Программа "Дельфиненок"
рабочая программа (средняя группа) по теме
ПРОГРАММА
дополнительной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по плаванию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Дильфиненок" | 78.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 61
«СОЛОВУШКА»
УТВЕРЖДАЮ:
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета МАДОУ г. Нижневартовск ДС №61 «Соловушка» Протокол № | Заведующий МАДОУ г. Нижневартовск ДС №61 «Соловушка» ___________ О.Н. Латыпова приказ от |
ПРОГРАММА
дополнительной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по плаванию
Составитель: Гусакова А.Р.
инструктор ФИЗО(плавание)
первой квалификационной категории
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Цели и задачи Программы
- Планируемые результаты
- Объем образовательной нагрузки
- Содержание Программы
- Организационно-педагогические условия
- Учебный план
- Расписание занятий
- Календарный учебный график
- Программно-методическое обеспечение
- Материально-техническое обеспечение
- Мониторинг
Список литературы
Приложения
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование дополнительной образовательной услуги | Программа дополнительной образовательной деятельности проведения занятий по плаванию |
Основание для разработки Программы | - Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Постановления Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155); А.А. Чеменевой «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» |
Заказчик Программы | МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 «Соловушка», родители (законные представители) воспитанников |
Разработчик Программы | Гусакова А.Р, инструктор ФИЗО (плавание) первой квалификационной категории |
Целевая группа | Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) |
Цель Программы | Повышение эффективности процесса психо-эмоционального и физического развития детей средствами спортивного плавания. |
Задачи программы | Учить детей технике спортивного плавания. Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде; Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде. |
Координация и контроль реализации Программы | Осуществляется администрацией МАДОУ г. Нижневартовск ДС №61 и родительской общественностью. Отслеживание результативности предусмотрено в различных формах:
|
Механизм реализации Программы | Администрация ДОУ:
|
Краткая характеристика Программы | В программе рассматриваются задачи физкультурно - оздоровительного воспитания направленные на формирование основных физических качеств организма ребёнка, и оздоровления детей 5-8 лет. Представлен учебный план занятий и учебно- тематическое планирование по спортивному плаванию, критерии оценки и требования к уровню подготовки детей. |
1.Пояснительная записка
Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание и развлечение на воде – один из самых
полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению
детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.
У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами
сокращения происходят через меньшие промежутки. Ониболее эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении – удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее приходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам. Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и мелкие слаборазвитые группы мышц. Поэтому, для всестороннего развития мышечной системы детей, занятия плаванием особенно благоприятны.
При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных
условиях деятельности благодаря положению тела пловца, близкому к
горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам,
механическому воздействию давление воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывают благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражается на развитии органов дыхания дошкольников.
В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений,
необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных
проявлений детского организма. Однако усвоение определенного вида движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.
1.1. Цели и задачи
Целью Программы является повышение эффективности процесса психоэмоционального и физического развития детей средствами спортивного плавания.
Для достижения для достижения необходимо решение следующих задач:
- Учить детей технике спортивного плавания.
- Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;
- Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.
1.2. Планируемые результаты
В ходе реализация программы предполагает получение следующих результатов:
- Дети на достаточном уровне овладеют техникой спортивного плавания;
- Воспитанники приобретут спектр новых двигательных умений и навыков в воде;
- У детей будет развита координация движений, творческое самовыражение в игровых действиях на воде, умение управлять телом в воде.
Итоги реализации программы дополнительной образовательной деятельности подводятся в форме открытого занятия «Дельфиненок».
Сроки реализации Программы – 1 год.
