Программа "Кулиска"
рабочая программа на тему
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
В дошкольный период у ребенка формируются отношение к окружающему миру, характер, интересы. Именно в этом возрасте ему полезно показать примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Успешно учиться в школе он сможет, если научится управлять своими эмоциями, поведением, если приобретет навыки целеустремленности и ощутит необходимость привнесения в жизнь красоты.
Другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов, это возникающие в период психологической адаптации к школе у первоклассников страхи, срывы, заторможенность, или наоборот, развязанность и суетливость. А самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kuliska.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Кулиска»
для организации кружковой работы в дошкольном образовательном учреждении
Евстигнеева Татьяна Александровна
музыкальный руководитель МАДОУ ДС КВ «Цветок Уренгоя»
г. Новый Уренгой, 2014 г.
Пояснительная записка
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
В дошкольный период у ребенка формируются отношение к окружающему миру, характер, интересы. Именно в этом возрасте ему полезно показать примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Успешно учиться в школе он сможет, если научится управлять своими эмоциями, поведением, если приобретет навыки целеустремленности и ощутит необходимость привнесения в жизнь красоты.
Другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов, это возникающие в период психологической адаптации к школе у первоклассников страхи, срывы, заторможенность, или наоборот, развязанность и суетливость. А самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
На занятиях ребенок проигрывает множество ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. В дальнейшем идет формирование чувства сопричастности ко всему происходящему на земле, что помогает ребенку понять окружающую его жизнь и, быть может, разрешить противоречия между его внутренним миром и действительностью.
Ребенок должен научиться жить в коллективе, сопереживать, а также чувствовать и видеть красоту, воспринимать ее как необходимость. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним, пробуждая в маленьких сердцах большие человеческие чувства.
Театр является одним из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогике и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей:
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
- воспитанием воли, развития памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога-монолога);
- созданием положительного и эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Играя, вживаясь в образ, имитируя, ребенок снимает двигательные, речевые, психологические комплексы, совершенствует пластику движений, чувства ритма и музыкальный слух, развивается интеллектуально и духовно. Игровые моменты помогают сбалансировать эмоциональную и интеллектуальную нагрузку занятий. Беседы и литературный материал дают пищу для ума ребенка, учат рассуждать, будят его чувства, мысли, дают творческий импульс. Сказка раскрывает ребенку мир взрослых, будит его фантазию, развивает воображение.
Программа «Детский театр» предназначена для кружковой работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения в возрасте от 5 до 7 лет (старшая, подготовительная к школе группа). Срок обучения два года. Состав групп от 8 до 10 человек. Это обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Занятия проводятся один раз в неделю: 20-25 минут – старшая группа; 25-30 минут подготовительная к школе группа. Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих приемов; игра-спектакль, просмотр сказки, беседа, этюды.
Контрольно – диагностическая деятельность в рамках программы осуществляется в начале учебного года и в конце. После каждой пройденной темы проводится анализ усвоения материала детьми.
Формы контроля: наблюдение за детьми в процессе выполнения специальных заданий, собеседование индивидуальное и групповое, игры, упражнения, спектакли. Все это помогает проводить анализ деятельности по выполнению задач, поставленных программой, определить, насколько удалось реализовать ее содержание, выявить затруднения, если таковые имеют место, причины их возникновения и решить вопрос о необходимости изменения программы.
Основная цель программы – создание условий для развития и реализации творческого потенциала ребенка, приобщения к культуре театра, эмоционального и духовного обогащения средствами музыкального театра.
Основные задачи:
- сформировать на эмоциональном уровне представления о театре, познакомить с основами театрального искусства, приемами кукловождения;
- сформировать нравственное отношение к окружающему миру, чувство сопричастности к его явлениям;
- развивать творческое самовыражение через движение и слово, освоение языка и правильной речи, помочь в овладении средствами образной выразительности;
- выработать чувство ответственности и уверенности в своих силах;
- воспитывать чувство коллективизма, умение слушать друг друга.
