Конструктор рабочей программы музыкального руководителя
рабочая программа на тему
Методическая разработка конструктора рабочей программы музыкального руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktor_rabochaya_programma_dlya_muzykantov_rmo_ispravleno.docx | 75.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Федеральный закона “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч. 1, п. 1: «Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой…»
Рабочая программа для педагога есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же - основание для оценки качества образовательного процесса.
Рабочие программы педагогов являются частью Основной образовательной программы ДОУ.
Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ, определяющий содержание дошкольного образования в конкретной возрастной группе, представляющий собой комплекс средств воспитания, образования, оздоровления, развития детей , реализуемый на основе имеющихся ресурсов ДОУ в соответствии с социальным заказом семьи и социума.
Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС ДО.
Рабочая программа педагога может стать инструментом совершенствования качества образования, если учитывает потребности социальных заказчиков на образовательные услуги, способствует достижению социально-значимых результатов образования воспитанников, стимулирует профессиональное развитие самого педагога.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № …………вида
………………. Района Санкт- Петербурга
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Заведующий ГБДОУ №…..
Протокол №…. От ……….20… __________........................
Приказ №….. от…………..
Рабочая программа
Образовательная область « Художественно- эстетическое развитие»,
раздел « Музыкальная деятельность»
для детей 1 младшей группы , 2 младшей группы ,
средней группы, старшей группы, подготовительной группы
или для детей от 2 до 7 лет
на ……… учебный год
Авторы разработчики:
музыкальный руководитель
…………..
Санкт - Петербург
……….
Содержание
| |||
1.1. | Пояснительная записка | Стр. | |
1.2 | Цели и задачи реализации программы | ||
1.3 | Принципы и подходы к формированию программы | ||
1.4 | Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей музыкального развития детей | ||
1.5 | Прогнозируемые результаты реализации программы. Целевые ориентиры | ||
1.6 | Педагогический мониторинг индивидуального развития детей по направлению «Музыка» | ||
| |||
2.1. 2.1.1. | Педагогические ориентиры по образовательным областям Интеграция образовательной области«Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» с другими образовательными областями | ||
2.1.2. | Особенности организации образовательной деятельности по образовательной области«Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» | ||
2.2 | Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников | ||
2.2.1. | Содержание работы по музыкальному воспитанию в разных возрастных группах | ||
2.2.2 | Комплексно – тематическое планирование музыкальной деятельности | ||
2.3. | Содержание коррекционной работы (если есть группы ОВЗ) | ||
Цель и задачи коррекционной работы | |||
2.3.1 | Особенности организации образовательной деятельности по образовательной области«Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей с ОВЗ | ||
2.3.2. | Прогнозируемые результаты реализации программы. Целевые ориентиры | ||
2.4 | План работы с родителями | ||
2.5 | План работы с педагогическим коллективом | ||
| |||
3.1 | Информационно - методическое обеспечение программы | ||
3.2 | Организация предметно - пространственной развивающей среды | ||
| |||
Варианты календарно - тематического планирования | |||
Конспекты различных форм образовательной деятельности | |||
Описания игр и игровых упражнений | |||
Сценарии мастер - классов для педагогов и родителей | |||
Комплексы утренней гимнастики | |||
Сценарии праздников | |||
Литература |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Содержит обоснование актуальности программы с точки зрения современного развития дошкольного образования. Данная записка должна быть лаконичной.
Например:
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников составлена для организации работы с детьми 2– 7 летнего возраста и характеризует систему организации образовательной деятельности музыкального руководителя и педагогов, а также определяет ценностно-целевыеориентиры, образовательную модель и содержание образования детей всех возрастных групп для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду. Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы (адаптированный для ОВЗ) дошкольного образования ГБДОУ детского сада №……. ………………… вида …………. района Санкт-Петербурга с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования (протокол № 2/15 от 20.05.2015), в соответствии с:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2013 № 273-ФЗ.
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012- 2017 г.г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155).
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы вдошкольных организациях» (утв. Постановлением главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26).