1.3. Объем образовательной нагрузки
Программа рассчитана на 1 год обучения (с сентября 2016 у.г. по май 2017 у.г.) детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Количество детей в группе – 10 человек
2.Содержание программы
№ | Месяц | Неделя | Формы работы | Задачи | Количество занятий | Количество часов | |
I раздел | |||||||
1. | О К Т Я Б Р Ь | 1 | Занятия №1,2 | - Выявление уровня подготовленности детей. - Обучение разнообразным передвижениям в воде. - Освоение базовых упражнений по аквааэробике, плаванию | 2 | 1 | |
2 | Занятия №3,4 | - Развитие мышц тела и нижних конечностей с помощью специальных упражнений. - Обучение погружению под воду без чувства страха на задержке дыхания. | 2 | 1 | |||
3 | Занятия №5,6 | - Научение передвижению по дну бассейна различными видами ходьбы, бега и прыжками в сочетании с дыхательными упражнениями. | 2 | 1 | |||
4 | Занятия №7,8 | - Обучение специальным упражнениям на растяжку мышц в воде, для того, чтобы мышцы стали более эластичными и выносливыми. | 2 | 1 | |||
2. | НОЯБРЬ | 1 | Занятия №9,10 | - Разучивание и закрепление различных коллективных движений, а также упражнений в воде с гибкими палками под музыку. | 2 | 1 | |
2 | Занятия №11,12 | - Переход к упражнениям под музыку, с целью сплачивания детей при помощи специально подобранных игр, проводимых в воде. - Снятие напряжения, тревожности и повышенной агрессивности средствами игр и совместных упражнений. | 2 | 1 | |||
3 | Занятия №13,14 | - Выполнение упражнений, направленных на укрепление сердечно-сосудистой системы с постепенным увеличением интенсивности тренировок при помощи ножных манжет. - Научение приёмам самоконтроля и саморегуляции, снятию стресса при помощи специальных приёмов и упражнений в воде. | 2 | 1 | |||
4 | Занятия №15,16 | - Разучивание коррекционных движений для профилактики плоскостопия и сколиоза; - приучение детей к самостоятельному и каждодневному выполнению | 2 | 1 | |||
3 | Д Е К А Б Р Ь | 1 | Занятия №17,18 | - Обучение элементам спортивного плавания способами «дельфин» и «кроль на груди» (ребенок принимает горизонтальное положение тела на груди; ноги выполняют попеременные движения вверх-вниз; руки –поочередные круговые движения); - постепенное усложнение упражнений, для координации рук и ног при плавании данными способами. - Способствование эмоциональному раскрепощению детей при помощи игр в воде. | 2 | 1 | |
2 | Занятия №19,20 | - Повторение разученных на предыдущих занятиях комплексов упражнений для укрепления различных мышц организма. | 2 | 1 | |||
3 | Открытое занятие «Капельки» по аквааэробике для родителей. Занятие №21 Занятие №22 | - Способствование качественному выполнению упражнений и соблюдению синхронности. - Формирование чувства радости и удовольствия от движений в воде под музыку. -Закрепление полученных умений по плаванию; -выполнение специальных упражнений для расслабления, снятия напряженности, тревожности. | 2 | 1 | |||
4 | Занятие №23,24 | - Обучение элементам спортивного плавания способами «брасс» и «кроль на спине» (ребенок принимает горизонтальное положение тела на спине; ноги выполняют попеременные движения вверх-вниз; руки – поочередные круговые движения назад); - постепенное усложнение упражнений, для координации рук и ног при плавании данными способами. – Выполнение комплексов групповых упражнений под музыку с предметами и без. | 2 | 1 | |||
4 | Я Н В А Р Ь | 2 | Занятия №25,26 | - Постепенное усложнение упражнений, для координации рук и ног при плавании спортивными способами. - Эмоциональное раскрепощение детей при помощи игр в воде | 2 | 1 | |
3 | Занятия №27,28 | - Закрепление навыка выполнения упражнений в воде с гибкими палками под музыку. - Разучивание различных коллективных упражнений. | 2 | 1 | |||
4 | Занятия №29,30 | - Проведение контрольных занятий для проверки уровня приобретённых навыков и умений. | 2 | 1 | |||
II раздел | |||||||
5 | Ф Е В Р А Л Ь | 1 | Занятия №31 «Ручеек»,32 | - Формирование умения совместного выполнения движений. - Совершенствование выполнения упражнений в шеренге, кругу . - Приучение к контролю за своей осанкой. - Формирование чувства радости и удовольствия от движений вводе под музыку. | 2 | 1 | |
2. | Занятия №33 «Цветные поплавки»,34 | - Формирование согласованности движений рук и дыхания в стиле кроль в наклоне (на суше). - Разучивание движений под счет инструктора и его сигнал. - Воспитание взаимопомощи, посредством игровых упражнений. | 2 | 1 | |||
3 | Занятия №35,36 | - Способствование качественному выполнению упражнений и соблюдению синхронности; - корректирование работы ног в плавании стилем «кроль»; - формирование умения синхронно выполнять движения в паре; - возбуждение желания заниматься в воде под музыку. | 2 | 1 | |||
4 | Занятия №37,38 | - Приучение к выполне - нию движений синхронно, не только в своей тройке, но и взаимосвязано с остальными тройками; - корректирование работы рук и ног при плавании брассом; - выполнение простейших переворотов; - способствование возникновению мотивации к творческой деятельности. | 2 | 1 | |||
