Статья "...И вновь технология ТРИЗ"
статья на тему

Данная публикация раскрываетопыт работы по развитию познавательной активности детей через использования игр технологии ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shaposhnikova_v.yu_.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шапошникова В.Ю.

МБДОУ детский сад №1 «Дружные ребята» г. Поронайск

 «…И ВНОВЬ – ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ»

Данная  публикация раскрывает опыт работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использования игр с элементами технологии ТРИЗ.

Общеизвестна базовая проблема современного образования – отбор содержания. Какие знания дать детям для подготовки маленького ребенка к созидательной жизни в завтрашнем дне? Известная фраза Джанни Родари о том, что мы убиваем завтрашней день, если сегодня даем знания вчерашнего дня, актуальны, как никогда.

Как быть? Какое содержание необходимо давать в условиях детского сада?

Внедренный законодательно Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит дошкольные учреждения перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.

В данном документе определены задачи познавательного развития.

Которые раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях. Таким образом, сегодня одним из приоритетных направлений дошкольной педагогики является задача развития познавательной активности и творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведет, к выявлению талантов развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

На сегодняшний день ТРИЗ – педагогика входит в состав современных образовательных программ и обладает всеми качествами, которые требуются для достижения целевых ориентиров ФГОС.

В процессе использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, разработанная ученым Г.С. Альтшуллером) у детей формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности.

В арсенале ТРИЗ используются игровые приемы и методы, позволяющие раскрыться творческому потенциалу каждого ребенка и приобрести не только знания, но и умение пользоваться ими в жизни.

Первое моё знакомство с технологией ТРИЗ произошла в 1999г. в детском саду г. Арсеньева «Ладушки», на тот период это было единственное дошкольное учреждение в городе  работающая по данной программе.

Творческий потенциал педагогов этого коллектива был, не иссекаем.

По истечению периода времени в дошкольном образовании произошли изменения. ФГОС ДО актуализировал работу в данном направлении. И я вновь заинтересовалась технологией ТРИЗ. Изучила имеющеюся литературу, попробовала сначала включить игры с элементами ТРИЗ в совместную деятельность с детьми, затем в познавательную деятельность.

Наблюдая и анализируя познавательные способности детей, можно сделать вывод, что ребята стали раскрепощенными в своих рассуждениях, проявляют смекалку в решении проблем, задач и мыслят более масштабно. Работа по ТРИЗ интересна и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, дополняет её с получением большей эффективности в достижении результата.

С первых же дней стали привлекать и родителей, в уголке для родителей был размещен стенд – пособие для освоения ребенком способов познания. На нем нашлось место основным направлениям нашей работы с детьми: анализаторам, признакам, преобразователям признаков (волшебников).Пособия заинтересовало родителей, они стали задавать много вопросов.

Наши игры прижились и семьях воспитанников. Активное вовлечение родителей позволяет детям почувствовать себя успешнее, увереннее, помогает раскрыть потенциал каждого ребенка.

Вот несколько примеров использования игр с элементами ТРИЗ в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста:

«Раз, два, три – свое чувство с помощью признаков опиши».

Цель: расширение понятийного аппарата и чувственного опыта детей, а также умение оперировать признаками и свойствами объектов нематериального мира.

Например, рассматриваем чувство – Нежность.

Педагог: Ребята, давайте попробуем описать нежность. Какая она? А в этом нам помогут признаки. (Далее педагог достает поочередно карточки с символическим изображением признака, и дети дают характеристику своему чувству через призму признаков) по месту расположения, где живет нежность?

Дети: в сердце. Педагог схематично зарисовывает ответы детей на заранее приготовленном листе или доске.

Следующий признак – размер

Педагог: А по размеру, как вы думаете, нежность большая или маленькая? Почему вы так думаете? Дети дают обоснованные ответы: большая, огромная потому что эту нежность я испытываю к своей маме.

Но нежность бывает и маленькая по размеру, например, нежность, которую я испытываю к божьей коровке, севшей на мою ладонь.

(Педагог подводит к выводу, что одно и тоже чувство, которое испытывает человек, может быть по своему размеру как и очень большим, так и маленьким, но при этом и большое и маленькое чувство очень важны).