- Устав ГБДОУ
- Письмом министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальнойнагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
А так же на основе парциальных программ и образовательных технологий:
- Программа «Музыкальные шедевры» Радынова
- Программа «Ладушки» И. Новоскольцева, И. Каплунова.
- Программа «Ступеньки музыкальной грамотности» Г.А. Струве.
- Программа «Танцевальная ритмика» Т.И. Суворова
- Программа «Ритмическая пластика» А.И. Буренина.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:например
Создание условий для развития творческих и музыкальных способностей детей дошкольного возраста, способности эмоционально воспринимать музыку,
Создание условий для развития творческих способностей детей через самовыражение, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи программы: Общие по музыкальному развитию детей Ваших возрастных категорий
Берутся из ООП ДОУ (Задачи формулируются и конкретизируются по музыкальному развитию для детей ………….групп )
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Указываются, что данная реализуемая программа строится на принципахФГОС ДО (ФГОС ДО п. 1.2.):
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
А так же учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.4.)
- сотрудничество детского сада с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
1.4 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей музыкального развития детей
(указанного возраста в Вашей программе) + коррекционная если есть дети с ОВЗ
1.5 Прогнозируемые результаты реализации программы. Целевые ориентиры.
Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры отражены в ФГОС ДО п.4.6.
Целевые ориентиры используются педагогами для:
- построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учѐтом целей дошкольного образования, общих для всего
- образовательного пространства Российской Федерации;
- решения задач: формирования Программы, анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями;
- изучения характеристик образования детей 2-7 лет.
Планируемые результаты освоения Программы детьми, указанные в ФГОС ДО конкретизируются планируемыми результатами основной образовательной программы ДОУ и парциальных программ.
п/н | Группа/возраст | Планируемые результаты освоения Программы детьми |
1 | Группа раннего возраста (2-3года) | |
2 | 2 младшая группа (3-4 года) | |
3 | Средняя группа (4-5 лет) | |
4 | Старшая группа (5-6 лет) | |
5 | Подготовительная группа (6-8 лет) |
1.6.Педагогический мониторинг индивидуального развития детей по направлению «Музыка»
(является инструментарием определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы)
Для проведения исследования музыкального развития детей дошкольного возраста используется (или была разработана) методика «Диагностика музыкального развития дошкольников»
Цель:Изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры.
Форма проведения: наблюдение за ребёнком в процессе выполнения специально подобранных заданий в индивидуальном или групповом порядке
Оценка уровня развития: напримерпо трех бальной системе:
- 3 балла – высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием);
- 2 балла – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого);
- 1 балл – низкий уровень (ребенок не справляется с заданием).
Или:
- 1 балл – ребёнок мало эмоционален, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности, не справляется с заданием.
- 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнении задания.
- 3 балла – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого.
Данная диагностика включает в себя три раздела:(если у Вас их больше укажите свои)
- Ладовое чувство
- Музыкально – слуховые представления (проявления)
- Чувство ритма
Для индивидуального обследования необходимо заранее подобрать музыкальные произведения и разработать задания для детей.
