. Система игр, состоящая из нескольких блоков:
  • Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира

«Назови одним словом», «Что общего», «Летает, плавает, бегает», «Кто где живёт» и др.

  • Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов)

«Мир звуков», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт) ты съел».

  • Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо-плохо», «Что будет,если» и др.
  • Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска ( игра: «Да-нет»).
  1. Системный анализ (игра «Волшебный экран»)

Формы организации работы

Системный подход предполагает взаимосвязь различных видов активной деятельности детей: исследовательской, изобразительной, театральной, музыкальной, двигательной (физическая культура), игровой и т.д.

В качестве основной формы организации работы рекомендуют игры, поэтому им уделено особое внимание.

Советуем соблюдать следующие правила:

  • Не заставлять ребёнка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре
  • Не сдерживать двигательную активность детей
  • Хвалить ребёнка за успехи
  • Не давать отрицательных оценок при ошибках детей

Помимо игровой деятельности, очень важно вовлекать дошкольников в исследовательскую работу – проведение простейших опыток, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, а главное – дети всё проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить воспитанникам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах, а в конце работы обязательно обсудить их.

Я предлагаю поиграть в игру: « Летает, плавает, бегает»

Водящий  по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: заяц-бегает, ворона –летает, карась- плавает.

Усложнение.

Называются природные и рукотворные объекты. Ребёнокдолжен сказать, к к какому миру (природному или рукотворному) они имеют отношение: щука-природный мир, плавает; самолёт-рукотворный мир, летает.

Игра: «Ты  - часть, я –целое»

Дети сидят в кругу. Один из них называет объект, а остальные – его части: «Я –озеро». – Я твой берег». – Я – песок на берегу». – Я – песчинка». и т.д.

Ещё очень много интересных игр можно найти в журнале: «Ребёнок в детском саду» 2006г  №2,3,4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание средствами ТРИЗ

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ педагогики»

Задачи:- Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;- Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;- Формировать ж...

Картотека Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики

Экологическое  воспитание средствами ТРИЗ-педагогики "Теремок" у каждого ребенка - карточка с изображением какого-либо объекта, у воспитателя - набор карточек с изображением д...

«Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – педагогики»

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта»....

Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики.

Фундаментальная идея ТРИЗ — сформулировать изобретательскую задачу так, чтобы сама формулировка исключала заведомо неверные или малоэффективные решения проблемы. В конечном итоге изобр...