6 | МАРТ | 1 | Занятия №39,40 | - Научение к выполнению движений в разных перестроениях. - Формирование умения выполнять перевороты на 180-360 градусов. - Обучение синхронному выполнению движений под музыку; способствование созданию новых движений, основанных на использовании личного опыта. | 2 | 1 | |
2 | Занятия №41 «Озорные лягушата»,42 | - Координирование синхронности движений при выполнении различных упражнений ; - формирование умения выполнять переворот у края бассейна, продолжая движение в обратном направлении; - выполнение разных движений под музыку с согласовыванием их друг с другом; - способствование творческой деятельности детей при выполнении упражнений под музыку. | 2 | 1 | |||
3 | Занятия №43,44 | - Совершенствование переворотов на 180 градусов с последующим скольжением и плаванием в стиле «Торпеда» , «Кроль»; - формирование интереса к плаванию между предметами с изменением направления; - разучивание движений под музыку, с ориентацией на её темп; - научение имитации движений животных, основываясь на использовании личного двигательного опыта. | 2 | 1 | |||
4 | Занятия №45,46 | - Обучение синхронным скоординированным движениям не только в своей тройке и в общей композиции; - корректирование работы рук и ног при плавании брассом; -выполнение простейших переворотов; - создание мотивации к творческой деятельности. | 2 | 1 | |||
7 | А П Р Е Л Ь | 1 | Занятие №47 Занятие №48 «Весёлые ребята» | - Закрепление умений выполнения различных упражнений с мячами в паре. - Совершенствование плавания «торпедой» с мячом в руках; - выполнение задания самостоятельно, считая про себя, согласовывая движения с музыкой | 2 | 1 | |
2 | Занятия №49,50 | - Совершенствование выполнения переворота у края бассейна с продолжением движения в обратном направлении; - выполнение разнообразных согласованных движений под музыку; - вовлечение в творческую деятельность детей посредством выполнения упражнений под музыку. | 2 | 1 | |||
3 | Занятия №51,52 | - Выполнение движений в перестроениях; - совершенствования техники переворотов на 180-360 градусов ; - обучение синхронному выполнению движений под музыку; - способствование созданию новых движений, основанных на использовании личного опыта. | 2 | 1 | |||
4 | Открытое занятие «Вальс цветов» по синхронному плаванию для родителей. Занятие №53 Занятие №54 | - Закрепление умения контролировать свое дыхание во время выполнения упражнений ; - способствование оздоровлению посредством создания хорошего настроение, положительных эмоций. | 2 | 1 | |||
8. | МАЙ | 1 | Занятия №55,56 | - Обучение смене темпа движений в зависимости от музыки; - разучивание новых движений под музыку с ориентацией на ведущего; - обучение имитации разнообразных. | 2 | 1 | |
2 | Занятия №57,58 | - Совершенствование навыка переворота на 180 градусов с последующим скольжением и плаванием стилем «торпеда, кроль»; - способствование творческой деятельности детей, при выполнении упражнений под музыку. | 2 | 1 | |||
3 | Занятия №59,60 | - Обучение качественному выполнению упражнений с соблюдением синхронности; - корректирование работы ног в плавании стилем «кроль»; - формирование умения синхронного выполнения движения в паре; - формирование желание заниматься в воде под музыку. | 2 | 1 | |||
4 | Занятия №61,62 | - Проведение контрольных занятий для проверки уровня приобретённых навыков и умений. | 2 | 1 |
3.Организационно-педагогические условия
3.1. Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Кол-во занятий в неделю/месяц | Кол-во часов в неделю/ месяц | Форма проведения |
1. | Проведение занятий по аквааэробике | 2/8 | 60/240 | фронтальная |
Итого в год | 72 | 2160 |
3.2.Расписание занятий
Неделя месяца | Дни недели | Время |
I- II-III-IV | Четверг Пятница |
3.3. Календарный учебный график
Тема | Количество занятий в год | |||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||
1. Общеразвивающие и профилактические упражнения (на расслабление; дыхательные упражнения; освоения с водной средой) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 |
2. Упражнения на развитие мышечных групп (мышцы верхних, нижних конечностей, укрепление мышц туловища, поддерживающих осанку) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | ||
3. Плавательные упражнения | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | ||||
4. Игровые упражнения | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | ||
5.Упражнения на развитие физических качеств- (сила, гибкость, выносливость, координация движений, чувство равновесия) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 | |||
6. Мониторинг | 2 | 2 | 4 | |||||||
Итого: | 8 | 8 | 8 | 8 | 6 | 8 | 8 | 8 | 10 | 72 |
3.4.Программно-методическое обеспечение
№ | Наименование услуги | Название программы | На основании какой программы разработана |
Проведение занятий по спортивному плаванию | «Дельфиненок» | Разработана на основе программы А.А. Чеменевой «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. |
3.5.Материально-техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в бассейне дошкольного учреждения, расположенном на первом этаже здания, инструктором первой квалификационной категории, имеющим специальную подготовку и соответствующее образование.
