Психологическая готовность педагога к работе с одаренными и талантливыми детьми.
консультация на тему
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность педагога к работе с одаренными и талантливыми детьми.
Козлова И. И. , педагог-психолог МБДОУ № 10 «Дружные ребята»
Таланты трудно распознать
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий кто талантлив:
Таланты может воспитать
Наставник, если сам талантлив.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Существует два мнения на природу одаренности. ….. штучный товар – все дети одаренные и талантливые. Вспомним «Все дети рождаются гениями, мы на протяжении первых 6 лет, помогаем им, избавится от их гениальности».
Возникает закономерный вопрос, какие качества наиболее значимо влияют на успешность работы педагога с одаренными детьми? Каковы основные показатели психологической готовности педагога к работе с талантливыми детьми?
Психологическая готовность это комплексное психологическое образование, сплав функциональных и личностных компонентов, обеспечивающих эффективное осуществление педагогической деятельности, направленной на выявление и развитие детей с признаками одаренности. Основа психологической готовности — профессионально важные качества личности педагога.
В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека.
Поэтому, прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, ему присущ творческий стиль деятельности.
Основные показатели психологической готовности к работе с одаренными детьми
Мотивационная
Принятие детей данной категории.
Желание работать с одаренными детьми.
Стремление совершенствовать свои умения в работе с одаренными детьми.
Научно-исследовательская.
Творческое мышление, исследовательские умения и навыки.
Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах.
Статус педагога-исследователя.
Публикации.
Участие в профессиональных конкурсах.
Методическая.
Использование разнообразных интерактивных методов и технологий.
Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения.
Знание психологии одаренных детей.
Профессиональная компетентность.
Коммуникативная.
Коммуникативная компетентность.
Организаторские способности.
Личностная. Адекватная самооценка, позитивная Я – концепция.
Высокий уровень эмпатии.
Толерантность, гибкость.
Лидерские способности, стремление к личностному росту.
Уравновешенность.
Рефлексия, способность к самоанализу.
Живой, активный характер, чувство юмора.
Очень сложно, на наш взгляд, соответствовать всем этим критериям.
Мы понимаем, что педагога нельзя заставить быть творческим. Он должен сам хотеть этого. Наша задача сегодня предрасположить педагога к творческой деятельности, создать ситуацию успешности его работы, погрузить педагога в среду меняющихся знаний и компетенций, в которой процесс профессионального развития будет происходить постоянно.
Методическая работа по подготовке педагогов для работы с одаренными детьми может быть выстроена по - разному. Однако, главное - опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям.
Для достижения цели использовали следующие формы работы:
Консультация, семинар, семинарские занятия, деловая игра, тренинговые занятия.
Творческий потенциал Совокупность свойств, состояний и способностей личности, набор средств и приемов, применяемых ею в решении творческих задач обычно называют творческим потенциалом. Базовой составляющей творческого потенциала являются:
1) специальные знания,
2) широта кругозора,
3) внутренняя и внешняя готовность к творчеству.
Некоторые педагоги себя ограничивают, полагая, что их творческий потенциал нельзя расширить. Действительно, очень долго считалось, что творческому мышлению научить невозможно. Нам хорошо знакомо понятие «синзитивный период» развития способностей ребенка, известна народная мудрость «Ганс не научится тому, чему не научился Гансик». Существуют данные, что в период между 6 и 7 годами креативность уменьшается на 50%, а к зрелому возрасту еще на 30%. Наш источник живой творческой энергии постепенно заносят пески здравого смысла, рационализма, стереотипов. Но источник-то есть в каждом из нас! Вопрос в том, чтобы снять барьеры и позволить лучезарному источнику креативности каждого вновь свободно течь, бурлить, низвергаться водопадами, искрясь на солнце.
Но самая приятная для нас новость – навыки творческого мышления можно и необходимо развивать. Это в точности такой же навык, как и все остальные, который требует от нас регулярной тренировки и постепенного развития.