Ладовое чувство | Музыкально слуховые представления | Чувство ритма |
|
|
|
Задания для проверки музыкальных способностей | ||
…………… | ………………. | …………….. |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Педагогические ориентиры
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» направление «Музыка» и интегрирует со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
2.1.1. Интеграция образовательных областей
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | Направление «Социализация»: формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу Направление «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности Направление «Труд» |
Образовательная область «Познавательное развитие»
| Направление «Познание»: расширение кругозора детей в области о музыки; Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества. |
Образовательная область «Речевое развитие» | Направление «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи Направление «Чтение художественной литературы»: использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | Направление «Художественное творчество»: развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
Образовательная область «Физическое развитие» | Направление «Физическая культура»: развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Направление «Здоровье»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
2.1.2. Особенности организации образовательной деятельности по музыкальному развитию
Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
- различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические, авторские);
- Самостоятельная досуговая деятельность (нерегламентированная деятельность) в соответствии с требованием СанПин и учебного плана
Группа | Возраст | Длительность занятия |
Учебно-тематический план программы (в часах)
Виды деятельности | Возрастные группы | Итого в часах | |||||
……. | ……….. | ……… | ……….. | ……… | |||
Слушание | |||||||
Пение | |||||||
Песенное творчество | |||||||
Музыкально – ритмические движения творчество | |||||||
Музыкально – игровое и танцевальное | |||||||
Игра на детских музыкальных инструментах | |||||||
Итогов часах: |
Расписание музыкальных занятий
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утро | |||||
Вечер |
Самостоятельная деятельность детей
Художественно эстетическое развитие: создание условий для самостоятельной продуктивной и художественной деятельности детей: рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование (пение, танцы, игра на детских музыкальных инструментах), слушание музыки. Реализация целей и задач направления «Музыка» осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности (формах активности детей), таких как:
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
- двигательная (овладение основными движениями).
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников
по видам музыкальной деятельности
Раздел «Слушание». Формы работы
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельностьс семьей | |||
Формы организации детей | ||||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |||
Раздел «Пение» Формы работы
Режимныемоменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельностьс семьей | |||
Формы организации детей | ||||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |||
Раздел «Песенное творчество». Формы работы
.Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельностьс семьей | |||
Формы организации детей | ||||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |||
Раздел «Музыкально – ритмические движения». Формыработы
Режимныемоменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельностьс семьей | |||
Формы организации детей | ||||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |||
Раздел «Развитие танцевально – игрового творчества». Формы работы
Режимныемоменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельностьс семьей | |||
Формы организации детей | ||||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |||
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах». Формыработы
Режимныемоменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельностьс семьей | |||
Формы организации детей | ||||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |||
При планировании форм, способов, методов и средств реализации Программы учитываются возрастные, индивидуальные особенности воспитанников и специфика их образовательных потребностей и интересов
2.2.1 Содержание работы по музыкальному воспитанию
в разных возрастных группах
Раздел | Содержание образовательной деятельности | ||||
1 младшая группа | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Слушание | В соответствии с ООП ДОУ | ||||
Вариативная часть | |||||
Пение | |||||
Песенное творчество | |||||
Музыкально – ритмические движения | |||||
Развитие танцевально – игрового творчества | |||||
Игра на детских музыкальных инструментах | |||||
2.2.2. Вариант комплексно-тематическогопланирования музыкальной деятельности в ……. группена …….месяц
Формы организации музыкальной деятельности | Задачи развития воспитанника в деятельности | Репертуар | ||
Программные задачи (в соответствии с ООП ДОУ) | Задачи вариативной части (в соответствии с парциальными программами) | |||
I.В совместной деятельности | ||||
Слушание музыки. а)Восприятие музыкальных произведений. б)Развитие голоса и слуха | Развивать… Воспитывать… Формировать… | Музыкальный репертуар по программе и дополнительный (формируется из различных программных сборников, т.к. репертуар - является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться обеспечивая удовлетворение образовательныхпотребностей разных категорий детей) | ||
Пение. а)Усвоение песенных навыков б)Песенное творчество | ||||
Музыкально-ритмическиедвижения а) упражнения б) пляски в) игры | ||||
Музыкально-игровое творчество. | ||||
Игра на музыкальных инструментах | ||||
II. В самостоятельной деятельности | ||||
III. Праздники и развлечения (досуги) |
2.3. Содержание коррекционной работы(как пример)
Цель коррекционной работы — коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы.
Задачи коррекционной работы
- Обеспечение адекватных возможностей и индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья организационно- педагогических условий, необходимых для качественного освоения ими содержания основной образовательной программы.
- Разностороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
- Координация усилий всех субъектов образовательного процесса, принимающих участие в реализации программы.
