«Учимся играя, играя познаем»
презентация по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре- ведущему виду детской деятельности. Ведущая деятельность- такая, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. .
Игра доставляет ребенку много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками.
Роль игры в образовательном процессе Игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Игра- форма приобретения знаний; Игра- средство усвоения практических навыков; Игра- средство развития внимания, памяти, мышления, воображения и фантазии; Игра- средство реализации мотивации к деятельности ; Игра- средство развития способности к преобразованию; Игра -средство развития коммуникативных способностей; Игра - средство социализации.
Классификация игр Игра- это специфическая деятельность, разнообразная по своему содержанию, степени самостоятельности детей, форме организации, игровому материалу, причем каждый ее вид оказывает определенное влияние на развитие ребенка и имеет много вариантов.
Игра - путь к познанию окружающего мира. Для ребенка игра – это возможность понять и познать окружающий мир, суть предметов и их свойства. Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Играя, у ребенка воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности. В каждой дидактической игре есть своя дидактическая задача, игровое действие, игровые правила, результат игры.
Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательных задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразней и интересней поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность ( почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Исследовательская деятельность формирует интегративные качества ребенка- любознательность и активность.
Развитие познавательной мотивации и умственной активности Мотивацией игры выступает интерес . Дидактическая игра - система воздействий, направленная на формирование у ребенка потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может стать их новым источником, совершенствование познавательных умений и навыков. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?» Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.
Развитие творческих способностей Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Тема этих игр основывается на жизненном опыте детей. Такие игры называются творческими. В них заложена основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач. Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Театрализованные развивают художественный вкус, творческие способности, память, воображение и выразительность речи. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Режиссерская игра это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителям . Она позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Активная игровая позиция дошкольника выполняет важные функции в его развитии: • Дает возможность удовлетворить свои основные потребности; • Открывает широкие горизонты для общения; • Служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении; • Помогает реализовать естественную потребность ребенка в движении; • Способствует развитию психических познавательных процессов дошкольника (воображения, мышления, внимания); • Служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности – учебе.
Игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Использование различных игр в режиме дня, на занятиях и в самостоятельной деятельности, позволит воспитателю в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, трудолюбие. Совместную игровую деятельность можно организовывать в то время, которое удобно педагогу: в утренний отрезок времени – как вариант образовательных ситуаций по познавательному и речевому развитию (ознакомлению с предметным миром и экологическому образованию), в вечерний отрезок времени – как досуг или познавательно-творческое развлечение детей и взрослых. Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Дети активно познают окружающий мир. Игра является источником умственного и речевого развития. Во время игры ребенок имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с друзьями, найти единомышленников по интересам. Игра- доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Поэтому игра сопровождает наших детей в течении всего дня.
№ п/п Компоненты игры Характеристика компонентов комплекса 1. Игровой сюжет Игровой сюжет позволяет «перенестись» в условное игровое пространство, со свойственной ему воображаемой ситуацией («как будто») 2. Игровой образ Игровой образ способствует перевоплощению, активному творческому самовыражению, восприятию игровой ситуации как собственной 3. Игровая проблемная эмоционально–образная ситуация В основу игровой проблемной эмоционально-образной ситуации закладывается мотив чувства сопереживания игровым образам 4. Творческие или дидактические задания Задания разрабатываются с целью реализации игровых действий в разных видах деятельности: речевой, музыкальной, изобразительной, учебной и др. Задания направлены на решение образовательных задач 5. Игровые действия Игровые действия связаны с проявлением активности ребёнка. Они состоят из отдельных элементов, которые выполняет ребёнок 6. Игровые правила Игровые правила обеспечивают реализацию игрового содержания, направляют поведение и деятельность детей, определяют характер и условия игровых действий 7. Игровой результат Игровой результат ориентирует ребёнка на качество создаваемого творческого продукта 8. Игровое оснащение В качестве игрового оснащения используются предметы, игрушки, схемы, модели, карточки с заданиями, картинки, иллюстрации, индивидуальные тетради для дошкольников и др. ИГРОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
• Непрерывная непосредственно образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям. • Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности. • Самостоятельная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного процесса может быть организовано следующим образом:
Предметно- пространственная развивающая среда Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, которая должна обеспечивать ребёнку познавательную активность, соответствующую его интересам и иметь развивающий характер. Предметно-развивающая среда должна организоваться так, чтобы каждый мог выбрать игру по своему выбору. Среда должна отвечать возрастным и интеллектуальным особенностям детей, меняться в зависимости от темы образовательной деятельности (недели). Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Чтобы правильно организовать самостоятельную деятельность детей, необходимо продумать и создать в группе условия для всех ее видов. В групповой комнате и на участке должны быть выделены игровые зоны. Игровой материал в этих зонах систематически обновляется и усложняется. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном месте. Это приучает детей к организованности, порядку и самостоятельности .
Воспитывая ребенка, не забывайте мудрый совет В.А. Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал”. Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Учимся играя: игры на развитие и мышления»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад «Теремок» Консультация для родителей«Учимся играя: игры на развитие и мышления»...
Родительское собрание с элементами практикума «Учимся – играя, играя – познаем»
Задачи:1.Показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка;2.Ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях;3. Изучить игры на развитие внимания, личностных качеств р...
Проект на тему: "Развиваемся играя, играя познаем"
Проект на тему: "Развиваемся играя, играя познаем"...
Проект "Учимся - играя, играя - познаем"
Проек длительностью 5 месяцев с детьми второй группы раннего возраста....
Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»
Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....
Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»
Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...
Родительское собрание во второй младшей группе на тему :"Учимся - играя, играя - учимся"
Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание. Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, пр...