Важную роль в решении задач по физическому развитию играет физкультурное оборудование: инвентарь, пособия, игрушки. Физкультурное оборудование подобранно согласно требованию Сан.Пина, а так же на основе медико - педагогических исследований. Физкультурное оборудование способствует развитию основных движений и качеств. Физкультурное оборудование подобранно на основе возрастных особенностей, физической подготовленности. Физкультурный инвентарь позволяет расширить круг упражнений, формирующих и совершенствующих двигательные навыки.
В бассейне МАДОУ имеется следующее оборудование:
• корзины и сетки для мячей, игрушек;
• плавающие горизонтальные соединения из обручей и гимнастических палок для ныряния;
• плавательные доски разных размеров и форм;
• резиновые надувные круги;
• надувные манжеты и нарукавники;
• дыхательные трубки, маски, очки;
• плавающие надувные и резиновые игрушки, отражающие принадлежность к жизни на воде (утки, рыбки и т. д.); или к определенной деятельности (лодка, пароход и т. д.);
• тонущие игрушки, предметы (шайбы, кольца и т. д.);
• наглядные пособия, карточки – схемы;
• обручи с грузами;
• ведра для обливания;
• мячи различного диаметра;
• погремушки;
• канат
4.МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
Оценка качества обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста в данной программе проводится по методике А.А. Чеменевой «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» и строится на методах педагогического и медицинского контроля физического состояния детей. Педагогический контроль осуществляется путём оценки сформированных у детей специальных умений и навыков. Уровень овладения плавательными навыками оценивается по 4-балльной системе.
3,5 балла и выше- высокий уровень,
2,5- 3,4 балла- средний уровень,
2,4 балла и ниже- низкий уровень.
Оценочные тесты по 1 этапу обучения плаванию детей 4-5 лет
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Скольжение на груди. | Скольжение на спине | Специальные упражнения | Синхронное Плавание | Плавание произвольным способом | Сумма баллов |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 |
Тестовые задании и критерии:
1. Скольжения на груди: 4 б- ребёнок проскользил 4 м и более; 3 б- 3 м; 2 б- 2 м; 1 б- 1 м.
2. Скольжение на спине: 4 б- ребёнок проскользил 4 м и более; 3 б- 3 м; 2 б- 2 м; 1 б- 1 м.
3. Специальные упражнения: 4 б- правильно; 3 б- имеется неточность ; 2 удовлетворительно; 1 б- не справился
4.Синхронное плавание: : 4 б- правильно; 3 б- имеется неточность ; 2 удовлетворительно; 1 б- не справился
5. Плавание произвольным способом: 4 б- 8м и более; 3 б- 6-7 м; 2 б 4-5 м; 1 б- менее 4 м.
Методика проведения диагностики.
1. Скольжение на груди: стоя у бортика, руки впереди, кисти рук соединены, присесть, оттолкнуться ногой от бортика или двумя ногами от дна и выполнить упражнение «Стрела» на груди. Тело ребёнка должно быть у поверхности воды, руки и ноги соединены, вытянуты, лицо опущено в воду.
2. Скольжение на спине: Стоя у бортика, руки вверху соединены, присесть, прогнуться назад, оттолкнуться одной ногой от бортика или двумя ногами от дна бассейна и выполнить упражнение «Стрела» на спине. Туловище прямое, руки и ноги соединены и выпрямлены, лицо- на поверхности воды.
3. Специальные упражнения. Глубина воды - по пояс
1. Подъем колена. Из исходного положения, стоя на одной ноге (прямой), другую ногу, сгибая, поднять вперед выше горизонтали (допускается любой угол в коленном суставе), носок оттянут. Туловище следует удерживать в вертикальном положении. При подъеме колена может быть использован любой вариант (стоя на месте, с перемещением в любых направлениях, в шагах, беге, подскоках).