2.3.1. Особенности организации образовательной деятельности по образовательной области«Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей с ОВЗ
Специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
Механизмы адаптации программы для детей с ограниченными возможностями здоровья заключаются в использовании специальных методов и приемов обучения и воспитания для детей с диагнозами «ДЦП» и «сложные дефекты».
- Индивидуальный подход.
- Использование практических и наглядных методов, формирующих сенсомоторную основу представлений и понятий о познавательной действительности, дополнением к этим методам являются словесные методы.
- Практически-действенные методы воспитания: приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность. Эти методы необходимо сочетать с различными информационными методами. Ценным является опора на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, использование примеров из окружающей ребенка жизни, личного опыта педагога.
- Различные виды игр для формирования личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов, общения.
- Комплекс учебно-игровых занятий.
- Предотвращение наступления утомляемости.
- Активизация познавательной деятельности.
- Проведение подготовительных занятий.
- Обогащение знаниями об окружающем мире.
- Внимание на коррекцию всех видов деятельности.
- Проявление педагогического такта.
Организация работы специалистов в коррекционном блоке также предполагает обучение родителей некоторым психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических накоплений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие в детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувство ритма, цвета, композиции; умение выражать в художественных образах свои творческие способности.
Раздел «Музыка»
Основная цель — слушание детьми музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкальных инструментах.
На музыкальных занятиях наряду с общеобразовательными задачами решаются специальные коррекционные задачи:
- развитие певческих навыков;
- развитие речи посредством пения и движения;
- формирование в процессе музыкального воспитания пространственных и временных представлений;
- развитие двигательных навыков, крупной и мелкой моторики, зрительно- пространственной координации;
- формирование в процессе музыкальной деятельности различных видов познавательной деятельности;
- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально- волевых качеств личности.
Во время работы с детьми, имеющими диагноз «ДЦП», необходимо соблюдать ряд условий, направленных на уменьшение влияния моторной недостаточности.
- Посадить ребенка в удобную позу, способствующую нормализации мышечного тонуса, снижению напряжения.
- Определить ведущую руку каждого ребенка.
- Для снижения гиперкинезов необходимо воспользоваться таким приемом, как крепкое сжатие кисти руки ребенка (в отдельных случаях требуется на руку ребенка надеть браслеты-утяжелители).
- На всех этапах работы широко используется активно-пассивный метод: взрослый своей рукой помогает действию руки ребенка.
2.3.2. Прогнозируемые результаты. Целевые ориентиры
как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы:
- слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;
- узнавать песни, мелодии;
- различать звуки по высоте (секста-септима): низкий — средний — высокий;
- петь протяжно, четко поизносить слова, не отставая друг от друга;
- замечать динамические изменения (громко — тихо);
- выполнять танцевальные движения в парах;
- двигаться под музыку с предметом.
- выполнять движения в соответствии с характером музыки;
- инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы;
- различать и называть музыкальные инструменты (погремушку, бубен, барабан, ложки, треугольник, колокольчик), исполнять простейший ритм;
- играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Или
Коррекционная часть рабочей программы разработана с учетом примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) ОНР (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Нищевой Н.В., рассчитана на детей с ОНР от 4 до 7 лет и адаптируется в зависимости от количества времени пребывания ребенка в детском саду.
Цель коррекционной работы - построение системы - развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей коррекционно полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Содержание коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий – взаимосвязь музыки, движений и речи. Работа музыканта в дошкольном учреждении не должна подменять или копировать работу логопеда. Но, тщательно отбирая музыкальный материал, используя эффективные методы и приемы в работе, музыкальный руководитель может подготовить почву для работы логопеда. 31 Все виды музыкальной деятельности детей предполагает использование разнообразного наглядно-зрительного, наглядно-слухового и дидактического материала: игрушек, иллюстраций, предметов прикладного искусства, художественного слова, аудио. Темы музыкальных занятий согласуются с программой логопедической коррекции. Музыкальные занятия имеют особенности в построении и отборе репертуара.
