Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
консультация на тему

Пахтусова Наталья Борисовна

Консультация для родителей, в которой описаны правила проведения артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков  и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
  • Артикуляционную гимнастику нужно проводить перед зеркалом, чтобы во время проведения упражнений ребенок видел в зеркало свое лицо и мог самостоятельно контролировать правильность выполнения движений. Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 
  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Необходимо выполнять упражнения каждый  день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
  • Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются по 10-15 секунд.
  • Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

Во время проведения артикуляционной гимнастики, необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений:

-точность движения  (достижение результата упражнения). Достигнуто необходимое положение языка, губ.

-плавность.  Движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.

-темп выполнения.  Темп выполнения не должен быть слишком быстрым или же, наоборот, медленным.

-устойчивость. Ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.

-переход от одного движения к другому. Умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

-дифференцированность движений.  Движение выполняется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).

 Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

 При выполнении артикуляционной гимнастики нельзя говорить ребёнку, что у него что-то получается не так. Необходимо подбадривать ребёнка, ведь далеко не всё будет получаться с первого раза.  Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой - залог успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду

Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были эффективными, необходимо соблюдать определенные правила. Грамотный подход к выполнению артикуляционных упражнений – залог скорейшего преодоления речевых ...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Рекомендации по проведению упражнений дыхательной и  артикуляционной гимнастики...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Материал содержит рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Учитывается принцип от простого к сложному, частота и длительность, а также условия выполнения артикуляционных...

Методические рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

        Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает ...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 3-4 раза в день по 3-5 минут, не  более 2-3 упражнений за раз, по 5-7 раз каждое упражнение. Удержание артикуляционной позы в одном положении...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Как грамотно провести артикуляционную гимнастику...