Образовательная программа «Детский театр» строится на основе личностного подхода в соответствии со следующими принципами:
Принцип активности. Театрализованная деятельность стимулирует активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия.
Принцип гуманизации. Обеспечение благоприятных условий, предполагающих создание оптимальной среды для обучения и воспитания детей. Для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности, принадлежности, признании. Характер складывающихся отношений, дает возможность ребенку чувствовать себя защищенным, проявить свои лучшие качества, активно вступать в деятельность и общение, а, следовательно, интенсивно развиваться.
Принцип сознательности. Предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний, умений. Мы исходим из признания наличия у каждого ребенка творческого потенциала. Задачей педагога в данном случае является поддержка и стимулирование обретения ребенком собственного стиля и способа творческого самовыражения.
Принцип доступности. Он выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей и движение от простого к сложному, на основе повторяемости материала, по спирали.
Принцип комплектности, системности и последовательности. Образовательная деятельность связана со всеми сторонами воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями, навыками, опирается на то, что уже усвоено. Детям предоставляется право выбора, предполагающее свободу в выборе содержания деятельности.
Требования к знаниям, умениям, навыкам детей
К концу первого года обучения дети знают:
- виды театрального искусства, основные понятия;
- виды кукольного театра.
- 5-8 артикуляционных упражнений;
Умеют:
- действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- снимать напряжение с отдельных групп мышц;
- запоминать заданные позы;
- делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе;
- не прерывать дыхание в середине фразы;
- произносить скороговорки в разных темпах, шепотом;
- произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;
- строить простейший диалог;
К концу второго года обучения дети знают:
- новые понятия (кулисы, грим, афиша и др.), театральные профессии;
- и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- и владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
Умеют:
- произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
- создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- подобрать рифму к заданному слову;
- управлять куклой – петрушкой;
- составить диалог между сказочными героями.
Перспективный план работы
Первый год обучения
Разделы | Содержание | Кол-во часов | |||
Всего | Практика | Теория | |||
Введение |
| 1 | 0,5 | 0,5 | |
Основы театральной культуры | 2.1.Игровая программа «Пока занавес закрыт». 2.2.Особенности театрального искусства. | 1 1 | 1 0,5 | 0,5 | |
Сказки | 3.1 Русские народные сказки | 2 | 2 | ||
Театральная игра | 4.1. «Давайте будем играть». | 4 | 3 | 1 | |
Ритмопластика | 5.1. Развитие двигательных способностей. | 3 | 2 | 1 | |
Культура и техника речи | 6.1. Развитие речевого дыхания. Артикуляционная гимнастика. 6.2. Творческие игры со словом. | 3 3 | 2 2 | 1 1 | |
Работа над спектаклем | 7.1. Выбор сказки. 7.2. Работа над эпизодами. 7.3. Репетиция всей сказки целиком. | 3 3 4 | 2 3 4 | 1 | |
Подведение итогов работы | 8.1. Премьера спектакля. | 1 | 1 | ||
Кукольный театр | 9.1. История и развитие кукольного театра. Знакомство с куклой-перчаткой. 9.2. Работа над сказкой. | 2 3 | 1 3 | 1 | |
Подведение итоговой работы | 10.1. Показ спектакля. 10.2. Подведение итога работы всего года. | 1 1 | 1 1 | ||
Итого | 36 | 27 | 9 |
Второй год обучения
Разделы | Содержание | Кол-во часов | |||
Всего | Практика | Теория | |||
Введение | 1.1. «Здравствуй театр!» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Основы театральной культуры | 2.1. Театр вокруг нас. | 2 | 2 | ||
Сказки | 3.1. Сказки народов мира | 2 | 2 | ||
Театральная игра | 4.1. Общие развивающие игры. 4.2.Специальные театральные игры. | 3 3 | 3 3 | ||
Ритмопластика | 5.1. Неязыковые средства выражения образа. | 3 | 1 | 2 | |
Культура и техника речи | 6.1. «Звучит слово» 6.2. «Посочиняем?» | 3 3 | 1 1 | 2 2 | |
Работа над спектаклем | 7.1. Выбор сказки. 7.2. Сказка в стихах. 7.3. Репетиция всей сказки целиком. | 2 4 3 | 1 | 1 4 3 | |
Подведение итоговой работы | 8.1. Премьера спектакля. | 1 | 1 | ||
Кукольный театр | 9.1. «В гости к кукле» 9.2. «Дай жизнь кукле» | 2 2 | 1 | 1 2 | |
Подведение итоговой работы | 10.1. Показ спектакля. 10.2. Подведение итога работы всего года. | 1 1 | 0,5 | 1 0,5 | |
Итого | 36 | 10 | 26 |
Содержание работы
Первый год обучения
1. Введение.