Несмотря на то, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или подростка исследования последних лет показали, что мозг под воздействием большого потока информации может интенсивно развиваться и формировать у человека выдающиеся способности. Упорядоченный интенсивный поток данных за определенное количество времени способствует развитию коры головного мозга. Что совсем удивительно, процесс развития запускается как у детей, так и у взрослых. Так же ученые отмечают преимущества когнитивных систем стареющего человека при условии его активной деятельности.
В XIX в. Э.Л. Трондайк показал, что кривая способности к учебе спадает очень медленно в период от 22 до 45 лет. Но, исследования последних лет показали, что мозг под воздействием большого потока информации может интенсивно развиваться и формировать у человека выдающиеся способности. Упорядоченный интенсивный поток данных за определенное количество времени способствует развитию коры головного мозга. Что совсем удивительно, процесс развития запускается как у детей, так и у взрослых. Так же ученые отмечают преимущества когнитивных систем стареющего человека при условии активной деятельности.
Обычно по-настоящему творческое мышление свойственно взрослым людям, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства, великие открытия делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно.
Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. И эти знания, и навыки они не приобрели от родителей, а получили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты!
Если мы с вами задумаемся, чем наша жизнь отличается от жизни, скажем 10 лет назад, то осознаем, что проблем появляется у нас все больше, а времени на их решение становится все меньше.
Как мы решаем свои проблемы? Оказывается, не только люди, но и все живые существа, столкнувшись с проблемой, выбирают один из трех подходов:
Лобовая атака – мы решительно атакуем проблему, вступаем в бой с противником, перепрыгиваем через препятствие. Такая стратегия не всегда успешна (борьба с пьянством – вырубка виноградников).
Уход - в этом случае мы отказываемся решать проблему. Столкнувшись с проблемой «прячем голову в песок», то есть ведем себя так, будто проблемы не существует. (Древнегреческий тиран казнит гонца, приносящего весть о военном поражении).
И лобовая атака, и уход временами себя оправдывают. Однако даже в мире животных существуют противники, на которых бессмысленно нападать, а убежать от них невозможно.
Сильное решение. Пример из мира животных. Натуралистам приходилось наблюдать такую картину: лиса подходит к реке, вырывает из хвоста клочок шерсти и заходит в реку хвостом вперед. Когда из воды высовывается только кончик лисьего носа и клочок шерсти, лиса отпускает клочок в свободное плавание и выходит из воды. Зачем она все это проделывает? Лиса, таким образом, избавляется от блох.
Блоха для лисы и есть тот враг, на которого бессмысленно нападать и от которого нельзя убежать. Кажется, что проблема с блохами неразрешима, - и все-таки лиса находит сильное решение, не уходя от проблемы и не применяя грубой силы.
А вот еще пример. Кардинал Мазарини долгие годы правил французами, несмотря на то, что многие его ненавидели и мало кто любил. В начале его правления в аристократической среде ходили сочиненные на него пасквили. Как быть? Сажать в тюрьму (лобовая атака)? Игнорировать (уход)? Мазарини приказал отыскивать все подобные «сочинения», делая вид, что сердится. А потом тайно поручал продавать их. Таким образом, он доказал, что критика для делового человека выгоднее, чем замалчивание. Кроме того, он приобрел на этом значительный капитал – 10 тысяч талеров
Конечно, нам хочется освоить искусство решения проблем. Есть множество способов обучения творческому мышлению. Вспомним самые известные методики и технологии:
- технология ТРИЗ Г. С Альтшуллера,
- концепция латерального мышления мальтийца Эдварда Де Боно,
- интеллектуальные карты Тони Бьюзена и др.
Авторы самых известных технологий хотя и предлагают свои собственные пути развития творческого мышления единодушны в том, что необходимо:
- смотреть на вещи с разных сторон,
- находить связь, там, где ее изначально нет,
- применять полученные навыки в жизни.
Секрет №1. Рассматривайте проблему с разных сторон и находите новые ракурсы, с которых ее никто еще не рассматривал.
По мнению Леонардо да Винчи, чтобы понять структуру проблемы, надо начать с изучения различных возможностей ее реконфигурации. Первый взгляд на проблему, считал он, бывает слишком далеким от истины. Часто взгляд на проблему под другим углом делает ее неузнаваемой.
