Проект Г.Тукая
проект (младшая группа) на тему

Гумарова Венера Мударисовна

Проект Г.Тукая в первой младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_g.tukay_.docx52.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 5»

г. Лениногорска муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Проект

«Эш беткәч уйнарга ярый»

 

                                                                 Воспитатели: Гумарова В. М.,

                                                                                     Фаррахова Г.Х.

                                                 

г. Лениногорск

2016 г.

Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры
 

Введение:

Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.

Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия. 26 апреля 2016 года исполнилось 130 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю.

Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая».

Проект “ Эш беткәч уйнарга ярый ” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения. Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Участниками проекта являются дети дошкольного возраста (от 2 до 3 лет), родители, воспитатели.

Срок реализации – 1 месяц.

Место реализации проекта  МБДОУ №5

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая. Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая.
  2. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
  3. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи.  Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая.

Значимость проекта: « Эш беткәч уйнарга ярый» в том, что благодаря проекту расширилось взаимодействие ДОУ, появились новые направления в совместном сотрудничестве с семьей по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая.

Этапы реализации проекта 

  1. Подготовительный этап 
  • отбор наглядно и методического материала по теме проекта
  •  подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;
  • подбор материалов для творческих работ
  1.      Основной этап

       Основное содержание проекта

                             График проектных мероприятий для детей:

 

 

Мероприятия

 

Цели

 

Сроки

 

Ответственные

1.

Организовать в группе библиотеку «Все о Тукае»

Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая.

11-15. 04.16.

Гумарова В.М.

2

 «Путешествие в мир книг Г. Тукая» чтение стихов

Приобщать детей к книгам Габдуллы Тукая.

11-22. 04.16.

Воспитатели

3

Книжная выставка для детей в библиотеке «Тукай – детям»

Познакомить дошкольников с книгами Г. Тукая и о нем, побудить к чтению.

18-22. 04.16.

Фаррахова Г.Х.

4

Чтение произведений Габдуллы Тукая: «Эш беткәч уйнарга ярый» «Гали белән кәҗә»

«Бала белән күбәләк», «Шаян песи», «Кызыклы шәкерт

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.

18-22. 04.16.

Воспитатели

5

Просмотр мультфильма «Эш беткәч уйнарга ярый»

обсуждение сюжетов и поступков персонажей мультфильмов;

13.04.16.

Воспитатели

6

Коллективная лепка по произведению «Эш беткәч уйнарга ярый»

(Кояшкай)

Формировать умение отламывать комочки пластилина от большого куска, лепить- палочки, лучики для солнышка, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, и выкладывать «лучики» на бумаге

14. 04.16.

Гумарова В.М.

7

Рисование по произведению «Эш беткәч уйнарга ярый» (Сандугачка бодай ясыйбыз)

учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя, проговаривать звукоподражательные слова, пользоваться изобразительным материалом (красками), применять способ рисования пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумагу;

18.04.16.

Фаррахова Г.Х.

8

Лепка по произведению «Эш беткәч уйнарга ярый» (Алмалар)

закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями и другие ранее приобретенные навыки; продолжать учить различать зеленый, красный, желтый цвета, любоваться готовым изделием

20.04.16.

Фаррахова Г.Х.

                               График проектных мероприятий для воспитателей

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

2

Методическая копилка

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

1-2 недели

Воспитатели

4

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта

Просвещение родителей по приобщению к творчеству Габдуллы Тукая

1-2 недели

Воспитатели

5

Подбор книг Г. Тукая в библиотеки группы

Развивать у детей интерес к произведениям Габдуллы Тукая.

1-я неделя

Воспитатели

6

Акция «Читаем книги Габдуллы Тукая»

Привлечь внимание к книгам Габдуллы Тукая и к чтению.

2-я неделя

Воспитатели

7

Выставка «Все о Габдулле Тукае»

Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе над проектом.

2-я неделя

Воспитатели

 

                                     График проектных мероприятий для родителей:

Мероприятия

Цели

Сроки проведения

Ответственные

1

Конкурс поделок по произведениям Тукая

Передавать в поделках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность.