2. Мах выполняется стоя на одной ноге, в горизонтальном положении. Прямая маховая нога поднимается точно вперед-горизонтально, разрешено небольшое «выворотное» положение стопы. Разрешается использовать любое сочетание маха ногой с движениями на месте, шагами, бегом, подскоками. Возможна также разная плоскость движения :
1) мах вперед;
2) вперед - в сторону (по диагонали) или в сторону.
Выполняется на 2 счета:
1- сгибая колено, поднять правую ногу вперед - вниз (мах может быть выполнен в любом направлении - вперед, по диагонали, назад);
2 - вернуться в исходное положение.
3.Прыжок- ноги - вместе, ноги – врозь выполняется из исходного положения: пятки вместе, носки слегка врозь (на ширину стопы). Отталкиваясь двумя ногами, выпрыгнуть невысоко вверх и затем принять положение полуприседа ноги врозь (стопы слегка повернуты наружу или параллельны), при приземлении опуститься на всю стопу, вернуться в и.п.
4. Выпад может быть выполнен любым способом (шагом, скачком, после маха), а также в разных направлениях (вперед, в сторону). Основным вариантом этого «аэробного шага» является положение «выпад вперед».
5.Шаг напоминает естественную ходьбу, но отличается большей четкостью. Стоя на прямой ноге (туловище вертикально), другую ногу сгибая поднять точно вперед. «Marching» - ходьба на месте, «Walking» - ходьба в различных направлениях, вперед-назад, по кругу, по диагонали.
6. Бег - переход с одной ноги на другую как при ходьбе, но с фазой полета. «Joging» - вариант бега, типа «трусцой».
7. Подскоки выполняются в ритме «И - РАЗ» или «РАЗ - ДВА».
4.Синхронное плавание. Технике исполнения оцениваются 3 характеристики - правильность выполнения, синхронность, сложность. Дети находятся на небольшой глубине, их движения должны быть четкими и уверенными от начала и до конца выступления. Все члены команды должны синхронно менять положение тела, производить толчки и перемещения.
5. Плавание произвольным способом. Проплыть любым способом при помощи движений ног, рук с использованием навыков правильного дыхания.
Оценочные тесты по 2 этапу обучения плаванию детей 6-7 лет
№ п/п | Ф.И. ребёнка | «Торпеда» | Кроль на груди | Кроль на спине | Специальные упражнения | Синхронное Плавание | Плавание произвольным способом. | Сумма баллов |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 |
Тестовые задания и критерии:
1. «Торпеда» на груди или на спине: 4 б- 8 м; 3 б- 6-7 м; 2 б- 4-5 м; 1 б- менее 4 м.
2. Кроль на груди в полной координации: 4 б- 14-16 м; 3 б- 11- 13 м; 2 б- 8- 10 м; 1 б- менее 8 м.
3. Кроль на спине в полной координации: 4 б- 14-16 м; 3 б- 11- 13 м; 2 б- 8- 10 м; 1 б- менее
8 м.
4. Специальные упражнения: 4 б- правильно; 3 б- имеется неточность;
2б- удовлетворительно; 1 б- не справился
5.Синхронное плавание: : 4 б- правильно; 3 б- имеется неточность ; 2б - удовлетворительно; 1 б- не справился
6. Плавание произвольным способом: 4 б- 8м и более; 3 б- 6-7 м; 2 б 4-5 м; 1 б- менее 4 м.
Методика проведения диагностики
1. «Торпеда» на груди: оттолкнувшись ногами от дна бассейна, лечь на воду, опустив лицо в воду, руки вытянуты вперёд, плыть при помощи движений ног способом кроль на груди на задержке дыхания, руки вытянуты над головой.
2. Кроль на груди положение тела пловца в воде горизонтально, лицо опущено в воду. Для вдоха пловец поворачивает голову в сторону. Ноги выполняют быстрые поочередные непрерывные движения вверх-вниз в воде, руки выполняют поочередные круговые движения (над водой – вперёд, в воде - назад). Вдох выполняется в момент, когда одна рука находится в положении «прямая у головы», другая – в положении «прямая вдоль туловища». Голова поворачивается в сторону руки, которая находится в положении «прямая вдоль туловища», так чтобы рот был выше уровня поверхности воды. Выполняется быстро вдох, затем голова поворачивается в прежнее положение, выполняется выдох в воду.
3. Кроль на спине в полной координации: положение тела пловца в воде горизонтально, голова свободно опущена (но не закинута назад) в воду, лицо обращено кверху. Ноги выполняют быстрые поочередные непрерывные движения вверх-вниз в воде, руки выполняют поочередные круговые движения. От головы к ноге рука выполняет движение в воде, от ноги к голове – над головой. Поднимая одну руку над водой, выполнять вдох (ртом), поднимая другую руку над водой выполнять выдох (носом).
