План работы с родителями 2-я младшая группа 2016-2017уч.год
материал (младшая группа) на тему
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокий ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.
В соответствии с Законом «Об образовании» и «Типовым положением о ДОУ», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.
Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства, как в семье, так и ДОУ.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокий ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Всю работу с родителями в детском саду можно свести к следующему:
- Изучение потребности родителей в образовательных услугах,
- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Основная цель и задачи
Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.
Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога, который поможет родителям теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи и ДОУ.
Моя работа с семьями дошкольников организуется на основе следующих принципов:
- параллельности воздействия детского сада и семьи на детей,
- взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей,
- организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.
Цель работы: раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников
- Установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
- Разработать интерактивные формы работы с родителями,
- Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
Этапы работы по этой теме:
- Изучение литературы по данному вопросу,
- Знакомство с современными подходами и формами взаимодействия семьи и ДОУ,
- Разработка новых интерактивных форм работы с родителями.
- Анкетирование родителей.
- Анализ результатов работы.
Особенности взаимодействия между педагогом и семьей
Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и учреждения. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей.
Первый этап взаимодействия педагога с родителями — «перестановка акцентов», а внутренняя — установление доверительных отношений с родителями.
Второй и третий этапы установления доверительно-деловых контактов с родителями показывают, насколько условным является выделение интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон общения. Вступление в контакт, установление взаимоотношений, налаживание взаимодействия невозможно без обмена информацией, т.е. интерактивная сторона тесно переплетается с коммуникативной.
На втором этапе установления доверительно-деловых контактов педагог может передать родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить. Помимо внешней цели — знакомства родителей с особенностями ребенка, проявляющимися в отличающейся от семьи социальной среде, — существует внутренняя цель: сформировать у родителей установку на сотрудничество.
На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка. В этом случае у них возникнет потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлении не только положительных, но и отрицательных сторон индивидуальности ребенка. Внешней целью этого этапа является предоставление возможности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, внутренней — вызвать потребность в исследовании ребенка.
Четвертый этап установления доверительно-деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие. При этом внешняя и внутренняя цели совпадают и состоят в изучении и формировании личности ребенка на основе пересмотра существующих стереотипов воспитания и достижения в нем единства всех воспитывающих взрослых.
Формы общения педагога с родителями в детском саду
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Педагогический совет с участием родителей
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Ход педсовета
Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.
Анкетирование родителей.
Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
Подведение итогов анкетирования.
Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.
Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.
В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность — 1, 5 часа.
По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.
Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
Собрания с членами родительского комитета.
Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
Месяц: Сентябрь
Форма работы | Тема | Цель | Период |
1.Консультация | «Что воспитывает детский сад» | Повышение знаний родителей о том с какими навыками социального поведения детский сад помогает справиться ребёнку | |
2.Информация в уголок для родителей | «Соблюдаем режим дня» | Для чего он нужен. Как правильно приучить ребёнка к распорядку дня. | |
3.Анкета для родителей | «Стили воспитания» | Узнать больше о семьях воспитанников и о самих детях, какие формы воздействий на ребёнка используют в семье | |
4. Родительское собрание | Организационное собрание. План работы на новый учебный год. Возрастные особенности детей 3 -4 лет. | Познакомить родителей с планом взаимодействия семьи и детского сада на новый учебный год. Сформировать у родителей знания о том, в чём и как взаимодействуют ДО и семья, какую это играет роль для развития ребёнка Познакомить родителей с возрастными особенностями детей. | |
5.Папка-передвижка | «Что должен знать и уметь ребёнок в 3 года» | Обратить внимание родителей на сформированные знания и умения детей в 3 года. Повышение педагогических знаний родителей о возрастных особенностях детей | |
6. Консультация | «Прививка от гриппа, за и против » | Повышение педагогических знаний родителей. |
Месяц: Октябрь
Форма работы | Тема | Цель | Период |
Информация в родительский уголок | «Игры в дошкольном возрасте» | Повышать знания родителей о том, в какие игры нужно играть с детьми для лучшего развития ребёнка | |