2-я неделя

Воспитатели, родители

Акция «Подари книгу Г. Тукая детскому саду»

Пополнить библиотеки в группах книгами Г. Тукая. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проекте

1-2 неделя

родители

Акция «Читаем книги Г. Тукая»

Привлечь внимание родителей к книгам Г. Тукая и к чтению.

1-2 неделя

Воспитатели, родители

Памятка «Как подружить малыша с книгами Тукая»

Поддерживать у родителей интерес к чтению книг Г. Тукая.

1 неделя

Воспитатели, родители

Выпуск семейной газеты « Г. Тукаю посвящается»

Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проекте

2 неделя

Воспитатели, родители

Театрализованное представление «Эш беткәч уйнарга ярый»

Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проекте

2 неделя

Воспитатели, родители

  1. Заключительный этап
  • Конкурс поделок по произведениям  Г.Тукая
  • Театрализованное представление «Эш беткәч уйнарга ярый»
  • Выпуск семейной газеты « Г. Тукаю посвящается»

 

Ожидаемые результаты проекта:

Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями Габдуллы Тукая.

Понимание родителями важности семейного чтения.

                                    Список использованной литературы

 1. Багаутдинова Д. Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.

2. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.

3. Тукай Г. Ребенку. Стихи, поэмы, басни. Казань,1982.

 4. Исанбаев С. Г. Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.

5. Тукай Г. Кончил дело - гуляй смело. Казань,1986.

                                                         

\

Приложение

                     Коллективная лепка по произведению «Эш беткәч уйнарга ярый»

Тема: Кояшкай

Задачи:

  • Развивать интерес у детей к лепке;
  • Формировать умение отламывать комочки пластилина от большого куска, лепить- палочки, лучики для солнышка, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, и выкладывать «лучики» на бумаге;
  • Формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе;
  • Продолжать знакомить с названиями предметов ближайшего окружения;
  • Формировать умение слушать и понимать содержание коротких стихотворений;
  • Формировать умение отвечать на вопросы, повторять не сложные фразы.

Материал: иллюстрации с произведению Г. Тукая «Эш беткәч уйнарга ярый», картинка с изображением солнца; пластилин, доски для лепки, лист бумаги с изображением солнца.

Ход занятия.

Беседа о весне. Педагог напоминает детям, что наступила весна, все чаще светит и пригревает солнышко. Затем педагог ставит на мольберт иллюстрации и рассматривает их вместе с детьми.

Педагог. Какие изменения происходят с наступлением весны?

Солнышко, солнышко

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Детки- малолетки.

Физкультминутка. Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения.

Смотрит солнышко в окошко, (Фонарики)

Светит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши, (хлопки в ладоши)

Очень рады солнышку.

А. Барто

Педагог. Давайте сделаем много лучиков солнышку, что бы оно лучше грело.

Педагог показывает образец, вместе рассматривают его.

Педагог. Вот какое солнышко лучистое! У солнышка есть головка и лучики. Посмотрите, какие личики у солнышка получились из пластилина. На что по форме похожи лучики?(ответы детей). Какого цвета лучики?(ответы детей). А еще они могут быть и красные. Сколько лучиков?(ответы детей). Как расположены лучики?(ответы детей). Лучики у солнышка расположены по кругу. Вот какие лучик мы будем лепить.

Педагог. Покажите, как  будете раскатывать кусочек пластилина, чтобы получился лучик. Делайте много лучиков и складывайте их на доску.

Дети начинают выполнять действия, педагог напоминает, дает указания, как раскатывать из пластилина «лучик», складывать их на доску, оказывает помощь, хвалит, поощряет детей, по необходимости использует прием пассивных действий.

Когда все дети закончили работу, педагог хвалит малышей, вместе с детьми рассматривает получившиеся лучики.

Педагог. Найдите длинные (короткие) лучики. А мы сейчас подарим лучики солнышку.

Педагог берет лист с изображением солнышка и помогает детям расположить «лучи» по кругу.

                              Рисование по произведению «Эш беткәч уйнарга ярый» 

Тема: Сандугачка бодай ясыйбыз

Цели: познакомить с содержанием татарской  народной сказкой, со свойствами красок; учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя, проговаривать звукоподражательные слова, пользоваться изобразительным материалом (красками), применять способ рисования пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумагу; вызывать интерес к произведению, рисованию.