1.1. «В гостях у сказки» - 1ч. (0,5 пр. 0,5 т.)
Адаптационный период. Знакомство с детьми.
Беседа о цели занятий. Диагностика детей.
2.Основы театральной культуры.
2.1. – 1ч. (1.пр.) Игровая программа «Пока занавес закрыт».
Игры. Скороговорки.
Упражнение на дыхание «Мыльные пузыри».
Сочиняем сказку-пантомиму «Зайчик и ежик».
2.2. – 1ч. (0,5 пр. 0,5 т.) Особенности театрального искусства.
Виды театрального искусства:
- драматический;
- музыкальный (опера, балет, мюзикл);
- кукольный.
Культура поведения в театре.
Знакомство с основными понятиями (сцена, спектакль, зрительный зал, премьера, действующие лица, зритель).
3. Сказки
3.1. – 2 ч. (2 т.) Русские народные сказки.
Чтение русских народных сказок. Характеристика героев.
Знакомство детей с представлениями о нравственности (добро и зло, справедливость и честность, др.) через поступки сказочных персонажей.
4.Театральная игра.
4. 1. – 6ч. (5 пр. 1 т.) «Давайте будем играть».
Организация игр, движения.
Общие развивающие игры: (игры на развитие внимания зрительного и слухового, образного мышления, памяти ,наблюдательности, воображения) «Угадай, кто я», «Цепочка слов от А до Я», «Угадай кто главный», «Краски», «Поехали – поехали».
Специальные театральные игры: (игры на превращения, на действия с воображаемыми предметами, на память физических действий.) «Сам себе режиссер», «Цирковое представление», «Король».
5.Ритмопластика.
5. 1. – 3ч. (2 пр. 1 т.) Развитие двигательных способностей
Упражнение «Ритмический этюд».
Освобождение мышц (упражнения на снятие зажимов, ненужного напряжения)
Создание образов с помощью выразительных пластических умений. (Игра «Танец Розы»).
Упражнение «Считалочка». Упражнение для рук «Волна».
6. Культура и техника речи.
6. 1. -3ч. (2 пр. 1 т.) Развитие речевого дыхания.
Игры и упражнения на опору дыхания («Эхо», «Птичий двор»).
Артикуляционная гимнастика (упражнения «Бегемотики», «Лягушки», «Слон», «Змея», «Лошадка» и др.).
Игра для развития силы голоса «Поезд».
Игры для развития высоты голоса и тембра, «Три медведя».
6. 2. – 3ч. (2 пр. 1 т.) Творческие игры со словом.
Игра на развитие речевого слуха «Лягушкина семейка».
Скороговорки.
Упражнения на развитие мелкой моторики («Капуста», «Моем руки», «Шарик», «Месим тесто, др.)
Диалогические стихи.
7. Работа над спектаклем.
7. 1. – 3ч. (2 пр. 1 т.) Выбор сказки.
Обсуждение ее с детьми.
Деление сказки на эпизоды и пересказ их с детьми.
Работа над содержанием сказки средствами кукольного театра.
7. 2. – 4ч. (4 пр.) Работа над эпизодами.