4. Специальные упражнения. Глубина воды - по пояс
1. Подъем колена выполняется стоя на одной ноге (прямой), другую ногу, сгибая, поднять вперед выше горизонтали (допускается любой угол в коленном суставе), носок оттянут. Туловище следует удерживать в вертикальном положении. При подъеме колена может быть использован любой вариант (стоя на месте, с перемещением в любых направлениях, в шагах, беге, подскоках).
2. Мах выполняется стоя на одной ноге, в горизонтальном положении. Прямая маховая нога поднимается точно вперед-горизонтально, разрешено небольшое «выворотное» положение стопы. Разрешается использовать любое сочетание маха ногой с движениями на месте, шагами, бегом, подскоками. Возможна также разная плоскость движения :
1) мах вперед;
2) вперед - в сторону (по диагонали) или в сторону.
Выполняется на 2 счета:
1- сгибая колено, поднять правую ногу вперед - вниз (мах может быть выполнен в любом направлении - вперед, по диагонали, назад);
2 - вернуться в исходное положение.
3.Прыжок- ноги - вместе, ноги – врозь выполняется из исходного положения: пятки вместе, носки слегка врозь (на ширину стопы). Отталкиваясь двумя ногами, выпрыгнуть невысоко вверх и затем принять положение полуприседа ноги врозь (стопы слегка повернуты наружу или параллельны), при приземлении опуститься на всю стопу. Вернуться в и.п.
4. Выпад может быть выполнен любым способом (шагом, скачком, после маха), а также в разных направлениях (вперед, в сторону). Основным вариантом этого «аэробного шага» является положение выпад вперед.
5.Шаг напоминает естественную ходьбу, но отличается большей четкостью. Стоя на прямой ноге (туловище вертикально), другую ногу сгибая поднять точно вперед. «Marching» - ходьба на месте, «Walking» - ходьба в различных направлениях, вперед-назад, по кругу, по диагонали.
6. Бег - переход с одной ноги на другую как при ходьбе, но с фазой полета. «Joging» - вариант бега, типа «трусцой».
7. Подскоки выполняются в ритме «И - РАЗ» или «РАЗ - ДВА».
5.Синхронное плавание. В технике исполнения оцениваются 3 характеристики - правильность выполнения, синхронность, сложность. Дети находятся на небольшой глубине, их движения должны быть четкими и уверенными от начала и до конца выступления. Все члены команды должны синхронно менять положение тела, производить толчки и перемещения.
6. Плавание способом «батерфляй» положение тела пловца в воде горизонтально, лицо опущено в воду. Для вдоха пловец поднимает голову вверх. Ноги выполняют быстрые поочередные непрерывные движения вверх-вниз в воде, затем прямыми руками одновременно делают гребок через стороны к бедрам. Выдох в воду выполняется при погружении рук в воду, вдох - при подъеме головы из воды.
Список литературы
1. С.В.Яблонская Физкультура и плавание в детском саду. Сфера, Москва,
2008г.
2. М.Д.Маханева Фигурное плавание в детском саду. Сфера, Москва 2009г.
3 .И.В. Сидоров Как научить ребёнка плавать. М.2011г.
4. Т.А. Протченко Обучение плаванию дошкольников и младших школьников.
Айрис-пресс, Москва,2013г.
5. Л.Ф. Еремеева Научите ребёнка плавать. Детство-пресс, Санкт-Петербург
2009г.
6. Н.В. Микляева Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровитель-
ной направленности. Москва, Аркти, 2011г.
7. А.А.Чеменева Система обучения плаванию детей дошкольного возраста.
Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2011г.
Приложение №1
Игровые упражнения на воде
Игра «Считалка»
Занятие направлено на развитие у ребенка навыков подводного плавания. Это позволит ребенку психологически подготовиться к окунанию под воду с головой и избежать паники. Участники делятся на пары. Один из каждой мини-команды приседает, чтобы голова оказалась под водой, и открывает глаза. Второй игрок показывает ему под водой (на расстоянии 40 см от глаз) руку с несколькими зажатыми пальцами. Поднявшийся из воды партнер должен ответить, сколько он увидел пальцев.