 

Материалы и оборудование: игрушка соловей; сюжетная картинка по теме или иллюстрация; краски в коробке; мольберт, листы белой бумаги, салфетки, зерно (пшено или др.); краски желтого цвета, баночки с водой.

Содержание организованной деятельности детей

 Организационный момент.

Воспитатель. Отгадайте, кто пришел к нам на занятие? 

Птичка, внешне неприметна,
         Запоёт среди ветвей
         Так, что ахнем мы: «Ведь это
          Голосистый (соловей (Показывает игрушку.)

Основная часть.

Воспитатель показывает головку, туловище, крылья, хвост, лапки  затем предлагает детям рассмотреть иллюстрацию к произведению Г.Тукая и ответить на вопросы: что нарисовано на картинке? Как соловей         поет?

Физминутка

Соловей  летит, крылышками машет,

Прогнулся над водой, качают головой.

      Рисование зернышек для соловья.

Воспитатель. Чем кормят птиц? Конечно, зерном. Где же нам его взять? Может, нарисуем? Ну что ж, тогда примемся за работу.

Посмотрите, у меня есть чудесные помощники. Они лежат в коробочке и ждут, когда я их открою. (Показывает коробку с красками.) Здесь есть и синяя, и красная, и зеленая краски. С такими помощниками мы сможем нарисовать все, что пожелаем. Какую краску нужно нам взять, чтобы нарисовать зернышки? У меня есть немного пшена. Оно желтого цвета. Есть ли у нас в коробочке такая краска? Покажите. (Дети выполняют задание; если затрудняются в выборе, можно предложить только два цвета, например желтый и красный.)

Воспитатель. У меня есть белый лист бумаги. Сейчас я рассыплю на нем зерно. Посмотрите, я окунаю пальчик в краску желтого цвета и делаю на бумаге отпечатки. Они получаются такими же круглыми, как и пшено. Вот одно зернышко, вот другое. (Показывает приемы рисования и приговаривает.) Соловья я накормлю, дам я зернышек ему. Посмотрите, сколько зерна я рассыпала для петушка. А вы хотите покормить его?

Дети начинают рисовать, воспитатель помогает делать аккуратные отпечатки. - Для чего на столах лежат салфетки? (Помогает вытереть пальчики.)

4. Рефлексия.                                                                                                      

Воспитатель раскладывает рисунки детей на столе перед игрушечным соловьем. Воспитатель. Много зернышек мы насыпали соловью? Как соловей поблагодарит нас?

                       

                                  Лепка по произведению «Эш беткәч уйнарга ярый»

Тема: Алмалар

Цели: закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями и другие ранее приобретенные навыки; продолжать учить различать зеленый, красный, желтый цвета, любоваться готовым изделием.

Материалы и оборудование: сюжетная картинка, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (яблоки разного цвета), муляжи яблок, пластилин, салфетка, дощечка.

Содержание организованной деятельности детей

1.        Организационный момент.

Воспитатель. Посмотрите на картинку  (Ответы детей.) Послушайте стихотворение про девочку, которая тоже помогает маме и папе.

2.        Основная часть. Чтение стихотворения.

Воспитатель читает стихотворение «Помощница» Н. Сынгаевского.

Рано-рано встану я,        Солнце улыбается

В сад гулять пойду.        Каждому кусту,

Яблоки румяные        Маминой помощницей

Соберу в саду.        Я в семье расту.

Воспитатель показывает детям сюжетную картинку по теме и просит рассказать, что на ней изображено, по вопросам:

  • Куда пошла гулять девочка?
  • На картинке идет дождь или светит солнце?
  • Что растет в саду?
  • Что стала делать девочка?
  • Кому помогает девочка?

Затем педагог читает стихотворение повторно, дети договаривают фразы.

Физкультминутка «Собираем яблоки»

Дети то тянут руки вверх, будто срывая яблоки, то наклоняются, будто собирая их с земли. При выполнении данных упражнений можно использовать небольшие мячи.

3.        Лепка яблок.