Поиск музыкально-пластических решений отдельных эпизодов. Постановка ритмических композиций.
Переход к тексту сказки. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Работа над выразительностью речи.
Закрепление отдельных мизансцен.
Репетиция с деталями декорации и реквизита, с музыкальным оформлением.
7. 3. – 3ч. (3пр.) Репетиция всей сказки целиком
8. Подведение итоговой работы.
8 .1. 1 ч. (1 пр.) Премьера спектакля.
9. Кукольный театр.
9. 1. – 2ч. (1пр; 1 т.) История развития кукольного театра.
Виды кукольного театра (способы управления) в дошкольных учреждениях:
- театр кукол игрушек;
- театр кукол петрушек;
- театр тростевых кукол;
- куклы ведомые детьми;
- театр марионеток.
Знакомство с куклой-перчаткой
Этюды с куклой-перчаткой.
Театрализованная игра с элементами кукольного театра «День рождения».
9. 2. – 3 ч. (3пр.) Работа над сказкой.
Выбор пьесы.
Репетиция сказки по кускам, картинам, актам.
10. Подведение итоговой работы.
10. 1. 1 ч. (1 пр.) Показ спектакля публике.
10. 2. 1 ч. (0,5 пр. 0,5 т.) Подведение итогов работы всего года.
Оформление стенда или альбома фотографиями со спектаклей.
Второй год обучения
1. Введение.
1. 1. – 1 ч. (0,5 пр; 0,5 т.) «Здравствуй, театр».
Адаптационный период.
Цели занятий.
Игры.
2. Основы театральной культуры.
2. 1. – 2 ч. (2 т.) Особенности театрального искусства.
Театр снаружи и изнутри.
Рождение спектакля.
Знакомство с новыми понятиями (кулисы, грим, реквизит, афиша, и др.), с театральными профессиями.
3. Сказки.
3.1. – 2 ч. (2 т.) Сказки народов мира.
Сказки древнего Египта («Лев и мышь»)
Индийские сказки («Волшебная чаша»)
Сказки Шарля Перро (Франция)
Сказки Ханса Кристиана Андерсена (Дания)
4. Театральная игра.
4. 1. - 3 ч. (3 пр.) Общие развивающие игры
Игры на развитие внимания зрительного и слухового, образного мышления, памяти, наблюдательности, воображения. «Скорый поезд», «Как живешь?», «Устами младенца», «Одно и тоже, по-разному», и др.
4. 2. – 3ч. (3 пр.) Специальные театральные игры
Игры на превращения, на действия с воображаемыми предметами. «Разведчики», «Караси и щука», «Профессионалы», «Кругосветное путешествие», и др.
5. Ритмопластика.
5. 1. – 3ч. (2 пр. 1 т.) Неязыковые средства выражения образа:
Упражнения на внимание и координацию движений.
Пластические импровизации под музыку разного характера.
Создание образа с помощью жеста и мимики.
Упражнения для развития мимических чувств.
6. Культура и техника речи.
6. 1. - 3 ч. (2 пр. 1 т.) «Звучит слово».
Техника речи:
- игры и упражнения на опору дыхания;
- артикуляционная гимнастика (упражнения «Часики», «Расческа», «Качели» и др.)
- скороговорки;
- игры на развитие мелкой моторики («Замок», «Цветок», «Кошка» и др.)
Выразительное чтение:
- игра для развития речевого слуха «Раз, два три за мною повтори»;
- игры для развития высоты голоса и тембра «Колобок», « Теремок»;
- интонация.
- логическое ударение.
- паузы, темп, ритм.
6. 2. – 3 ч. (2 пр. 1 т.) «Посочиняем?»
Коллективное сочинение сказки.
Умение выстраивать сюжетную линию, создавать словесный образ конкретных персонажей, логически мыслить. Сказка «Друзья»
7. Работа над спектаклем.
7. 1. – 3 ч. (2 пр. 1 т.) Выбор сказки.
Обсуждение ее с детьми.
