Семинар-практикум «Эффективное общение воспитателя с родителями»
методическая разработка на тему

Чепрасова Людмила Викторовна

Цель: способствовать преодолению педагогами трудностей в общении и взаимодей­ствии с родителями.

Задачи:

1)   актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родите­лями;

2) содействовать повышению у педагогов уверенности в себе;

3) развивать и закреплять практические навыки построения педагогами эффективного общения с родителями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Эффективное общение воспитателя с родителями»

Цель: способствовать преодолению педагогами трудностей в общении и взаимодействии с родителями.

Задачи:

  1. актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;
  2. содействовать повышению у педагогов уверенности в себе;
  3. развивать и закреплять практические навыки построения педагогами эффективного общения с родителями.

Продолжительность: 1 час 15 мин.

Примечание. Перед семинаром-практикумом проводится анкетирование.

Анкета

Уважаемый коллега!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Ответы в обобщенном виде будут использованы при подготовке семинара-практикума «Эффективное общение воспитателя с родителями». Заранее благодарим Вас за участие!

1

Каковы Ваши личные цели в работе с родителями:

- привлечение родителей к проблемам воспитания детей в детском саду;

- материально-хозяйственная помощь;

- помощь в правильной организации досуга детей и родителей;

- соблюдение всех требований воспитателя;

- нет целей;

- другое.

2

Какими способами, методами Вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми?

3

Каким Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу?

  Совпадает ли это с реальным поведением родителей?

4

Чему, на Ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей?

5

Чему могут научиться родители у педагогов?

6

Что необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную
жизнь группы и активно участвовала в ней?

Спасибо за сотрудничество!

Ход семинара-практикума

1.        Упражнение «Возьми салфеток столько, сколько...»

Цель: знакомство; создание в группе веселой и позитивной атмосферы. Инструкция. Участники сидят в общем кругу. Педагог-психолог передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники возьмут салфетки, педагог-психолог просит каждого сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

2.        Слово педагога-психолога

«Представьте себе, что общение с родителями сводится к утреннему "Здравствуйте!" и вечернему "До свидания!", т. е. это обезличенное и опосредованное общение через предлагаемые родителям анкеты и информацию, размещенную в групповых уголках. Как вы думаете, возможна ли такая ситуация в нашем детском саду?.. Совершенно верно - нет, нет и еще раз нет! Ведь у педагогов и родителей единые задачи. Какие?.. Сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонично развитыми личностями».

3.        Дискуссия «Я и родители моей группы»

  1. Озвучивание результатов предварительного анкетирования.
  2. Работа в подгруппах (деление на подгруппы добровольное). Задание: записать ответы
    на вопросы:
  • Есть ли у Вас претензии к родителям?
  • Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?

4.        Упражнение «Преврати недостаток в достоинство»

Цель: представление выявленных родительских претензий в позитивном ключе.

Инструкция педагога-психолога: «Подумайте и найдите позитивное зерно, например, в таком "недостатке", как отсутствие собственных детей».

Варианты ответов: есть свободное время для личной жизни, время для чтения книг и пособий, для подготовки к мероприятиям; «мы умеем любить "чужих" детей и видеть в них хорошие и сильные стороны»; «мы приобретаем опыт для воспитания собственных детей» и др.

5. Мини-лекция педагога-психолога «Правила построения эффективного общения» (тезисы)

Из чего складывается успех общения? Прежде всего из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять ее. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям, поэтому воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Коммуникативная компетентность - совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения, которое осуществляется с помощью коммуникативных сигналов (табл. 2).

Виды коммуникативных сигналов

Вид        

Средства и особенности

1

Вербальные сигналы      

Смысл высказываний, подбор выражений, правильность речи и разные виды ее неправильности

2

Паралингвистические сигналы

Особенности произнесения речи и неречевых звуков, качества голоса

3

Невербальные сигналы  

Взаимное расположение в пространстве, позы, жесты, мимика,

контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи

     

6. Упражнение «Марфуша»

Цель: показать участникам, насколько влияют на коммуникацию «личностные фильтры», продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации.