Существует правило творческого мышления: «Никогда не останавливайтесь на первой хорошей идеи».
Очень велик соблазн обрадоваться найденной идее и успокоится. Постарайтесь зайти на несколько шагов дальше. Когда Эйнштейна спросили в чем его секрет, то он ответил "Когда люди находят иголку в стоге сена - они радуются и успокаиваются. Я же продолжаю искать и находить вторую, третью, а если сильно повезет, то и четвертую".
В 1862 году Филипп Рейс продемонстрировал устройство, которое способно было передавать музыку по проводам. Это было величайшее открытие... если бы он на этом не остановился, то не понадобилось бы ждать 10 лет, когда Грэхем Белл изобретет телефон.
Как здесь не вспомнить системный подход, системный оператор Г. С. Альтшуллера. Системный Оператор есть средство для построения более полной, более точной, более достоверной модели любого объекта в нашем Мире. Суть системного подхода в том, чтобы видеть и окружение Системы – НадСистему в динамике изменений, а также и подсистемы, составляющие систему.
Не только в науке, но и в привычном нам мире нужно уметь мыслить системно. Любая организация есть целый мир. Есть отрасль и рынок, где она действует, где проводит изменения. Есть управление организацией и люди, действующие в ней. Есть связи между людьми, невидимые для управляющих, но влияющие на чувства, мысли, потребности людей. Как охватить все это многообразие? Ведь именно тогда, когда видят лишь часть целого и принимают неверные решения. Процитирую автора ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера:
- «Ненормально, когда сначала внедряется атомная энергетика, а потом только появляется мысль о новом мышлении в атомный век. Ненормально, когда трещит по швам экологическое равновесие, а только потом начинают пробивать дорогу робкие призывы по возможности замедлить экологическую катастрофу... Мысль должна опережать дело; нельзя сначала суетиться, а потом думать».
- «Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель – сложная, динамичная, диалектически развивающаяся».
Смотреть на проблему с разных точек зрения, использовать латеральной мышление советует Эдвард де Боно. Он считает, что «именно творчество поможет взглянуть на собранную информацию под другим углом зрения, позволит комбинировать данные с целью создания новых ценностей, научит, где и как искать новую информацию, как строить гипотезы и выдвигать предположения».
Автор концепции Латерального мышления предлагает фокусировать внимание на разных аспектах мышления. Его методика «Шесть шляп мышления» формирует умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения, позволяет отстранить свое эго от мышления, учит сознательно управлять процессом мышления, вырабатывает определенные мыслительные навыки.
Итак, для того чтобы придумать нечто оригинальное, или решить какую-либо проблему нам необходимо:
- надеть белую шляпу и тщательно проанализировать всю ту информацию, которая у вас есть (и положительную, и отрицательную);
- надеть черную шляпу и внимательно рассмотреть все недостатки;
- надеть желтую шляпу и подумать о достоинствах;
- надеть зеленую шляпу и постараться придумать нечто новое;
- надеть красную шляпу и наполнить это новое яркой эмоцией;
- надеть синюю шляпу и внимательно проанализировать все, что вы придумывали.
Считается, что креативность – это наложение идей, которые ранее считались несвязуемыми. Умение создавать новые комбинации зависит от способности разглядеть взаимосвязь между элементами, которые кажутся никак не связанными. Для умения творчески решать проблемы большое значение имеет хорошо развитое ассоциативное мышление.
Секрет №2. Устанавливайте взаимосвязь, связывайте разнородные объекты (находите связь, там, где ее изначально нет).
Термин “ассоциация” был предложен Дж. Локком. Ассоциативное мышление лежит в основе гибкости, креативности мышления и компетентности личности. Понятие “ассоциация” объединяет все психические познавательные процессы (память, мышление, воображение) в единый комплекс.
История науки показывает, что именно ассоциации помогли сделать ряд значительных открытий.