Деление сказки на эпизоды и пересказ их с детьми.
Работа над содержанием пьесы средствами кукольного театра.
7. 2. – 4 ч. (4 пр.) Сказка в стихах.
Распределение ролей.
Работа над образами.
Разыгрывание этюдов, эпизодов.
Поиск музыкально-пластических решений отдельных эпизодов. Постановка ритмических композиций.
Работа над выразительностью речи.
Закрепление отдельных мизансцен.
Костюм, как выразительное средство характеристики персонажа.
Репетиция с деталями декорации и реквизита, с музыкальным оформлением.
7. 3 – 3 ч. (3пр.) Репетиция всей сказки целиком.
8. Подведение итоговой работы.
8. 1. – 1 ч. (1 пр.) Премьера спектакля.
9. Кукольный театр.
9. 1. – 2 ч. (2 пр. 1 т.) «В гости к кукле».
Работа с куклами – петрушками:
- устройство куклы – петрушки;
- способы управления без ширмы (упражнения, игры, этюды);
- ширма и декорации.
- упражнения с куклой на ширме.
Театрализованная игра с элементами кукольного театра «Мы едем, едем, едем».
9. 2. – 3ч. (3 пр.) «Дай жизнь кукле»
Работа над сказкой. Распределение ролей.
Обсуждение характеров персонажей.
Репетиция сказки по кускам, картинам, актам.
10. Подведение итоговой работы.
10. 1. – 1ч. (1пр.) Показ спектакля публике.
9. 2. – 1 ч.(0,5пр. 0,5 т.)
Подведение итогов работы всего года.
Оформление стенда или альбома фотографиями со спектаклей.
Методическое обеспечение программы
Методика работы с детьми ориентирована на достижения максимального результата для каждого путем организации совместной коллективной деятельности. Особое внимание отводится театрализованной игре (игровой метод). У Януша Корчака в книге «Как любить детей» есть такие строки: «Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера». В детской потребности к подражанию, превращению, преображению наиболее ярко проявляется творческая природа ребенка. Театральные игры – это уроки творчества, где через театральную игру нужно помочь детям развить свои творческие возможности. Здесь ставится цель: не механически передать общеизвестную сумму знаний и умений ребенку, а дать ему возможность с помощью знаний развить свое творческое воображение.
Какие условия обеспечивают достижение поставленной цели?
Во-первых: необходимо сотрудническое общение «на равных», т.е. важно устранить на занятиях психологический барьер между педагогом и воспитанниками, обеспечить контакт. Для этого нужно, прежде всего, повысить «уровень компетенции», в данном случае – самому «стать ребенком». Живость, непосредственность, искренность – те качества, которые присущи детям, отвечают их природе, должны быть восстановлены педагогом.
Во-вторых: стремление к результату не должно становиться самоцелью; работу необходимо строить не от «грамотности к искусству», а от «искусства к грамотности».
Для реализации программы также используются и другие методы.
Наглядно–слуховой. Без него неосуществимо восприятие произведений.
Наглядно–зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Для этого применяются картины, рисунки, цветные карточки, игрушки и.т.д.
Словесный метод в театральной деятельности также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает им определенные знания, поясняет произведения, которые они слушают. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение – таковы разновидности этого метода.
Практический метод в обучении детей очень важен. Педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания. Выразительный показ музыкально-ритмических движений, жестов, мимики имеет важное значение для освоения их детьми.
Также в работе я использую последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих приемов; игра-спектакль, просмотр сказки, беседа, этюды. Ведущей формой организации обучения является репетиция и показ спектакля.
Для реализации настоящей программы необходимо соблюдение определенных условий:
- наличие помещения, удобного для работы детей;
- наличие необходимого оборудования (музыкальный центр, телевизор, DVD проигрыватель, аудио и DVD-диски);
- наличие необходимого наглядного материала (игрушки, куклы-перчатки)
- наличие методической литературы для педагога;
- наличие литературы для учащихся;
- наличие костюмов, масок героев.
