Семинар-практикум «Эффективное общение воспитателя с родителями»
методическая разработка на тему
Цель: способствовать преодолению педагогами трудностей в общении и взаимодействии с родителями.
Задачи:
1) актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;
2) содействовать повышению у педагогов уверенности в себе;
3) развивать и закреплять практические навыки построения педагогами эффективного общения с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_effektivnoe_obshchenie_vospitatelya_s_roditelyami.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Эффективное общение воспитателя с родителями»
Цель: способствовать преодолению педагогами трудностей в общении и взаимодействии с родителями.
Задачи:
- актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;
- содействовать повышению у педагогов уверенности в себе;
- развивать и закреплять практические навыки построения педагогами эффективного общения с родителями.
Продолжительность: 1 час 15 мин.
Примечание. Перед семинаром-практикумом проводится анкетирование.
Анкета
Уважаемый коллега!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Ответы в обобщенном виде будут использованы при подготовке семинара-практикума «Эффективное общение воспитателя с родителями». Заранее благодарим Вас за участие!
1 | Каковы Ваши личные цели в работе с родителями: - привлечение родителей к проблемам воспитания детей в детском саду; - материально-хозяйственная помощь; - помощь в правильной организации досуга детей и родителей; - соблюдение всех требований воспитателя; - нет целей; - другое. | |
2 | Какими способами, методами Вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми? | |
3 | Каким Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу? Совпадает ли это с реальным поведением родителей? | |
4 | Чему, на Ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей? | |
5 | Чему могут научиться родители у педагогов? | |
6 | Что необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную |
Спасибо за сотрудничество!
Ход семинара-практикума
1. Упражнение «Возьми салфеток столько, сколько...»
Цель: знакомство; создание в группе веселой и позитивной атмосферы. Инструкция. Участники сидят в общем кругу. Педагог-психолог передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники возьмут салфетки, педагог-психолог просит каждого сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
2. Слово педагога-психолога
«Представьте себе, что общение с родителями сводится к утреннему "Здравствуйте!" и вечернему "До свидания!", т. е. это обезличенное и опосредованное общение через предлагаемые родителям анкеты и информацию, размещенную в групповых уголках. Как вы думаете, возможна ли такая ситуация в нашем детском саду?.. Совершенно верно - нет, нет и еще раз нет! Ведь у педагогов и родителей единые задачи. Какие?.. Сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонично развитыми личностями».
3. Дискуссия «Я и родители моей группы»
- Озвучивание результатов предварительного анкетирования.
- Работа в подгруппах (деление на подгруппы добровольное). Задание: записать ответы
на вопросы:
- Есть ли у Вас претензии к родителям?
- Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?
4. Упражнение «Преврати недостаток в достоинство»
Цель: представление выявленных родительских претензий в позитивном ключе.
Инструкция педагога-психолога: «Подумайте и найдите позитивное зерно, например, в таком "недостатке", как отсутствие собственных детей».
Варианты ответов: есть свободное время для личной жизни, время для чтения книг и пособий, для подготовки к мероприятиям; «мы умеем любить "чужих" детей и видеть в них хорошие и сильные стороны»; «мы приобретаем опыт для воспитания собственных детей» и др.
5. Мини-лекция педагога-психолога «Правила построения эффективного общения» (тезисы)
Из чего складывается успех общения? Прежде всего из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять ее. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям, поэтому воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Коммуникативная компетентность - совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения, которое осуществляется с помощью коммуникативных сигналов (табл. 2).
Виды коммуникативных сигналов
№ | Вид | Средства и особенности |
1 | Вербальные сигналы | Смысл высказываний, подбор выражений, правильность речи и разные виды ее неправильности |
2 | Паралингвистические сигналы | Особенности произнесения речи и неречевых звуков, качества голоса |
3 | Невербальные сигналы | Взаимное расположение в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи |
6. Упражнение «Марфуша»
Цель: показать участникам, насколько влияют на коммуникацию «личностные фильтры», продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации.
Инструкция. Несколько человек выходят из помещения. Ведущий три раза читает текст: «Марфуша была примерной девушкой: работала на заводе, как и все, ходила на демонстрации, продукты покупала только в магазинах, сексом занималась исключительно с мужем и по пятницам. Однажды она пошла в лес и увидела НЛО. С тех пор все не как у людей: с работы уволилась, дома стала устраивать демонстрации, продукты покупать на рынках, а сексом заниматься - когда угодно и всякими разными способами».
Далее приглашается один из участников, что вышли, ведущий пересказывает ему текст так, как запомнил. Тот в свою очередь пересказывает следующему и т. д. В конце участники обсуждают, каким образом менялась информация в процессе передачи.
7. Мини-лекция педагога-психолога «Правила общения с родителями» (тезисы)
При общении с родителями нужно помнить о существовании определенных закономерностей. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того чтобы благополучно миновать эти секунды, желательно применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника, нужно дать ему как минимум три психологических плюса). Самые универсальные плюсы - это улыбка, имя собеседника и комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать готовность общаться с ними. Причем собеседник должен видеть это, т. е. необходима искренняя доброжелательная улыбка!
Собственное имя человека - самый значимый для него набор звуков на любом языке. При приветствии важно произносить имя и отчество, не просто кивать или сказать: «Здрасьте!», а отчетливо и уважительно произнести: «Здравствуйте, Ирина Александровна!»
