Тренинг
материал на тему
Предварительный просмотр:
Тренинг
«Способы саморегуляции эмоционального состояния»
Цель: развитие способностей саморегуляции, освоение способов саморегуляции.
Задачи:
- Обучить различным способам саморегуляции
- Развивать навыки формирования произвольного контроля.
Контингент – от 18 до 50 лет.
Длительность – 45 минут.
Количество участников – до 12 человек.
Условия проведения – просторное помещение.
Ход занятия
Организационная часть.
Добрый день!
Перед занятием всем участникам тренинга предлагается нарисовать свое настроение. Предложить карандаши, мелки, фломастеры и бумагу (2 мин).
Вступление (10 мин)
Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслаблять по собственной воле, по своему желанию. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и нормализует душевное равновесие, дает необходимый короткий отдых мозгу. Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них, назовите какие именно?
(Участники перечисляют: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка, смех, размышление о приятном, различные движения потягивания, расслабления мышц, вдыхание свежего воздуха и т.д.).
Что помогает вам поднять настроение, переключиться?
- К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. В таких случаях можно использовать специальные способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, и для их освоения требуется минимальное количество времени. Прежде чем начать обучение, предлагаю вам встать в круг и представиться.
- Упражнение “Меня зовут…” (2-3 мин)
Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится, и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.
- Игра “Приветствие” (2 мин)
Каждый участник тренинга приветствует своего соседа, называя его по имени.
Основная часть
Проблемная ситуация: « Вспомни что-нибудь неприятное»
Участникам предлагается закрыть глаза и вспомнить какое-либо неприятное событие, происшедшее с ним совсем недавно ( в течение 1 минуты) со всеми подробностями и не открывая глаза, застыть в том положении, в котором участники находились в процессе воспоминания с помощью «внутреннего взгляда посмотреть» на то в каком состоянии находятся мышцы тела.(начинаем с лицевых мышц и заканчивая ногами) запомнить данное состояние.
Обсуждение ощущений:
- какие ощущения возникли в процессе воспоминания?
- какие ощущения были в мышцах?
- где больше всего чувствовалось напряжение?
- приятным было такое состояние?
Беседа:
- Какой вред наносит постоянное напряжение?
- Меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры темы речи, суетливость, изменяется дыхание, пульс, цвет лица, могут появится слезы.
Первым шагом к успеху является психологическая установка на успех. «Хранить в своей памяти негативные представления равнозначно медленному самоубийству» - пишет Х. Линдеман, изестный специалист по аутогенной тренировке.
Итог
Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции – расслабление.
В гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица, возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит запустить вопросы «самоконтроля», «не сжаты ли зубы», «как выглядит мое лицо» и мимические мышцы начинают расслабляться; Хорошо помогают упражнения на дыхание: « самомассаж», « пропевание звуков».
Упражнение “Вспомни неприятную ситуацию и расслабься” (3-4 мин)
Участники вновь погружаются в воспоминания той же ситуации, но при этом стараются контролировать мышечное напряжение и в случае возникновения напряжения – расслабиться.
После данного упражнения каждый участник рассказывает:
· насколько удалось расслабиться;
· какие ощущения возникли после расслабления;
· какое настроение сейчас;
· осталось ли напряжение или дискомфорт в теле.
Телесно ориентированное упражнение «Погода»(3мин)
Задачи: выработать положительное качество для расслабления.
Инструкция:
- Участники разбиваются по парам.
Одни отворачиваются к партнеру спиной, первый – «бумага», второй «художник». Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер;
- затем усиливающий ветер
- затем дождь
- сильный ливень, переходящий в град
- снова ветер, переходящий в теплое солнышко, согревающее всю землю
- в конце ласковое теплое солнышко, согревающее всю землю.
По окончании упражнения, участники меняются местами.
Рефлексия.
- что вы чувствуете?
Итог. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которое появились в процессе игры.
Игра “Снежки” (2 мин)
Участникам предлагается бумагу, они комкают ее и делают “снежки”. Играющие разделяются на две команды, становятся друг против друга и начинают бросать “снежки” друг в друга. Побеждает та команда, у которой на момент остановки игры окажется меньше всего “снежков” на их территории.
Упражнение: пропевание звуков
Задачи: научить себя расслабиться с помощью правильного дыхания.
Инструкция:
1.сядем по удобнее, спина расслаблена, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем глубоких медленных вдохов и при выдохе поем звук: а, о, у, х.
Древневосточная медицина гласит, что пропевание звуков гармонирует внутренние органы. Звук А – хорошо снимает нервные стрессы, Звук О – оживляет деятельность поджелудочной железы. Звук У – гармонирует выделительную систему. Звук Х – стимулирует выброс негативной энергии.
Рефлексия.
-Каковы ощущения? Что Вы чувствуете?
Релаксация.
Звучит спокойная музыка. Представили солнечный летний день.
Инструкция.
Сядем поудобнее. Спина расслаблена, можно закрыть глаза.
Текст для релаксации
Я отдыхаю
Я расслаблен
Все тело отдыхает
Не чувствую никакой усталости
Я отдыхаю
Дышу свободно и легко
Дышу ровно и спокойно
Сердце успокаивается
Оно бьется ровно и ритмично
Расслаблены ручки руки
Плечи расслаблены и опущены
Чувствую тяжесть рук
Приятное тепло чувствую в руках
Расслаблены чувства ноги
Они неподвижные и тяжелые
Приятное тепло чувствую в ногах
Все тело расслаблено
Расслаблены мышцы спины
Расслаблены мышцы живота
Расслаблены мышцы лица
Лоб разглажен
Веки опущены и мягко сомкнуты
Все лицо спокойное и расслабленное
Я отдохнул
Чувствую себя свежим
Дышу глубже и чаще
Чувствую бодрость и свежесть во всем теле
Потягиваюсь
Открываю глаза
Тело напряжено как пружина
Хочется встать и действовать
Я полон сил и бодрости.
Рефлексия:
- что вы чувствуете?
- что понравилось?
- что изменилось в эмоциональном состоянии?
-какие ощущения в теле?
- какое настроение?
Рефлексия (5-7 мин)
Каждый участник высказывает свое мнение о проведенном занятии, что понравилось, что нет; что изменилось в эмоциональном состоянии; какие ощущения в теле; какое настроение в данную минуту.
Литература:
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии, и психологические общения, М., 1987
- Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости- М., 2002
- Картушина Е.П., Романенко Т.В.-Волгоград, 2009
- 4. Нуриманова Ф.К., Сурганова Д.К. Психологическая компитентность педагога в условиях внедрения ФГОС нового поколения. ИРО РБ, Уфа, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»
Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...
Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".
Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1. Притча2. Понятие «тренинг»3. Какими бывают тренинги...
Тренинг по тимбилдингу (тренинг командообразования)
Тренинг командообразования...
Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов
ЦЕЛЬ: Повышение коммуникативной компетентности педагогов....
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...