Личность ребенка – это удивительный и сложный мир, красочный и многообразный. Сегодня учить мышлению вне связи с сердцем недостаточно, ведь именно сердце есть обитель духовного и прекрасного, в нем живет человеческая совесть. Сберечь детское сердце – значит дать возможность напитать его нравственными ценностями, радостью творчества мысли. Процесс духовного, нравственного роста происходит во внутреннем мире человека и незаметен извне. Постепенно открываются сердце и ум ребенка для принятия внутреннего сознания прекрасного.
Педагог воспитывает детей не столько тем, что говорит, сколько своими каждодневными действиями. И если их поступки пронизаны идеалами добра и красоты, то для ребенка открывается путь к этим идеалам.
На занятиях дети знакомятся со сказками. Сказка есть форма выражения народной мудрости. Иными словами, это духовная культура народа, к истокам которой может прикоснуться детское сознание. Сказки наполнены глубочайшими познаниями о человеке. В сказках ребенок впервые сталкивается с нравственными понятиями, такими, как добро и зло, только в них они предстают в виде определенных образов. Воспитательная ценность сказки заключается в том, что ее форма позволяет соединить в себе два мира – мир внешней, обычной жизни и мир внутренний – духовный.
На занятиях ритмопластикой воспитывается культура движений, их красота и выразительность. Эти занятия, проходящие под музыку, развивают у ребенка метроритмический и звуковысотный слух, воспитывают в нем чуткого и вдумчивого слушателя. Танец позволяет выразить движения ума и души ребенка.
Занятия культурой и техникой речи способствуют правильному произношению, формируется лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь.
Театральное искусство помогает развиться ребенку, как целостной личности. Занятия театрально-творческой деятельностью с художественно-воспитательной точки зрения актуальны и значимы для детей всех возрастив.
Диагностика развития детей в театрализованной деятельности
В качестве процедуры оценивания результатов разработана диагностика. Общая диагностика по всем темам проводится в начале и в конце учебного года. После каждой пройденной темы проводится анализ усвоения материала детьми.
Диагностические упражнения
Методы диагностики: собеседование индивидуальное и групповое, наблюдение за детьми в процессе выполнения специальных заданий, игры, упражнения, спектакли.
Критерии:
Оптимальный – ребенок отвечает на вопросы, приводит примеры, правильно выполняет различные упражнения.
Допустимый – ребенок с помощью взрослого отвечает на вопросы, с помощью подсказки взрослого выполняет упражнения.
Слабый – ребенок не может ответить на вопросы, не может выполнить упражнения.
Первый год обучения
1. Показ сказки пантомимы «Зайчик и ежик»
Педагог распределяет роли, читает сказку, дети по ходу сказки изображают каждый своего персонажа.
2. «Что такое театр?»
Педагог задает вопрос, ребенок должен ответить.
3. «Какие ты знаешь сказки?»
Педагог задает вопрос, ребенок должен ответить.
4. Игра «Угадай, кто главный!»
Дети с помощью считалки выбирают водящего. Он на одну минуту покидают комнату, а в это время дети назначают «главного». Когда ведущий возвращается, по его команде «главный» начинает делать различные движения, например, качать головой, топать ногами, хлопать в ладоши, а дети должны повторять эти движения за «главным». Они должны это делать так, чтобы водящий не догадался, кто эти действия придумывает. Задача водящего - попытаться быстро отгадать, кто «главный», и если ему это удалось, то «главный» становится водящим в следующем кону.
5. Игра-упражнение «Танец розы»
Детям под музыку предлагается исполнить танец удивительно красивого цветка «Розы». Ребенок сам придумывает к нему движения. Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Дети «застывают» в любой придуманной ими позе.
6. Педагог произносит фразу, а ребята повторяют его окончание
Собирайся детвора. Ра! Ра!
Начинается игра. Ра! Ра!
Да ладошек не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час. Час.
Сколько будет через час? Час. Час.
И не правда будет два. Два. Два.