Да Винчи предугадал взаимосвязь между звоном колокола и брошенным в воду камнем. Это позволило ему сделать предположение о волновой природе звука. Самуэль Морзе придумал ретрансляционные станции для телеграфных сигналов, когда наблюдал почтовые станции для смены лошадей.
Решению многих проблем мешает ограниченный круг ассоциаций.
Чтобы устранить проблему ограниченного круга ассоциаций, необходима тренировка ассоциативного мышления. В идеальном варианте человек должен в нужный момент мгновенно найти нужную ассоциацию, даже если он и не подозревал, что у него такая ассоциация есть. Еще лучше, если человек умеет постоянно расширять круг своих ассоциаций. Тогда нужные ассоциации будут всегда, останется только взять их с нужной «полки».
Размышляя над проблемой, Эйнштейн считал необходимым сформулировать ее как можно большим числом способов, включая построение диаграмм. Он визуализировал решения и считал, что слова и числа как таковые не играют значения.
Наступило время рассмотреть интеллект карты – технику представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.
Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере. В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.
Хотя первые примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Бьюзен систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематики самой известной является — «Научите себя думать» — она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.
Эффективность интеллект карт объясняется тем, что мыслительные процессы проходят похожим образом. Мозг человека состоит из нейронов, которые соприкасаются между собой отростками – дендритами. Различные образы стимулируют различные группы нейронов и связи между ними. Можно представить интеллект карты как фотографию сложных и витиеватых взаимоотношений наших мыслей, которые дают нашему мозгу возможность упорядочить и детализировать объекты и явления. При использовании ментальных карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление.
Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.
Интеллект карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. И это понятно, ведь создание интеллект карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Тем более что применение интеллект карт возможно в различных сферах нашей жизни. На западе, среди успешных людей, интеллект карты уже давно получили популярность.
В дошкольном образовании мы знакомы с понятием концептуальные карты. Это понятие ввела Н. Гавриш для более системного ознакомления дошкольников с окружающим миром, развития связной речи дошкольников.
Большое внимание Тони Бьюзен уделяет развитию межполушарного взаимодействия.
Как работает наш мозг? Хотя на 100% не доказано, но господствует мнение, что правое полушарие отвечает за креативную деятельность и видение картины целиком, а левое – за аналитическую деятельность и детали. Люди с более развитым правым полушарием мозга являются более креативными, а левополушарные люди достигают больше успехов в аналитической работе.
В конце 1960-х годов профессор Калифорнийского университета Роджер Сперри, впоследствии лауреат Нобелевской премии, объявил о результатах своей работы по изучению наиболее эволюционно развитой части головного мозга человека – коры полушарий.
Обнаруженное Сперри указывало на то, что две половины, или полушария, головного мозга находятся в отношении «разделения труда», деля между собой важнейшие интеллектуальные функции
По Сперри, правое полушарие доминирует в таких областях, как восприятие ритма, пространственная ориентация, гештальт (целостное восприятие), воображение, мечтание, восприятие цвета и размеров.
Левое полушарие отвечает за иной, но не менее важный диапазон ментальных функций: речь, логическое мышление, оперирование с числами, оперирование с последовательностями, линейные представления, способность к анализу и оперирование с перечнями информации.
Хотя каждое полушарие доминирует в определенных типах мыслительной деятельности, оба полушария в принципе способны обеспечивать мыслительную активность любого типа. Таким образом, ментальные способности, выявленные Роджером Сперри, на деле «распределены» более-менее равномерно по всей коре головного мозга. Наблюдаемая ныне манера делить людей на «левосторонних» и «правосторонних» оказывается в результате неправомерной. Как указывал Майкл Блох в одной из своих статей: «Когда мы относим сами себя к типу "левого полушария" или типу "правого полушария", мы на деле добровольно отказываемся развивать в себе новые ментальные способности». Говоря: «Я в этом деле не специалист, поскольку у меня отсутствует способность к тому-то», – мы одновременно искажаем факты и демонстрируем незнание самого себя. Если человек не владеет той или иной способностью, корректным утверждением было бы: «Мне еще предстоит развить эту способность в себе». Единственным барьером к тому, чтобы все наши способности и умения нашли выражение и применение, является то, что мы не всегда знаем, как их «включить».