Игра «Эстафета с мячиком»
Для этой спортивной игры в бассейне нужен мячик и две команды игроков, в каждой их которых должно быть минимум по 3-4 игрока (так интереснее). Ребята становятся в две колонны. Исходное положение – ноги шире плеч. В каждой команде игроки становятся на расстоянии 1 шага друг от друга. По команде учителя капитаны (первые в шеренге) наклоняются и передают между ног (т.е. под водой) мячик участнику, который стоит следующим в колонне. Ребенок, получивший мяч последним, бежит вместе со снарядом во главу шеренги. Игра продолжается. Победителем становится та команда, капитан которой раньше других капитанов окажется вновь в начале колонны.
Игра «Морской бой»
Все игроки становятся друг напротив друга на расстоянии двух шагов. Участники начинают брызгать водой в партнера. Выбывают из игры те, кто первыми станут вытирать руками лицо или поворачиваться к «противнику» спиной.
Игра «Кто выше прыгнет»
Дети разводят руки в стороны ладошками вниз. По команде игрока участники должны подпрыгнуть вверх, оттолкнувшись от дна бассейна ногами и одновременно опуская руки вниз, чтобы помочь более сильному толчку. Побеждает тот, у кого получилось прыгнуть выше всех.
Игра «Быстрая тройка»
Дети разбиваются на команды по 3 человека. Двое из трех держат за концы палку длиной около 1 м, а третий хватается за ее середину. По сигналу ведущего дети, держащие палки, начинают шагать вперед по дну, а остальные участники троек ложатся на воду и работают ногами кролем. Побеждает та команда, которая первой достигнет финиша – противоположного бортика бассейна или другого отмеченного ориентира.
Игра «Собачки»
Эта игра в бассейне с мячом работает на развитие координации и тактических навыков. Минимальное количество детей – 4 человека. Участники перекидывают по воздуху или переправляют по воде друг другу мячик. «Собачка» пытается отнять мячик у игроков, перехватить их передачи. Как только вода захватывает предмет, он встает на место того игрока, которому не успел поймать посланный ему мяч.
Игра «Искатели сокровищ»
Тренер опускает на дно бассейна несколько предметов, которые будут хорошо видны с поверхности. Участники по очереди начинают нырять за «сокровищами». Победителем становится тот игрок, которому за один раз удалось добыть больше всего предметов.
Игра «Карлики и великаны»
Дети находятся по пояс в воде. Учитель подает условный сигнал, крикнув слово: «Карлики!». Игроки сразу же присаживаются на корточки. После команды: «Великаны!» участники должны подпрыгнуть вверх. Команды ведущий дает вразнобой и с возрастающей скоростью, поэтому очень важна внимательность. Те, кто ошибаются, сбиваются, путаются, из игры выбывают. Побеждает самый внимательный игрок.
Игра «Пятнашки»
Эта игра на воде в бассейне представляет собой аналог любимых детворой салочек. Участники становятся по кругу на расстоянии вытянутой руки от ведущего. Вода по сигналу учителя начинает пытаться осалить тех, кто не успел нырнуть под воду. Находиться радом с только что вынырнувшим игроком, чтобы сразу же его «поймать», нельзя. Осаленный участник сам становится водой.
Погружения в воду.
- Зачерпнуть ладонями воду и помыть лицо, побрызгать самому себе в лицо (сделать дождик).
- Постепенно приседая, погружаться в воду до уровня подбородка («островок»), потом до уровня носа, глаз.
- Наклониться над поверхностью воды и рассматривать на дне камешки, ракушки, приближая лицо к поверхности воды, пробовать «размешать» воду носом; опустить в воду все лицо.
Трудные задания дети увереннее выполняют вместе с взрослым. Взяв ребенка за руки, взрослый приседает вместе с ним и опускается с головой в воду, задержав дыхание. Вставая, не надо сразу отпускать руки ребенка, так как важно приучить его после погружения в воду не вытирать руками лицо и глаза. Лучше, если вода просто стекает с лица, или можно ее стряхнуть, легко махнув головой. Упражнение целесообразно повторить несколько раз подряд.
При закреплении навыка погружения в воду с головой полезны забавы, которые отвлекают внимание детей. Например, можно подталкивать плавающую игрушку вперед носом или лбом. Можно также присесть, раскинув руки в стороны, и опустить лицо в воду. Повторить это задание на большей глубине, стоя в воде по грудь.
Подвижные игры для детей на воде. Пузыри.
Держась двумя руками за руки взрослого или за палку, ребенок приседает, делает глубокий вдох, опускает все лицо в воду и делает медленный продолжительный выдох через рот так сильно, чтобы кругом бурлили пузыри.
