Экологическое воспитание средствами ТРИЗ - педагогики
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Экология - это не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, но и это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.
Существует программа экологического воспитания детей дошкольного возраста. Была разработана организацией: «Зелёный крест» в рамках программы экологической школы: «Мать и дитя». Цель программы: подготовка к восприятию и решение задач. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Основная идея программы- осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начал экологического мировоззрения и культуры. В качестве основных методов работы предлагают:
1. Непосредственное наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека. Цель этого: обратить внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений.
2. Система игр, состоящая из нескольких блоков:
· Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира
«Назови одним словом», «Что общего», «Летает, плавает, бегает», «Кто где живёт» и др.
· Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов)
«Мир звуков», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт) ты съел».
· Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо-плохо», «Что будет,если» и др.
· Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска ( игра: «Да-нет»).
3. Системный анализ (игра «Волшебный экран»)
Формы организации работы
Системный подход предполагает взаимосвязь различных видов активной деятельности детей: исследовательской, изобразительной, театральной, музыкальной, двигательной (физическая культура), игровой и т.д.
В качестве основной формы организации работы рекомендуют игры, поэтому им уделено особое внимание.
Советуем соблюдать следующие правила:
v Не заставлять ребёнка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре
v Не сдерживать двигательную активность детей
v Хвалить ребёнка за успехи
v Не давать отрицательных оценок при ошибках детей
Помимо игровой деятельности, очень важно вовлекать дошкольников в исследовательскую работу – проведение простейших опыток, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, а главное – дети всё проделывают сами.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить воспитанникам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах, а в конце работы обязательно обсудить их.
Я предлагаю поиграть в игру: « Летает, плавает, бегает»
Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: заяц-бегает, ворона –летает, карась- плавает.
Усложнение.
Называются природные и рукотворные объекты. Ребёнокдолжен сказать, к к какому миру (природному или рукотворному) они имеют отношение: щука-природный мир, плавает; самолёт-рукотворный мир, летает.
Игра: «Ты - часть, я –целое»
Дети сидят в кругу. Один из них называет объект, а остальные – его части: «Я –озеро». – Я твой берег». – Я – песок на берегу». – Я – песчинка». и т.д.
Ещё очень много интересных игр можно найти в журнале: «Ребёнок в детском саду» 2006г №2,3,4.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики
Экология - это не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, но и это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.
Существует программа экологического воспитания детей дошкольного возраста. Была разработана организацией: «Зелёный крест» в рамках программы экологической школы: «Мать и дитя». Цель программы: подготовка к восприятию и решение задач. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Основная идея программы- осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начал экологического мировоззрения и культуры. В качестве основных методов работы предлагают:
- Непосредственное наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека. Цель этого: обратить внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений.
- Система игр, состоящая из нескольких блоков:
- Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира
«Назови одним словом», «Что общего», «Летает, плавает, бегает», «Кто где живёт» и др.
- Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов)
«Мир звуков», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт) ты съел».
- Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо-плохо», «Что будет,если» и др.
- Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска ( игра: «Да-нет»).
- Системный анализ (игра «Волшебный экран»)
Формы организации работы
Системный подход предполагает взаимосвязь различных видов активной деятельности детей: исследовательской, изобразительной, театральной, музыкальной, двигательной (физическая культура), игровой и т.д.
В качестве основной формы организации работы рекомендуют игры, поэтому им уделено особое внимание.
Советуем соблюдать следующие правила:
- Не заставлять ребёнка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре
- Не сдерживать двигательную активность детей
- Хвалить ребёнка за успехи
- Не давать отрицательных оценок при ошибках детей
Помимо игровой деятельности, очень важно вовлекать дошкольников в исследовательскую работу – проведение простейших опыток, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, а главное – дети всё проделывают сами.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить воспитанникам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах, а в конце работы обязательно обсудить их.
Я предлагаю поиграть в игру: « Летает, плавает, бегает»
Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: заяц-бегает, ворона –летает, карась- плавает.
Усложнение.
Называются природные и рукотворные объекты. Ребёнокдолжен сказать, к к какому миру (природному или рукотворному) они имеют отношение: щука-природный мир, плавает; самолёт-рукотворный мир, летает.
Игра: «Ты - часть, я –целое»
Дети сидят в кругу. Один из них называет объект, а остальные – его части: «Я –озеро». – Я твой берег». – Я – песок на берегу». – Я – песчинка». и т.д.
Ещё очень много интересных игр можно найти в журнале: «Ребёнок в детском саду» 2006г №2,3,4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание средствами ТРИЗ
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о...
Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики
Развивающие игры...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ педагогики»
Задачи:- Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;- Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;- Формировать ж...
Картотека Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики
Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики "Теремок" у каждого ребенка - карточка с изображением какого-либо объекта, у воспитателя - набор карточек с изображением д...
«Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – педагогики»
«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта»....
Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики.
Фундаментальная идея ТРИЗ — сформулировать изобретательскую задачу так, чтобы сама формулировка исключала заведомо неверные или малоэффективные решения проблемы. В конечном итоге изобр...