Следующий признак – цвет

Педагог: А какая нежность по цвету? Какие бы вы выбрали цвета, чтобы раскрасить свое чувство нежности?

(высказывания детей: голубой, розовый, светло-зеленый и т.д.)

Педагог: а такие цвета, как черный, красный, серый, коричневый подойдут или нет? Объясните почему? Дети объясняют свой выбор.

Такая описательная характеристика чувства, которую дети составляют с помощью признаков, символически отображается на листе бумаги или на доске. Далее подобное описание чувства идет по другим признакам, создается копилка. Собирание копилки пробуждает познавательную, творческую активность детей, способствует установлению ассоциативных связей, развивает системное мышление, закрепляет в сознании ребенка нравственные понятия.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в подборе слов – антонимов. Развивать речевую активность.

Дети в кругу, ведущий вешает на доску «Тучку» со словами:
«Тучка в небе загрустила и ребяток попросила: «Поиграйте вы со мной, очень скучно мне одной». (Далее педагог достает поочередно карточки с символическими изображениями признаков), капелька с признаком - цвет.

Педагог: Объект по цвету бывает яркий, а наоборот? Дети: (темный)

 Капелька с признаком - температура. Педагог: Объект по температуре бывает горячий, а наоборот?  (холодный)

Капелька с признаком - вес. Педагог: Объект по весу бывает тяжелый, а наоборот?(легкий) Капелька с признаком - вкус.

Педагог: Объект по вкусу бывает сладкий, а наоборот? (кислый)

Капелька с признаком - влажность.

Педагог: Объект по влажности бывает сухой, а наоборот? (мокрый)

Капелька с признаком - рельеф.

Педагог: Объект по рельефу бывает гладкий, а наоборот? (шероховатый)

 Игра «Карусель»

Цель: Формирование у детей умения задавать вопросы и правильно их строить. Закрепление имен признаков. Развитие слухового внимания и памяти.

«Тучка красавица в магазин летала, там объекты разные покупала».

Педагог: ставит разнос с предметами – объектами (виноград, мяч и другие)
Предлагает ребенку выбрать любой объект и положить в центр игрового поля.

Участники игры встают по кругу. По сигналу взрослого «Раз, два, три беги!» дети бегут по кругу. На сигнал «Раз, два, три замри!» останавливаются около карточек с именами признаков.  Затем поочередно задают вопросы объекту в соответствии с выпавшим признаком, и отвечает на него.

Например: объект – виноград

(признак - вес) - Виноград, какой ты по весу? Легкий.

(признак - действие) - Виноград, что ты делаешь? Лежит.

(признак - вкус) - Виноград, какой ты по вкусу? Сладкий.

(признак - цвет) - Виноград, какой ты цвету? Фиолетовый.

(признак - местоположение) - Виноград, где твое место? На полке в магазине, на ветке, в соке и т.д. Игра продолжается с другими детьми.

Результаты педагогической диагностики и наблюдения за воспитанниками показывают:

- развивающая работа с использованием игр технологии ТРИЗ является эффективным средством развития познавательной активности. Проводимая совместная образовательная деятельность с использованием игр технологии ТРИЗ, помогает добиться позитивной динамики в развитии познавательных способностей, поверить в свои силы и активизировать познавательный интерес.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение технологии ТРИЗ (системный оператор) в ознакомлении старших дошкольников с Античной культурой»

Аннотация: в статье раскрыто значение для успешного обучения и развития детей, применение технологии ТРИЗ. Показывается на примере темы «Античность Древней Греции» применение метода системного операто...

Статья "СИНТЕТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ И РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"

        В статье представлен опыт синтетического использования инновационных технологий ТРИЗ Генриха Альтшуллера и материалов русского народного фольклора на музыкальных зан...

Статья на тему: "Применение ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании"

ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач, автором которой является Г.С. Альтшуллер...

статьи «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

статьи «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»...

Научная статья на тему: "Применение ТРИЗ-технологии в песочной терапии"

ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Многие педагоги и родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об ...

Статья "Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ"

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенуиала ребенка. Практика показала, ч...

Статья на тему: "Технология ТРИЗ как эффективное условие развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности".

quot;Каждый ребенок изночально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" Г. С. Альтшуллер...