Дремлет ваша голова. Ва. Ва.
Как поет в селе петух? Ух. Ух.
Да не филин, а петух? Ух. Ух.
Вы уверены, что так? Так. Так.
А на самом деле как? Как. Как.
7. Скороговорка в разных темпах, шепотом.
Слишком много ножек у сороконожек.
8. Театрализованная игра с элементами кукольного театра «День рождения». С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «День рождения». Дети одевают куклу-перчатку, приходят в гости и дарят воображаемые подарки.
Второй год обучения.
1. Вопросы: Что вы знаете о театре? Театральные профессии?
Педагог задает вопрос, ребенок отвечает.
2. Вопросы: Какие вы знаете «Русские народные сказки», «Сказки народов мира?»
Педагог задает вопрос, ребенок отвечает.
3. Игра на развитие внимания, мышления, воображения «Одно и то же по-разному»
Дети в творческом полукруге. Каждому ребенку предлагается показать, например: сидящего человека у телевизора, в цирке, в кабинете у врача, у шахматной доски, с удочкой на берегу реки. Идти: по дороге, по горячему песку, по узкой горной тропинке, по бревну. Бежать: опаздывая на автобус, опаздывая в кино, от злой собаки, попав под дождь. Ловить: кошку, попугая, кузнечиков, комаров.
4. Игра на превращения, на действия с воображаемыми предметами «Кругосветное путешествие»
Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им отправиться в кругосветное путешествие: «Ребята, перед вами стоит задача: придумать, где будет проходить ваш путь – по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле».
Дети предлагают маршрут кругосветного путешествия, используя декорации. Итак, маршрут составлен, и дети начинают играть. В игре используется музыка народов мира, шумовые эффекты – гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.
5. Произнесение скороговорки в разных темпах, шепотом.
Медвежонок неуклюжий лапой шлепает по луже.
Медвежонок кружится, ловит лучик в лужице.
6. «Посочиняем?» Нужно придумать рассказ или ответ на вопросы:
- Что было бы, если бы сломались все стулья?
- Что было бы, если бы порвались все книжки?
- Что было бы, если бы потерялись все шапки и варежки?
- Что было бы, если бы оторвались все пуговицы?
- Что было бы, если бы …
7. Сочинение сказки «Друзья»
Дети в творческом полукруге. Педагог начинает рассказывать сказку, например, «В одном городе, на небольшой улице стоял красивый, необычный дом, который назывался «Домик настроений». В нем жило много ребят». Дети по очереди продолжают сказку: каждый ребенок добавляет свое предложение.
8. Театрализованная игра с элементами кукольного театра «Мы едем, едем, едем»
Готовится импровизированный автобус (на стульчиках). Дети одевают куклу-перчатку и садятся в автобус. Водитель автобуса – педагог. Во время движения автобуса звучит музыка. Водитель объявляет остановки. Дети выходят и делают то, что скажет педагог. Например, остановка – песенная. Дети поют песню. Остановка танцевальная - дети танцуют с куклами. Остановка «Магазин». Дети покупают что-нибудь и т.д.
Литература
- Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста [Текст]. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд. дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
- Буренина А.И. Театр всевозможного. От игры до спектакля [Текст] : учебно-методическое пособие. – СПб. : Музыкальная палитра, 2002. – 114 с.
- Дмитренко Р.В. Театрализованные игры для младших школьников [Текст]. – Волгоград: Учитель, 2006. – 120 с.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду [Текст]. – М. : Учпедгиз, 1960. – 99 с.
- Косинова Е.М. Уроки логопеда [Текст] : игры для развития речи. – М.: Эксмо, 2009. – 192 с.
- Маметьева М.Н. Образовательная программа «Музыкальный театр» [Текст]. – Новокузнецк, 2002. – 80 с.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 121 с.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст] : пособоие для воспитателей, педагогов доп. Образования и музыкальных руководителей детских садов / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 1999. – 159 с.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду [Текст] : для занятий с детьми 5-6 лет. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 144 с.