Анкетирование | «О здоровье всерьёз» | Выяснить отношение родителей к закаливанию | |
Информация в родительский уголок | «Игры для здоровья вашего ребёнка» | Повышение уровня знаний родителей о мерах предупреждения заболеваемости. | |
Информация в родительский уголок | «Профилактика гриппа и ОРВИ» | ||
Папка-передвижка | «Что изменилось осенью» «Сад. Огород» «Чистота залог здоровья» | Предложить родителям понаблюдать на прогулке с детьми за приметами осень и изменениях в природе. Обратить внимание родителей, как полезны фрукты и овощи для укрепления иммунитета ребёнка. Повышение педагогических знаний родителей о правилах личной гигиены. | |
Консультация | «Детская застенчивость» | Рекомендации по застенчивости у детей. Решение проблем совместного воспитания ребёнка. | |
Осенний утренник Выставка осенних поделок | «В гостях у мишки и грибочка» «Осенние краски» | Получить эмоции от праздника. Воспитывать сплочение, коммуникабельность. Приобщать родителей к совместному труду с детьми. |
Месяц: Ноябрь
Форма работы | Тема | Цель | Период |
Информация в родительский уголок | «Кризис трёх лет» | Повышение педагогических знаний родителей по вопросам возрастных особенностей ребёнка | |
Анкетирование | «Здоровый образ жизни» | Активизировать взаимодействие детского сада и родителей. Узнать больше о семьях воспитанников, и какого образа жизни придерживаются в семье | |
Индивидуальная беседа | «О здоровье в серьез» | Повышение родительской компетентности в вопросе физического воспитания ребёнка дома. Предложить рекомендации по определённым трудностям у ребёнка. | |
Информация в родительский уголок | «Советы по физическому воспитанию» | Повышение педагогических знаний родителей по вопросам физического воспитания | |
Консультация | «Физическое воспитание дошкольника» | Повышение педагогических знаний родителей по вопросам физического воспитания | |
Анкетирование | «Физическое воспитание ребёнка» | Узнать больше о физическом воспитание в семье, какую роль родители отводят физическому развития ребёнка» | |
Родительское собрание | «Физическое воспитание дошкольника» | Раскрыть аспекты организации режима дня дошкольника. | |
Совместный досуг | «Спортивная семья» | Получить эмоции от праздника. Воспитывать сплочение, коммуникабельность. |
Месяц: Декабрь
Форма работы | Тема | Цель | Период |
Папка передвижка | «Готовимся к Новому году!» | Формировать у родителей желание участвовать в подготовке к празднику. Активизировать взаимодействие д/c и родителей. | |
Информация в родительский уголок | «Как научить ребёнка кататься на коньках?» | Повышение педагогических знаний родителей по вопросам возрастных особенностей ребёнка | |
Утренник | «Новый год» | Получить эмоции от праздника. Воспитывать сплочение, коммуникабельность. | |
Выставка | «Зима в фантазиях детей и взрослых» | Приобщать родителей к совместному труду с детьми. | |
Информация в родительский уголок | «Игры с детьми дома» Игры на развитие мелкой моторики | Педагогическое просвещение родителей в развитии игровой деятельности детей Развитие мелкой моторики детей дома. Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи детей | |
Информация в родительский уголок | «Детей учит то, что их окружает» | Привлечение внимания родителей к вопросам окружения детей. Влияние окружающих предметов на эмоциональное состояние детей. | |
Папка - передвижка | «Мультфильмы- полезно или вредно?!» | Обратить внимание родителей на то, какие мультики можно смотреть детям, а какие нельзя, как правильно организовать просмотр мультфильмов дома |
Месяц: Январь
Форма работы | Тема | Цель | Период |
Трудовой десант | Строительство снежных построек на участке. Изготовление кормушек для птиц | Способствовать родителей друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. | |
Совместный досуг | «Путешествие в страну сказок» (нетрадиционное рисование детей и взрослых) | Получить эмоции от досуга. Воспитывать сплочение. | |
Выставка рисунков | «Зима в фантазиях детей и взрослых» | Привлечь родителей к совместным работам с детьми | |
Информация в родительский уголок | «Дети и холод» | Как не допустить обморожения в холодное время года. | |
«Домашняя аптечка» | Повышение родительской компетентности по профилактике простудных заболеваний | ||
Консультация | «Роль книги в развитие ребёнка» | Повышать педагогические знания родителей. | |
Информационный буклет | «Нетрадиционные техники рисования» | Продолжать знакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования. Обратить внимание на то что нетрадиционное рисование развивает мелкую моторику, фантазию и мышление ребёнка. | |
Консультация | «Учим ребёнка рисовать» | Повышение педагогических знаний родителей по вопросам формирования навыков художественно-эстетического развития (рисование). | |
Консультация | «Психология детского рисунка» | Повышение педагогических знаний родителей о том, что может рассказать детский рисунок и как он может помочь в выявлении, каких либо проблем в психологическом развитие ребёнка. |
Месяц: Февраль
Форма работы | Тема | Цель | Период |
Родительское собрание | «Воспитание самостоятельности у детей» | Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе. | |
Консультация | «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье» | Повышение педагогической грамотности родителей в решении вопросов конфликтов между детьми | |
Стен-газета | «Поздравления от мам» | Привлечь мам к оформлению выставки-поздравления к Дню защитника Отечества. | |
Информация в уголок для родителей | «Если ребёнок боится врачей» | Повышение педагогической грамотности детей | |