Воспитатель. Яблоки девочка собирает не зря. Они очень полезны. В яблоках есть витамины, поэтому тот, кто их ест, меньше болеет. Давайте соберем урожай вкусных и очень полезных яблок. Вылепим яблоки из пластилина. Какого цвета пластилин нам нужен? Посмотрите, яблоки бывают разных цветов. (Прикрепляет к фланелеграфу фигурки яблок разного цвета (желтого, красного, зеленого) и просит детей назвать их цвет.) Какие яблоки нравятся вам? (Ответы детей.) Как мы будем лепить яблочки? Для этого нужно узнать, какую они имеют форму. (Предлагает детям обвести пальчиком контур яблока.) Какой формы яблоко? (Ответы

детей.) Яблоко круглое. Как мы лепим круглые предметы? (Показывает приемы скатывания из пластилина шариков. Дети выполняют вслед за воспитателем круговые движения ладонями.) Вот мое яблочко готово. А вы хотите слепить такие полезные яблочки?

Воспитатель предлагает выбрать пластилин по цвету и в процессе лепки контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.

4. Рефлексия.

Работы детей раскладываются на дощечке.

Воспитатель. Вот какой большой урожай яблок мы собрали! Дима, какого цвета у тебя яблоко? А у тебя, Галя? (Ответы детей.) Почему нужно есть яблочки? (Ответы детей.)


Как подружить малыша  с книгой Габдуллы Тукая

Памятка

(советы родителя)

  • Чтение вслух – это загадка. Поэтому, чтобы ребенок прочно подружился

с книгой Г. Тукая, нужно как можно больше и дольше читать ему вслух.

  • Если систематически читать ребенку вслух, со временем он начнет усваивать структуру произведения: начало, развитие сюжета, конец. Таким образом, у него развивается логическое мышление. К тому же вы формируете в малыше еще одну важную черту – умение слушать. Это умение пригодится и в школе, и в дальнейшей взрослой жизни.

  • Выбирая книгу Г. Тукая для своего малыша, сначала обращайте внимание

на то, как она иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше,чем слушать.

  • А что делать, если ребенку вообще не нравятся книги и он не хочет

сидеть      и слушать? Есть три подхода к решению этой проблемы:

  •    Пробуждайте интерес ребенка к картинкам в книге, если ребенок достаточно ими заинтересуется, он, естественно, начнет и слушать.
  •    Выберите книгу, которая может его заинтересовать, сядьте в сторонке и громко читайте себе. Сесть надо в таком месте, чтобы ребенок мог легко к вам присоединиться.
  • Делайте в чтении паузу; рекомендуем прежде, чем перевернуть страницу, проделать следующее:

         - спросить ребенка, что будет дальше;

         - попросить его догадаться о значении незнакомых слов.

                                       «Воспитываем, советуясь с книгой»

Рекомендуем книги Габдуллы Тукая для детей:

  • ТУКАЙ Г.  Сказка про Козу и Барана. - Казань: Мәгариф, 2005. – 47с.: ил.
  • ТУКАЙ Г   Әкиятләр. -  Казан: Татарстан китап нәшрияте, 2006. – 62 б.: рәс. б-н.
  • ТУКАЙ Г.  Эш беткәч уйнарга ярый: Шигырьләр/ - Казан: Мәгариф, 2002. – 47 б.:

       рәс. б-н.

  • ТУКАЙ Г.  Сагыныр вакытлар: Балалар өчен шигырьләр, шигъри әкиятләр, автобиографик повесть = Незабываемое время: стихотворения для детей, сказки в стихах, автобиографическая повесть / Г. Тукай. – Казан: Мәгариф, 2006. – 207 б.:

      рәс. б-н.