Инструкция. Несколько человек выходят из помещения. Ведущий три раза читает текст: «Марфуша была примерной девушкой: работала на заводе, как и все, ходила на демонстрации, продукты покупала только в магазинах, сексом занималась исключительно с мужем и по пятницам. Однажды она пошла в лес и увидела НЛО. С тех пор все не как у людей: с работы уволилась, дома стала устраивать демонстрации, продукты покупать на рынках, а сексом заниматься - когда угодно и всякими разными способами».

Далее приглашается один из участников, что вышли, ведущий пересказывает ему текст так, как запомнил. Тот в свою очередь пересказывает следующему и т. д. В конце участники обсуждают, каким образом менялась информация в процессе передачи.

7. Мини-лекция педагога-психолога «Правила общения с родителями» (тезисы)

При общении с родителями нужно помнить о существовании определенных закономерностей. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того чтобы благополучно миновать эти секунды, желательно применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника, нужно дать ему как минимум три психологических плюса). Самые универсальные плюсы - это улыбка, имя собеседника и комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать готовность общаться с ними. Причем собеседник должен видеть это, т. е. необходима искренняя доброжелательная улыбка!

Собственное имя человека - самый значимый для него набор звуков на любом языке. При приветствии важно произносить имя и отчество, не просто кивать или сказать: «Здрасьте!», а отчетливо и уважительно произнести: «Здравствуйте, Ирина Александровна!»

В общении наиболее эффективен не прямой , а косвенный комплимент - мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: рыбаку - удочку, родителю - его ребенка. Вечером родители особенно остро реагируют на сообщения воспитателя о хорошем или плохом поведении ребенка. Как поступить в данной ситуации? Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично поведать о проблемных моментах у ребенка. Какие еще существуют приемы установления позитивного контакта с родителями (демонстрация педагогом-психологом и одним из участников приемов общения):

  • одновременно с улыбкой доброжелательный внимательный взгляд (контакт глаз),
    не следует «сверлить» собеседника взглядом;
  • короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция
    характерна для беседы близко знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Однако нельзя нарушать границы личного пространства собеседника;
  • следует убрать препятствия, «увеличивающие» в нашем восприятии расстояние между людьми при общении: стол (выйти из-за стола), книгу, лист бумаги в руках (отложить) и проч.;
  • использование во время разговора открытых жестов, не скрещивать перед собой
    руки, ноги;
  • создание и поддержание состояния безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляда исподлобья, вызывающей интонации в голосе);
  • использование приема присоединения, т. е. нахождение общего «Я», например часто произносить «Я сама такая же; у меня то же самое...». Как можно реже употреблять местоимение «вы»: «Вы сделайте то-то...», «Вы должны это...». Нужно чаще говорить «мы»: «Мы все заинтересованы в том, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали...», «Нас всех беспокоит, что дети...» и т. п.

Таковы основные правила установления позитивного личностного контакта, построения

эффективного общения и взаимодействия с родителями.

8.        Игра «Тренировка интонации»
Проводится по подгруппам.

Инструкция: Участникам предлагают произнести фразы «Мне не безразличны успехи вашего ребенка» и «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре» с оттенками иронии, упрека, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании участники сообщают, удалось ли достичь цели воздействия, какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

9.        Игра «Волшебная шляпа»
Участники встают в круг.

Инструкция педагога-психолога: «Пока звучит музыка, передаем шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и косвенный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, также можно сказать что-либо положительное о ребенке. Тот родитель, которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: "Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравится!"». По окончании игры проводится обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент, приятно ли было его принимать.

Вывод педагога-психолога: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т. е. надо хвалить родителю ребенка.