В общении наиболее эффективен не прямой , а косвенный комплимент - мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: рыбаку - удочку, родителю - его ребенка. Вечером родители особенно остро реагируют на сообщения воспитателя о хорошем или плохом поведении ребенка. Как поступить в данной ситуации? Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично поведать о проблемных моментах у ребенка. Какие еще существуют приемы установления позитивного контакта с родителями (демонстрация педагогом-психологом и одним из участников приемов общения):
- одновременно с улыбкой доброжелательный внимательный взгляд (контакт глаз),
не следует «сверлить» собеседника взглядом; - короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция
характерна для беседы близко знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Однако нельзя нарушать границы личного пространства собеседника; - следует убрать препятствия, «увеличивающие» в нашем восприятии расстояние между людьми при общении: стол (выйти из-за стола), книгу, лист бумаги в руках (отложить) и проч.;
- использование во время разговора открытых жестов, не скрещивать перед собой
руки, ноги; - создание и поддержание состояния безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляда исподлобья, вызывающей интонации в голосе);
- использование приема присоединения, т. е. нахождение общего «Я», например часто произносить «Я сама такая же; у меня то же самое...». Как можно реже употреблять местоимение «вы»: «Вы сделайте то-то...», «Вы должны это...». Нужно чаще говорить «мы»: «Мы все заинтересованы в том, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали...», «Нас всех беспокоит, что дети...» и т. п.
Таковы основные правила установления позитивного личностного контакта, построения
эффективного общения и взаимодействия с родителями.
8. Игра «Тренировка интонации»
Проводится по подгруппам.
Инструкция: Участникам предлагают произнести фразы «Мне не безразличны успехи вашего ребенка» и «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре» с оттенками иронии, упрека, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании участники сообщают, удалось ли достичь цели воздействия, какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
9. Игра «Волшебная шляпа»
Участники встают в круг.
Инструкция педагога-психолога: «Пока звучит музыка, передаем шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и косвенный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, также можно сказать что-либо положительное о ребенке. Тот родитель, которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: "Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравится!"». По окончании игры проводится обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент, приятно ли было его принимать.
Вывод педагога-психолога: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т. е. надо хвалить родителю ребенка.
10. Психотехническое упражнение «Давление»
Инструкция педагога-психолога: «Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего - слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите давление на ладони партнера.
Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили на ладони партнера или когда он давил на ваши ладони? Возможно, вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае - вам было неприятно давить на партнера, и очень неприятно, когда он давил на вас. Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла, установите психоэнергетический контакт... Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. В этом случае вместо того, чтобы оказать вам помощь, он просто откажется от контакта».
11. Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Инструкция педагога-психолога: «Любой специалист ДОУ знает, что есть так называемые трудные родители, с которыми сложно общаться. Каких родителей можно назвать трудными? Разделитесь на две группы. Сначала создайте обобщенный портрет того родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные эмоции. При составлении портрета используйте прилагательные. Затем создайте портрет родителя, общение с которым всегда вызывает у вас положительные эмоции».
Вопросы для рефлексии:
- Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт, какие качества вы отразили в этом портрете, были ли у вас в практике такие родители?
- Что вы чувствовали при создании этого портрета, есть ли в вашей группе такие родители?
- Как вы считаете, нужно ли искать пути для установления контакта с теми родителями, которые вам неприятны?
Вывод педагога-психолога. «Трудные родители обычно:
• конфликтные, демонстрируют наступающую позицию, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: "Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!"; "Вы же воспитатели, педагоги, и ваша обязанность - учить и воспитывать детей!";
• родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: "Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!"».
12. Упражнение «Резервуар»
Инструкция педагога-психолога: «Закройте глаза. Представьте или вспомните неприятную беседу с конфликтным, эмоционально заряженным родителем. Примите на себя роль "пустой формы", резервуара или кувшина, в который ваш собеседник вливает свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние "резервуара". Вы - просто форма, вы не реагируете на внешние воздействия, оставайтесь холодным и нейтральным. Когда вы будете уверены в том, что сформировали внутреннее состояние "резервуара", начинайте общение с собеседником».
Примечание. После проведения упражнения педагог-психолог подводит итоги: «Во избежание противостояния с родителями нужно:
• проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
- подчеркнуть значимость их воспитания ребенка;
- не навязывать им свое мнение (давление приводит к протесту);
- обсуждать проблему, а не личные качества ребенка и его родителей;
- обязательно выразить уверенность в том, что если будут объединены усилия семьи
и сотрудников детского сада, то конкретную проблему удастся успешно решить».
13.Рефлексия впечатлений от семинара-практикума. Упражнение «Автобусная остановка»
Инструкция. На четырех стенах зала закреплены листы А4, вверху которых написаны
неоконченные предложения, например: «С этой минуты я буду...», «Спасибо...», «Этот
семинар для меня...», «Самое важное - это...», «Сегодня я сделал открытие...» и др.
Участники делятся на четыре группы и отправляются в путешествие по этим «остановкам», заканчивая на каждой написанное предложение.
14.Завершение семинара-практикума. Упражнение «Броуновское движение»
Цель: повышение самооценки.
Инструкция. Все участники передвигаются по комнате хаотично, как молекулы, и, сталкиваясь с кем-нибудь, говорят: первому - «Я самая лучшая», второму - «Я самая умная», третьему- «Я самая счастливая» (богатая, красивая, упрямая и т. д.).
Примечание. По окончании выполнения упражнения педагог-психолог благодарит всех присутствующих за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов: " Общение воспитателя с родителями воспитанников"
Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, ...
семинар-практикум для педагогов "Общение воспитателей с родителями воспитанников"
Целью данного семинара-практикума является повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями.Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его...
Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А
Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...
Конспект Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А
Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:...
Дистанционное обучение. Школа молодого педагога. Семинар - практикум для педагогов "Общение воспитателя с родителями своих воспитанников"
Этот семинар-практикум о взаимоотношениях между воспитателями и родителями воспитанников.Как построить хорошие, доброжелательные, основанные на сотрудничестве и взаимовыручке, отношения....