Проектная деятельность в ДОУ
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Какие основные этапы можно выделить в осуществлении учебного проекта?
- 1. Подготовка. Основным содержанием работы на этой стадии является определение темы и целей проекта.
- 2.Планирование. Планирование включает в себя ряд этапов: а) определение источников информации; б) определение способов сбора и анализа информации; в) определение способа представления результатов (форма отчета); г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; д) распределение задач (обязанностей) между членами команды. Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разрабатывают соответствующий план действий. Формулируют задачи, выдвигают гипотезы, требующие подтверждения или опровержения на следующем этапе работы.
- 3. Исследование. Стадия сбора информации, решение промежуточных задач.
- 4. Результаты и выводы. Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную). Учитель наблюдает и советует. Происходит оформление проведенного исследования и формулирование выводов.
- 5. Представление или отчет. Учащиеся предоставляют для отчета проделанную ими работу. Учитель слушает и задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
- 6. Оценка результата и процесса. Ученики участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Учитель помогает оценивать усилия учеников, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.
Как происходит личностное включение в деятельность по выполнению проекта?
Включение в систему проекта На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Чем обеспечивается мотивация работы учащихся над проектом?
Они обеспечиваются в первую очередь следующими способностями:
- коммуникативные (речь, умение слушать и убеждать, жесты, мимика), социальные (коллективизм, самодисциплина; толерантность)
- литературно-лингвистические способности (описание идеи, разработка рекламного прайс-листа);
- импровизация в процессе защиты (речь, мимика, жесты и т.д.);
- математические способности (расчет затрат, сочетание формы и объема, пространства и времени и т.д.);
- художественные способности (дизайн изделий и др.);
- мыслительные способности (наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление и др.);
- двигательные способности (координация движений, чувство силовых приемов, умение пользоваться инструментами);
- технологические способности (умение составлять и читать простейшие чертежи, разбираться в технических устройствах, решать простейшие технологические задачи).
Перечислите формы презентации проекта.
- Реклама-рассказ; мастер-классы;
- лаборатории; презентация;
- конкурсы; творческие гостиные;
- круглые столы; выставки;
- дискуссии; концерты;
- общественные слушания; экспертные обсуждения;
- деловые игры; Web-сайты.
Проект на тему: "Учимся слушать и понимать музыку"
Автор: Солодовникова Галина Михайловна,
музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад с. Красный Яр"
Тема проекта
"Учимся слушать и понимать музыку"
Класс, предмет
5 класс: "Музыка".
В проекте рассматриваются следующие учебные темы:
1. О чём говорит музыка? - 3 часа.
2. Что выражает музыка? - 1 час.
3. Изобразительность в музыке. - 3 часа.
Краткая аннотация проекта
В. Г. Белинский писал: "Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, - не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их юные души..."
Музыка - сложное искусство. Как художественное слово или картина, музыка в начальной школе должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Рассматривая картины, дети учатся понимать живопись, слушая рассказы, воспринимают художественное слово, а слушая песни или пьесы, сыгранные на фортепиано, они учатся любить, понимать и осознавать музыку.
Систематическое слушание музыки в младшем школьном возрасте помогает учащимся в более старшем возрасте лучше понимать и любить её.
Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе. Первая задача педагога - пробудить у учащихся интерес к музыке. Эта задача решается соответствующим подбором музыкальных произведений. Вторая задача - поднять общую музыкальность. Посредством слушания музыки у школьников развиваются, обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания. Третья задача - привить учащимся вкус к хорошей музыке. Важно с младшего школьного возраста создать для учеников благоприятную музыкальную среду, исполнять для них высокохудожественные музыкальные произведения. Четвёртая задача - познакомить учащихся с основными средствами музыкальной выразительности: мелодией, ладом, гармонией. Если практиковать слушание музыки начиная с первого класса, дети привыкнут к гармоническим сочетаниям, у них разовьётся слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придётся наблюдать такие явления, которые не редко бывают в оперных театрах,- разговоры во время исполнения оркестром вступления к опере или к отдельным действиям при закрытом занавесе.
Так, как же определять настроение и характер музыки? Как слушая музыку, понимать её настроение, замысел композитора? Как музыка выражает различные черты человеческого характера? Сходны ли музыка и живопись? Отличаются ли образы рисунков художников от музыкальных образов? На все эти вопросы учащиеся получают ответы в ходе работы над учебным проектом "Учимся слушать и понимать музыку".
Проект разработан для учеников 5-го класса и направлен на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования.