10.        Психотехническое упражнение «Давление»

Инструкция педагога-психолога: «Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего - слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите давление на ладони партнера.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили на ладони партнера или когда он давил на ваши ладони? Возможно, вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае - вам было неприятно давить на партнера, и очень неприятно, когда он давил на вас. Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла, установите психоэнергетический контакт... Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. В этом случае вместо того, чтобы оказать вам помощь, он просто откажется от контакта».

11.        Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Цель:
осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Инструкция педагога-психолога: «Любой специалист ДОУ знает, что есть так называемые трудные родители, с которыми сложно общаться. Каких родителей можно назвать трудными? Разделитесь на две группы. Сначала создайте обобщенный портрет того родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные эмоции. При составлении портрета используйте прилагательные. Затем создайте портрет родителя, общение с которым всегда вызывает у вас положительные эмоции».

Вопросы для рефлексии:

  • Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт, какие качества вы отразили в этом портрете, были ли у вас в практике такие родители?
  • Что вы чувствовали при создании этого портрета, есть ли в вашей группе такие родители?
  • Как вы считаете, нужно ли искать пути для установления контакта с теми родителями, которые вам неприятны?

Вывод педагога-психолога. «Трудные родители обычно:

•        конфликтные, демонстрируют наступающую позицию, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: "Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!"; "Вы же воспитатели, педагоги, и ваша обязанность - учить и воспитывать детей!";

•        родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: "Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!"».

12.        Упражнение «Резервуар»

Инструкция педагога-психолога: «Закройте глаза. Представьте или вспомните неприятную беседу с конфликтным, эмоционально заряженным родителем. Примите на себя роль "пустой формы", резервуара или кувшина, в который ваш собеседник вливает свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние "резервуара". Вы - просто форма, вы не реагируете на внешние воздействия, оставайтесь холодным и нейтральным. Когда вы будете уверены в том, что сформировали внутреннее состояние "резервуара", начинайте общение с собеседником».

Примечание. После проведения упражнения педагог-психолог подводит итоги: «Во избежание противостояния с родителями нужно:

•        проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

  • подчеркнуть значимость их воспитания ребенка;
  • не навязывать им свое мнение (давление приводит к протесту);
  • обсуждать проблему, а не личные качества ребенка и его родителей;
  • обязательно выразить уверенность в том, что если будут объединены усилия семьи
    и сотрудников детского сада, то конкретную проблему удастся успешно решить».

13.Рефлексия впечатлений от семинара-практикума. Упражнение «Автобусная остановка»
Инструкция.
На четырех стенах зала закреплены листы А4, вверху которых написаны
неоконченные предложения, например: «С этой минуты я буду...», «Спасибо...», «Этот
семинар для меня...», «Самое важное - это...», «Сегодня я сделал открытие...» и др.
Участники делятся на четыре группы и отправляются в путешествие по этим «остановкам», заканчивая на каждой написанное предложение.

14.Завершение семинара-практикума. Упражнение «Броуновское движение»
Цель:
повышение самооценки.

Инструкция. Все участники передвигаются по комнате хаотично, как молекулы, и, сталкиваясь с кем-нибудь, говорят: первому - «Я самая лучшая», второму - «Я самая умная», третьему- «Я самая счастливая» (богатая, красивая, упрямая и т. д.).

Примечание. По окончании выполнения упражнения педагог-психолог благодарит всех присутствующих за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов: " Общение воспитателя с родителями воспитанников"

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, ...

семинар-практикум для педагогов "Общение воспитателей с родителями воспитанников"

Целью данного семинара-практикума является повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями.Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его...

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...

Конспект Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...

Дистанционное обучение. Школа молодого педагога. Семинар - практикум для педагогов "Общение воспитателя с родителями своих воспитанников"

Этот семинар-практикум о взаимоотношениях между воспитателями и родителями воспитанников.Как построить хорошие, доброжелательные, основанные на сотрудничестве и взаимовыручке, отношения....