  • ТУКАЙ Г. Мәсәлләр. – Казан: Мәгариф, 2002. – 47 б.: рәс. б-н.
  • ТУКАЙ Г. Водяная: Сказка /в стихах: Для дошк. и мл. шк. возраста/ Г. Тукай; – Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. – 12с.: цв. ил.
  • ТУКАЙ Г. Вступающим в жизнь: Стихи и сказки / Г.ТУКАЙ; Пер. с тат.; Послесл. А.Файзи; Примеч. С.Липкина; Рис. И.Купряшина. - 2-е изд. – М.: Дет. лит., 1966. – 142с.: ил.; 1л. портр.
  • ТУКАЙ Г. Кончил дело – гуляй смело: /Стихи: для мл. шк. возраста/ Г.ТУКАЙ. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1986. – 21с.: цв.ил.
  • ТУКАЙ Г. Мальчик с дудочкой: Стихи /Для мл. шк. возраста/ Г.Тукай. – М.: Малыш, 1986. - 24 с.: цв.ил.
  • ТУКАЙ Г. Шурале: Поэма – сказка /Для мл. шк. возраста/ Г.Тукай. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1989. -  29 с.: цв.ил.
  • ТУКАЙ Г. Шурале: Сказка / Г.Тукай. – М.: Сов. Россия, 1986. – 53 с.: ил.

Познакомиться с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая вы можете на сайтах:

     «kitapxane» http:// kitapxane. Noka.ru/authors/tugay/

Театрализованное представление «Эш беткәч уйнарга ярый»

Автор сүзләре: Бик матур бер җәйге көн: өстәл янында бер Сабый
Ян тәрәзә каршысында иртәнге дәресен карый.

Чын күңел белән укый ул, кат-кат әйтеп һәр сүзен;
Бик озак шунда утырды, бер дә алмастан күзен.

Шул чагында бу Сабыйны чакыра тышка Кояш:
Кояш:«И Сабый, ди, әйдә тышка, ташла дәрсең, күңлең ач!

Җитте бит, бик күп тырыштың, торма бер җирдә һаман;
Чыкчы тышка, нинди якты, нинди шәп уйнар заман!»

Автор сүзләре:Бу Кояшның сүзенә каршы җавабында Бала:
Бала:«Тукта, сабыр ит, уйнамыйм, ди, уйнасам, дәресем кала.

Көн озын ич, ул уенның мин һаман вакытын табам,
Чыкмамын тышка уенга, булмыйча дәресем тәмам».

Автор сүзләре:Ул, шулай дип, кимчелек бирми укырга дәртенә,
Бик каты ихлас белән чынлап ябышты дәрсенә.

Өй түрендә шул заман сайрый ботакта Сандугач,
Ул да шул бер сүзне сайрый:

Сандугач:«Әйдә тышка, күңлең ач!

Җитте бит, бик күп тырыштың, торма бер җирдә һаман,
Чыкчы тышка, нинди әйбәт, нинди шәп уйнар заман!»

Автор сүзләре:Сандугачка каршыга биргән җавабында Бала:
Бала:«Юк, сөекле Сандугачым, уйнасам, дәрсем кала.

Туктале, бетсен дәресем, әйтмәсәң дә уйнарым,
Син дә сайрарсың матурлап, мин авазың тыңларым!»

Автор сүзләре:Ул, шулай дип, һич зарар бирми укырга дәртенә,
Бик каты ихлас белән чынлап кереште дәрсенә.

Шул вакытта өй түрендә бакчада бер Алмагач
Чакыра тышка Сабыйны:

Алмагач:«Әйдә тышка, күңлең ач!

Бик күңелсездер сиңа эштә утырмак һәрвакыт,
Әйдә, чык син бакчага, җитте хәзер уйнар вакыт!»

Автор сүзләре:Алмагачның сүзенә каршы җавабында Бала:
Бала:«Юк, сөекле Алмагачым, уйнасам, дәрсем кала.

Тукта, сабрит аз гына, и кадерле Алмагач,
Һич уенда юк кызык, дәрсем хәзерләп куймагач».

Автор сүзләре:Күп тә үтми, бу Бала куйды тәмамлап дәрсене,
Куйды бер читкә җыеп дәфтәр, китапны — барсыны.

Чыкты йөгреп бакчага:

Бала:«Йә, кем чакырды, мине?
Әйдә, кем уйный? Тәмам иттем хәзер мин дәрсемне!»

Автор сүзләре:Шунда аңар бик матурлап елмаеп көлде Кояш,
Шунда аңар кып-кызыл, зур алма бирде Алмагач;

Шунда аңар шатланып сайрап җибәрде Сандугач,
Шунда аңар баш иделәр бакчада һәрбер агач.