Секрет № 3. Постоянно упражняйтесь. Творчество - это каждодневная работа.
Как часто должен тренироваться теннисист, если он хочет добиться выдающихся успехов: раз в месяц? раз в неделю? каждый день? Разумеется, каждый день, и чтобы наращивать мастерство, и чтобы сохранять эластичность мышц. С креативностью то же самое.
И еще. Отличительная черта гения - продуктивность.
У Томаса Эдисона было 1 093 патента. Продуктивность была гарантирована тем, что он устанавливал для себя и своих учеников квоты на идею. Исследования на примере 2 036 ученых, живших в разное время, проведенные Дином Кейтом Симонтоном, Университет Калифорнии в Дэвисе, показали, что среди работ наиболее заслуженных ученых есть не только великие, но много и "плохих". Они не боялись неудач и посредственных работ, стремясь к совершенству. Все творческие личности работают не покладая рук и порождают сумасшедшее количество идей, большинство из которых - плохие. Действительно, больше всего плохих стихов и рассказов написали великие поэты, чем поэты второго сорта. Удивлены? Шекспир написал 154 сонета, из которых некоторые получились шедеврами, некоторые - обычными, а некоторые были откровенно плохими. Рембрандт создал более 650 картин и 2000 рисунков, Пикассо выполнил более 20000 работ... Томас Эдисон создал более 3000 различных идей для систем освещения, прежде чем создал свою лампочку.
Для продолжения развития своего творческого потенциала, для успешного решения проблем советую воспользоваться следующим законом творческого мышления.
1. Каждую задачу старайтесь представлять с разных позиций. Именно представлять. Ваш творческий потенциал – это не логический анализ. Запомните, что творческое мышление, в первую очередь, это мышление образами.
2. Возьмите себе за правило находить не одно, а сразу несколько решений, встающих перед Вами задач.
3. Сконцентрируйте своё внимание на развитие. Чем больше Вы будете практиковаться, тем больше толковых идей Вы будете находить.
5. Развивайте свой творческий потенциал. Не ограничивайте себя тем, что у Вас уже имеется в голове. Всегда ищите свежую и актуальную информацию, которая будет способствовать Вашему дальнейшему движению.
И в заключении еще один секрет! Вы уже творческая личность!
Художники и прочие творческие личности не являются отдельным подвидом человеческого рода. Каждый из нас рождается творцом и нестандартным мыслителем! Но есть одно действительное различие между творческими натурами и обычными людьми. Творческие люди считают, что они творческие, а обычные люди думают, что они не творческие. В этом и вся разница. Когда вы считаете себя творческой натурой, то постоянно ищите способ чтобы выразить себя, бросаете себе вызов, ищите способы проявиться... Когда вы считаете себя серой мышкой, то и не ставите себе задач проявить себя, а, следовательно и отпадает способность к творчеству.
«Каждый из нас - человек неограниченными возможностями. А другие люди и внешние обстоятельства не ограничивают нас, а только испытывает на прочность. Так, что единственный человек, кто может нас ограничить – мы с вами». Александр Камин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг: «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями»
Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно побуждать их к общению на основе вербальных и невербальных реакций. Вербальные реакции – то, что мы говорим. Невербальные – то, что сопровождает нашу ре...
Презентация на тему "Взаимодействие родителей и педагогов в работе с одаренными детьми"
Презентация...
Делова игра для педагогов Доу "Работа с одаренными детьми!
Цель: профессиональная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми.Задачи:- закрепить знания о видах детской одаренности и формах их проявления,- развивать навыки работы с...
"Организация методической помощи педагогам в работе с одаренными детьми в рамках реализации научно методической системы Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости»
На развитие одаренности влияет много факторов, но основной из них - педагогический. Наибольший успех в развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его пот...
Готовность педагога к работе с одаренными детьми
Готовность педагога к работе с одаренными детьми...
"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"
Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...
"Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями". "Этика педагогического общения"
Тренинг для воспитателей дошкольных отделений...