Прежде всего, это игровой материал:
- игры со словом;
- музыкально-дидактические игры;
- игры с пением и хороводы;
- этюды на развитие мимики, жеста;
- игры – драматизации;
- игры на развитие ориентировки в пространстве;
- игра на детских музыкальных инструментах (ударно-шумовых, мелодических, народных);
- логоритмические упражнения;
- упражнения, направленные на развитие основных движений; мелкой моторики рук (с предметами и без них); на активизацию внимания; на координацию движений;
- танцевальные и плясовые движения
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Основная задача — ……………………..
Раздел «Музыка»
Основная цель — ……………………………………………………
На музыкальных занятиях наряду с общеобразовательными задачами решаются специальные коррекционные задачи
Младшая группа…….
1.
2.
3.
Прогнозируемые результаты. Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы:
1.
2.
3.
2.4 План работы с родителями
Сроки | Совместные мероприятия | Цель проведения мероприятия | Ответственные |
сентябрь | Праздники Досуги Консультации Семинары – практикумы Круглый стол Мастер – класс Анкетирование Концерты Беседы И т.д. | ||
октябрь | |||
2.5.План работы с педагогическим коллективом по музыкальному воспитанию детей
Срок | Тема | Группа | Форма организации | Содержание |
сентябрь | Консультации индивидуальные и групповые Досуговая деятельность Праздники Совещания (МПС – норма и МППС - ОВЗ) Беседы Семинары – практикумы Мастер – класс Круглый стол и т.д. | |||
октябрь | ||||
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Информационно – методическое обеспечение
Предполагает информацию об обеспеченности программы всем необходимым материалом, методической литературой, техническими и иными средствами обучения.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (по ФГОС ДО) | |
Раздел «Музыка» | |
Общеобразовательные программы | |
Основные программы | Парциальные программы и технологии |
Пособия | |
3.2 Организация предметно - пространственной развивающей среды
Развивающая среда музыкального зала соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО, и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Развивающая среда музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемым программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.
Принципы построения предметно-развивающей среды:
- дистанции, позиции при взаимодействии;
- активности, самостоятельности, творчества;
- стабильности - динамичности;
- эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей:
- спокойная и доброжелательная обстановка,
- внимание к эмоциональным потребностям детей,
- представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,
- представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения,
- созданы условия для развития и обучения.
Художественно-эстетическая развивающая среда и оформление музыкального зала отвечает содержанию проводимого в нем праздника, способствовать развитию у детей художественно-эстетического вкуса, а также создавать у всех радостное настроение и, предвосхищать событие.
Зал оснащен: аудиоаппаратурой (музыкальным центром), фортепиано, ноутбуком, интерактивной доской, современным нотным материалом, аудиокассетами, СD-дисками, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и детскими музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, масками и костюмами для театральной деятельности. Имеется в наличии необходимый систематизированный дидактический, демонстрационный, раздаточный материал для обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
Предметно-пространственная среда
Помещение | Вид деятельности, процесс | Оснащение |
Музыкальный зал | ||
Групповые комнаты | ||
Раздевалка |
IV. Приложения
1. Календарно – тематический план музыкальных занятий в ……группе
Месяц | Тема, номер недели | Элементы основного содержания | Формы работы | Период | |
Сентябрь | 1 | «Настроения и чувства в музыке» | Репертуар |
| С……- по…… |
2 | ………… | ||||
3 | ………………… | ||||
4 | ……………….. | ||||
2. Конспекты различных форм образовательной деятельности
3. Описания игр и игровых упражнений
4. Сценарии мастер - классов для педагогов и родителей
5. Комплексы утренней гимнастики
6. Сценарии праздников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ по основной образовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности Разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...
Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильев
Рабочая программамузыкального руководителяс учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет)Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы»Под реда...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2016-2017 учебный год.
Целью программы является формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности...
Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО ( для детей от 1,5 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Ва
Программа написана для музыкальных руководителей ДОУ в соответствии с федеральными государств енными требованиями. Программа состоит из целевого и организационного раздела. В организационный раздел вх...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3 года
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3...