Цели и задачи проекта
Работа над проектом направлена на достижение следующих целей:
- формирование основ мукыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
- умение делать выборку полученной информации в целях общения и сотрудничества, знакомство с особенностями методики проектного обучения: наглядное представление нового материала различными способами, включая все модальности восприятия (текст, изображение, звук);
- развитие исследовательских компетенций обучающихся, развитие умений и качеств человека XXI века;
- пользование электронными медиа-ресурсами, интернет-ресурсами, представление результатов учебной деятельности с помощью средств ИКТ.
Решение общих целей учебного проекта "Учимся слушать и понимать музыку" осуществляется через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
...какие планируем результаты.
"Музыка ― могучий источник мысли. Вез музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие". В. А. Сухомлинский.
Личностными результатами изучения музыки в проекте являются:
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки в проекте являются:
устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки в проекте являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
В ходе исследований дети наблюдают за тем, как в «Картинках с выставки» Мусоргский показал богатые выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях; как музыка воздействует на животных и растения, на людей и их настроение. Учащиеся осваивают работу в программах Microsoft Word, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office PowerPoint, учатся анализировать, делать выводы.
В проекте работают группы: "Юные композиторы", "Маленькие музыканты", "Виртуозные исполнители".
План работы над проектом
Перед началом работы над проектом:
1. Выпуск буклета для родителей, представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и предстоящем проекте. Получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикации их работ и фотографий на страницах проекта. Сбор регистрационной информации учителем. Анкетирование учащихся.
1 урок - Организационный: постановка целей проекта, создание стартовой презентации с целью смотивировать обучающихся на работу в проекте. Формирование групп, планирование работы над проектом в группах. Декларация правил работы в проекте. Подбор печатных источников и музыкальной литературы, словарей и энциклопедий по музыке и искусству, медиа-ресурсов по теме проекта.
2-3 уроки - Музыкально-познавательные: прослушивание пьес и фрагментов музыкальных произведений, сравнение, сопоставление, определение характеров музыкальных произведений. Определение направления поиска информации в разных источиках (по группам). Индивидуальное консультирование детей. Оценивание и корректировка планов работы в группах, заполнение листа продвижения по проекту.
4 урок - Продвижение по проекту: исполнение знакомых песен, проигрывание ритмических рисунков на детских музыкальных инструментах. Продолжение поиска информации в разных источниках. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью анкет оценки работы группы, созданных с помощью форм Google.
5 урок - Поисково-исследовательский: самостоятельная исследовательская работа в группах. Прослушивание записей фрагментов музыкальных пьес и произведений из домашней фонотеки, музыкальных кинофильмов. Работа с электронными интернет-ресурсами, медиа-ресурсами. Обработка информации. Критический анализ полученного материала, выбор главного.
6 урок - Творческий: оформление результатов исследований (создание презентаций и буклетов), подготовка творческих работ. Повторное консультирование. Доработка и корректирование проектов с учетом рекомендаций учителя. Подготовка конференции по итогам результатов работы.
7 урок - Заключительный: защита творческих работ, представление результатов работы групп. Рефлексия по итогам проекта. Итоговое оценивание. Награждение.
Продолжительность проекта - 7 уроков, 7 недель, 1час в неделю.
План реализации учебного проекта.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
О чём говорит музыка?
Проблемные вопросы
1. Может ли музыка говорить?
Д. Б. Кабалевский. "Три подружки". Злюка, Плакса, Резвушка.
2. Что может выражать музыка?
3. Что может изображать музыка?
4. Может ли музыка изображать движение в его развитии?
Группа "Юные композиторы"
1. Что может быть выражено в музыке?
2. Какие чувства может передавать музыка?
3. Какие самые распространённые чувства человека передаёт музыка в фортепианной пьесе Людвига ван Бетховена "Весёлая. Грустная"?
4. Может ли музыка выражать мысли и чувства не только одного человека, а многих людей, целого народа и даже всего человечества?
5. Может ли музыка передать чувства, которые художник Михаил Васильевич Нестеров вложил в создание картины "Два лада". Как близки звуки и краски в искусстве?
6. Какие три характера девочек отражены или нарисованы композитором Дмитрием Борисовичем Кабалевским в музыкальной пьесе "Три подружки"?
7. Может ли музыка выражать разные черты характера человека и исполняться по-разному?
Группа "Маленькие музыканты"
1. Может ли музыка наделить и сказочных зверей чертами человеческих характеров, выражать их чувства и переживания?
2. Может ли в одной музыке быть разное настроение?
3. Что такое изобразительность в музыке?
4. Отличаются ли образы рисунков художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана от музыкальных образов фортепианных пьес "Картинки с выставки" русского композитора Модеста Петровича Мусоргского?