Подвижные игры для детей на воде. На буксире.
Взрослый берет ребенка за руки, тот ложится на воду и выпрямляется. В такой позе взрослый тащит за собой ребенка.
Ребенку предлагается сделать вдох и спокойно лечь на спине на воду, руки раскинуть вверх — в стороны, дышать спокойно. Если ноги глубоко погружаются в воду, можно ими слегка подвигать вверх-вниз. Взрослый стоит рядом, поддерживая его.
Насос.
Дети становятся парами лицом друг к другу на глубине по пояс. Они берутся за руки и, по очереди приседая, погружаются в воду с головой по 4—5 раз. Отпускать руки, чтобы смахнуть воду с лица, нельзя.
Погружения с головой.
Погружение с головой в воду подготавливает ребенка к усвоению навыка выдоха в воду. Ознакомление с выдохом начинается на берегу. Упражнения на выдох в воду могут быть следующие:
- На ладонь руки положить легкий предмет: листок, травку, кусочек бумажки. Ладонь расположить на уровне рта и, делая выдох, сдувать с нее лежащий предмет.
- В воде по пояс присесть, погрузиться так, чтобы губы были расположены на уровне ее поверхности. Подуть на воду, как на горячий чай на блюдечке.
- В том же положении сделать глубокий вдох, опустить губы в воду и вспенивать ее при выдохе.
- Проделывать выдох в воду, погрузив в нее лицо до уровня глаз.
Подвижные игры для детей на воде. Щука.
Дети ходят и бегают на глубине по пояс в произвольных направлениях, изображая рыбок. На берегу спиной к водоему стоит водящий — щука. По сигналу: «Щука плывет!» —дети останавливаются и погружаются в воду до подбородка или с головой. Щука поворачивается и внимательно следит за тем, как «рыбки спрятались». Ребенка, сделавшего это неправильно, щука уводит к себе. Игра повторяется несколько раз.
Подвижные игры для детей на воде. Зеркальце.
Держась за руки, дети стоят в кругу. Взрослый, стоящий внутри круга, выполняет какое-либо движение (приседание, стояние на одной ноге, выдох в воду и т. п.). Отпустив руки, дети должны повторить это движение за взрослым.
Подвижные игры для детей на воде. Цапли.
Ребенок, войдя в воду по колено, ходит по дну вдоль берега, высоко поднимая ноги, стараясь перешагнуть над поверхностью воды.
Ребенок должен передвигаться по дну на руках вперед (ноги выпрямлены и вытянуты назад).
Детям дается задание всем вместе переправляться «через речку на другой берег» (пройти расстояние в 5—6 м вдоль берега), помогая себе гребковыми движениями.
Приложение 2
Комплекс дыхательной гимнастики
Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; Регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем свое
внимание в целях контроля за расслаблением своего организм» и психики.
И. п. — стоя, сидя, лежа в зависимости от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет рас. ширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.
Повторить 5—10 раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так чтобы даясе подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Подыши одной ноздрей
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И. п. — сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. Как только вдох будет закончен, открыть правую ноздрю,
а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
Повторить 3—6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6—10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного дыхания и переходить на глубокое.
Ушки
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 4—5 раз.
Пускаем мыльные пузыри
- При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
- Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
- Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
4.Выдох спокойный, через нос, с опущенной головой.
Повторить 3—5 раз.
Насос
- Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
- Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5—7 пружинистых наклонов и вдохов).
3.Выдох произвольный.
Повторить 3—6 раз.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение. Повторить упражнение 3 раза, затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
Повторить 3—5 раз.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.
Ветер на планете
Повторить упражнение «Насос»
На планете дышится тихо, спокойно и плавно
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.
Инопланетяне
Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат-Нам» — отзовись!»
Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.
И. п.: 3—4 раза из положения лежа на спине, 3—4 раза стоя.
Упражнение выполняется под музыку или словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д.
- Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая живот, грудную клетку.
- Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
- Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая)».
- Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением
Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких при разных исходных положениях.
И. п. — лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.
Повторить 4—8 раз.
Ветер (очистительное, полное дыхание) Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
И.п. — лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
- Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
- Задержать дыхание на 3—4 с.
- Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3—4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
Радуга, обними меня
Цель: та же.
И. п. — стоя или в движении.
- Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
- Задержать дыхание на 3—4 с.
- Растягивая губы в улыбке, произносить звук [с], выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет подмышку, другая на плечо.
Повторить 3—4 раза.
Повторить 3—5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».