Папка передвижка | «Игры для глаз «Просто Класс» | Повышать педагогическую грамотность родителей по вопросам основ здорового образа жизни. | |
Стен-газета | «Поздравления от пап» (Выставка совместных работ пап и детей (Поздравительная открытка)) | Привлечь пап и детей к оформлению выставки поздравления к 8 Марта. | |
Выставка детских работ | «Букет для мамы» | Привлечь пап к участию в выставке совместных с детьми творческих работ | |
Консультация | «Здоровое питание» | Обратить внимание родителей на правильное питание ребёнка. |
Месяц: Март
Форма работы | Тема | Цель | Период |
Папка передвижка | «Поведение с животными» | Помочь родителям объяснить детям как нужно вести себя с животными | |
Анкетирование | «Экологическое воспитание» | Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе | |
Пополнение центра экологического развития ребёнка | «Юные экологи» | Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе. | |
Папка передвижка | «Экологическое воспитание» | Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах экологического воспитания дошкольников. | |
Папка передвижка | «Детское конструирование» | Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. | |
Консультация | «Воспитание добротой» | Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах воспитания детей | |
Мини – консультация (информационные буклеты) | «Экологическое воспитание» | Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах экологического воспитания детей. | |
Утренник | «Ах, какая мама!» | Получить эмоции от праздника. Воспитывать сплочение, коммуникабельность. | |
Папка передвижка | «Занятные опыты дома» | Получить эмоции от праздника. Воспитывать сплочение, коммуникабельность. |
Месяц: Апрель
Форма работы | Тема | Цель | Период |
Консультация | «Бабушки и дедушки» | Повышение педагогической грамотности родителей | |
Информация | «Весёлый старты» | Помочь родителям организовать досуг с детьми весной, дома и на улице | |
Рекомендация | «О правильном питании и пользе витаминов» | Информировать родителей о витаминных комплексах для детей для профилактики авитаминоза в весенний период | |
Консультация | «Здоровье весной» | Повышение родительской компетентности по профилактике простудных заболеваний Развивать желание у родителей участвовать в групповых делах и развлечениях. | |
Папка передвижка | «Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры дома» | Консультация об использовании физкультуры и закаливания дома. | |
Рекомендация | «Весёлый огород» | Повышать педагогическую грамотность родителей в том, как выращивание растений способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей | |
Огород на подоконнике | «Витаминки для малютки» | Развивать желание у родителей участвовать в групповых делах |
Месяц: Май
Форма работы | Тема | Цель | Период |
Консультация | «Что знает и умеет ребёнок в 4 года» | Повышение педагогических знаний родителей о возрастных особенностях детей | |
Консультация | «Игры для здоровья ваших детей» | Повышение уровня знаний родителей о мерах предупреждения заболеваемости. | |
Памятка | «Правила дорожного движения» | Привлечь родителей к воспитанию детей, научить выполнять простейшие ПДД. | |
Папка передвижка | «Игры с водой и песком для малышей» | Дать знания о том , что в процессе игровой деятельности происходит развитие ребёнка, значимость игр с водой и песком. | |
Консультация | «Как провести отпуск вместе с ребёнком» | Повышать педагогическую грамотность в организации совместного досуга родителей с детьми. | |
Памятка | «Берегись клещей» | Проинформировать родителей о мерах защиты от клещей весной и летом | |
Родительское собрание | «Наши успехи» | Познакомить родителей с достигнутыми успехами малышей | |
Трудовой десант | «Цветущий детский сад» «Сказка на участке» | Способствовать родителей друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.
Смысл работы с родителями с помощью интерактивных методов не только в установлении контактов с родителями, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Анализ результативности моего опыта показал следующее:
- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,
- родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями,
- возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.
Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе ДОУ
Перспективный план работы с родителями на 2011/12 учебный год, разработанный педагогами второй младшей группы МБДОУ детского сада №47 "Теремок" комбинированного вида города Киселевска.Цель данного пла...

План работы с родителями в первой младшей группе ДОУ
Теоретики и практики дошкольного воспитания выявили специфику работы с родителями и её задачи. И обратили внимание педагогов на организующую роль детского сада по отношению к семье. Они от...

перспективный план работы с родителями в первой младшей группе
Работа с родителями, выяснение социального благополучия семьи, помощь в работе с ребенком...

План работы с родителями в 1 младшей группе.
Установление доверительных взаимоотношений между родителями и воспитателем , повышение уровня заинтересованности родителей в результатах развития детей....

План работы с родителями во 2 младшей группе.
Вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый с детьми 2 младшей группы....

План работы с родителями в первой младшей группе на учебный год
Консультации для родителей, родительские собрания, мероприятия в течении года...

примерный план работы с родителями во второй младшей группе
МЕСЯЦ№НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯФОРМА ПРОВЕДЕНИЯЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯОТВЕТСТВЕННЫЕОтметка о проведении СЕНТЯБРЬ1 «Что должен знать ребёнок 6-7 лет»Организационное родительское собрание...