5. Как музыка может изображать поезд, трубу, шаги идущего человека, движение, конницу, барабан, звуки природы, сказку, любые картины природы и жизни?
6. Как изображает музыка в пьесе Льва Константиновича Книппера "Полюшко" и кого?
А. Лядов "Музыкальная табакерка" в исполнении
квартета флейт "Flauti tenerissimi in guattro"
Группа "Виртуозные исполнители"
1. Может ли музыка изображать удивление?
2. Что изображает музыка в "Музыкальной табакерке" Анатолия Константиновича Лядова?
3. Может ли музыка рисовать картины природы?
4. Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор Вадим Николаевич Салманов, чтобы передать картину того или иного времени суток в фортепианных пьесах "Утро в лесу" и "Вечер".
5. Сходны ли музыка и живопись?
6. Как связаны выразительность и изобразительность в музыке?
7. Как музыка воздействует на человека?
Публикация учителя
- Буклет предназначен для родителей учащихся. Буклет содержит полезную информацию по организации и проведению работы над учебным проектом и может использоваться как "Памятка для родителей". Также может использоваться в качестве подарка коллегам, посетившим открытые мероприятия по реализации проекта "Учимся слушать и понимать музыку".
- Вводная презентация учителя к учебному проекту
- Пример продукта проектной деятельности учащихся
- Исследование Увиденная Музыка, услышанная Живопись. Как близки звуки и краски в искусстве?
- Исследование Влияние музыки на живых существ.
- Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
- Формирующее оценивание. Проверочный лист (контрольный лист) "В ходе моего проекта я..."
- Лист самооценивания работы в группе.
- Ответы на лист самооценивания работы в группе.
- Итоговая рефлексия для участников проекта.
- Итоговая рефлексия для участников проекта. (Ответы)
- Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
- Сопровождение и поддержка образовательного процесса с помощью ИКТ
Веб-ресурсы
Уроки музыки на Music Fantasy.Бетховен. Весело - грустно. Музыка выражает настроения, чувства, характер людей.
Уроки музыки на Music Fantasy.Д. Б. Кабалевский. "Три подружки". Злюка, Плакса, Резвушка.
Википедия.М. П. Мусоргский "Картинки с выставки". М. П. Мусоргский и В. А. Гартман.
Фестиваль педагогических идей. Урок музыки "О чём говорит музыка?"
"Шаг в профессию".Тема: Изобразительные возможности музыки. Что может выражать музыка?
Википедия.Музыка.
Современная энциклопедия на "Академике".Музыка.(http://dic.academic.ru)
Музыка mp3, материалы в помощь учителю:
Детям о музыке.Слушаем музыку, детские песни MP3. Качаем Музыку, ноты, видео. Стихи о музыке, музыкальная азбука. Рассказы о музыке и музыкантах. Великие композиторы.
© 2004-2012 «e-papa.org» Детское творчество и развитие.Музыка для детей. Классическая музыка детям.
Всё для музыкальной школы на АсСоль. Высказывания и афоризмы о музыке. Пословицы и поговорки о музыке.
Метод проектов на уроках в начальной школе. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
Памятка для родителей
Терапевтические возможности музыкального искусства.
1.Звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа;
2. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов;
3. Флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, помогает одолеть кашель;
4. Труба эффективна при радикулитах и невритах;
5. Струнные наиболее эффективны при болезнях сердца; способны излечить плохое настроение;
6. Альт излечивает неврозы;
7. Арфа способствует возвращению в доброе и бодрое расположение духа;
8. Духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя; является анальгетиком в мире звуков, то есть снимает боль.
9. Музыка может укреплять иммунную систему, улучшать обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы; повышает способность организма к высвобождению эндорфинов- мозговых биохимических веществ, помогающих справиться с болью и стрессом.
10. Музыкальная терапия может использоваться для лечения сахарного диабета, изменяя психическое состояние человека и, как следствие понижается уровень сахара в крови.
Литература:
Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М., 2007.
Галанов А. С. Игры, которые лечат. М., 2006.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2007.
Емельянов В. В., Фонопедический метод развития голоса. Методическая разработка. Санкт- Петербург.,2002.
Картушина М.Ю. Программа «Зеленый огонек здоровья»
Лысак Л. И., Кудрина Г. Я., Романова Л. М., Ковадло Г. Г., Нетрадиционные методы оздоровления органов дыхания в условиях детского сада Крайнего Севера, И., 2004.
Нестерюк Т. В. Дыхательная и звуковая гимнастика. М., 2007.
Овчинникова Т. Н., Музыка для здоровья, М.,2000.