Доклад «Эколого – развивающая среда на территории ДОО»
статья на тему

Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций: развивающую, оздоровительную, корректирующую, воспитательную, познавательную и практико-ориентировочную. Такая среда обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologo_-razvivayushchaya_sreda_na_territorii_sp.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Эколого – развивающая среда на территории

ДОО»

Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций: развивающую, оздоровительную, корректирующую, воспитательную, познавательную и практико-ориентировочную. Такая среда обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.

Детское дошкольное учреждение – это то место, где дети проводят огромное количество времени и должны чувствовать себя уютно, безопасно, радостно. Дети достаточно много гуляют на свежем воздухе. Восприятие мира у ребенка формируется под воздействием окружающей среды, в том числе и на детских площадках, находящихся на территории детского сада.

Благоустройство и озеленение территории детского сада – ответственная и очень важная задача. Значение работ по благоустройству участка трудно переоценить. Растения на территории СП являются своеобразным "зеленым щитом", они создают благоприятную среду, защищают от пыли, уменьшают попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процентное содержание кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Помимо того, что разнообразные растения полезны в оздоровительном и эстетическом плане, они ещё интересны и в плане познавательном. Дети могут познакомиться с названиями растений региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев), приобщиться к труду на земле, применить свои знания на практике. На всей территории детского сада должны быть расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. На каждом групповом участке дети смогут видеть, как растут цветы, ухаживать за ними и собирать семена, иметь возможность наблюдать цветущий пейзаж из окон группы.

Несмотря на относительно небольшую территорию СП , в ее благоустройстве и озеленении важную роль играет каждая деталь.

На участках СП можно соорудить – физкультурную площадку, беседку, навес для сна и игр в тени, уголок для животных и птиц, огород, цветник, плодово-ягодный сад, бассейн и т.д.

Но категорически запрещено использовать материалы, конструкции, растения и  ландшафтные решения, вызывающие даже малейшее сомнение в безопасности, прочности, устойчивости при воздействии различных условий и обстоятельств.

При составлении плана озеленения участка, необходимо учитывать следующие требования:

  • Под насаждения отводится не более 50% всей площади (если рядом с участком расположен лес, парк, сад, то эту площадь можно сократить до 30%).
  • Зеленые насаждения не должны мешать доступу солнечных лучей в здание, поэтому кустарники сажают не ближе 5, а деревья — не ближе 10 м от стен здания, имеющего окна на солнечную сторону (в жарких климатических районах эти расстояния уменьшают).
  • По периметру земельного участка следует предусмотреть однорядную защитную полосу деревьев или кустарников.
  • Для озеленения нельзя использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками и т. п.
  • При подборе растений нужно учитывать высоту и характер здания детского сада. В некоторых случаях целесообразно деревья не высаживать, а ограничиться высокими кустарниками.
  • Необходимо обеспечить воду для поливки зеленых насаждений и участка.

В предварительном плане озеленения также должен быть указан ассортимент растений и их специальные характеристики (время появления листвы, цветения, плодоношения, смена окраски листьев). Следует иметь разбивочный чертеж с указанием размещения и расстояний между посадками деревьев и кустарников разных пород, а также цветников.

Для озеленения солнечного участка рекомендуются деревья с плотной кроной. Можно посадить на участке и небольшие деревья, и кустарники. Для таких посадок рекомендуются следующие породы деревьев и кустарников: рябина (кружевная листва, декоративные и съедобные плоды, быстрый рост), сирень (ароматные цветы, общий декоративный вид), калина (красивое цветение, декоративные съедобные плоды). При тщательном подборе можно иметь на участке цветущие и декоративно расцвеченные кустарники от весны до поздней осени.

Для живых изгородей удобны растения с красивой листвой, цветущие: жимолость, ирга, калина, жасмин, желтая акация, дерен, сирень, ель, туя. Изгороди подстригают на высоте несколько большей, чем рост взрослого человека – так они не будут давать густой тени. Посадка деревьев производится или весной, до начала сокодвижения в них, или поздней осенью, уже после листопада.  

В летнее время года огород –  это традиционный элемент территории СП. Они бывают разными: огород овощных культур, фитоогород (огород лекарственных растений, огород злаков. Грядки можно расположить в форме цветка, параллельно друг другу, в форме бабочки, гусеницы или другого животного. С помощью растений можно создать национальный узор. Грядки обозначают по-разному, например, на табличках пишут названия растений или дают их изображение. Чтобы поддержать интерес ребят к выращиванию растений и вызвать положительные эмоции, можно привносить в название грядок личностный момент. Традиционно огороды используются для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Однако круг видов детской деятельности на таких участках может быть значительно расширен. Это и наблюдения, исследования почвы, растений, животных, использование игровых моментов.

Малые архитектурные формы во многом определяют общий вид территории, украшают ее, делят визуально на зоны и служат игровыми элементами. Домики различной величины, формы и назначения могут располагаться непосредственно на игровых площадках, являться частью ландшафта или тематического уголка. В домиках удобно хранить инвентарь, игрушки, с которыми дети играют на прогулке.

Декоративные домики на клумбах и газонах, домики для игр, для детей и сказочных гномов – малые архитектурные формы очень разнообразны. Их можно ярко раскрашивать, украшать окна занавесками, высаживать на крыше растения и превращать каждый раз во что-то новое, например, в плывущий по морю корабль, в штаб спасателей. Ажурная беседка – станет  любимым местом для игр и отдыха.

Каких только ландшафтов и уголков нет на территории детских садов! Уголок сказок, поляна лекарственных трав, английский, русский, удмуртский уголки, итальянский дворик, лес и луг, японский садик, сад гномов, музей под открытым небом, уголок отдыха, дремучая чаща с домиком на курьих ножках и Бабой-Ягой. Но самыми популярными стали деревенские дворики с колодцем, бабушкой и дедушкой, домашними животными и мельницами. Многие ландшафты украшают аисты. Наверное, потому что каждый год они «приносят» в детский сад новых ребят.

В деревенских уголках, как правило, находятся деревянные домики, довольно крупные фигуры домашних животных (коровы, козы, курицы, петуха, собаки, лошади, фигуры бабушки и дедушки в национальных костюмах, ветряные мельницы, телеги, колодцы с аистами, деревянные лавочки, столы, реже – пчелиные ульи. В состав некоторых из таких уголков входят огороды. Избушки могут использоваться не только для игр – в них могут находиться летние библиотеки, игротеки. Особенно хорошо деревенские уголки вписываются в естественные ландшафты, например, они органично смотрятся на лугу одуванчиков, среди лесного, лугового ландшафта. Вполне естественно выглядят в таких местах и заросли лопухов, подорожника, птичьей гречишки. В деревенских уголках можно разыгрывать сказки, играть самостоятельно, учиться «доить» козу и корову, «запрягать» лошадь, ухаживать «за пчелами». В таких местах особенно органично смотрятся различные фольклорные праздники, игры. В теплое время года здесь приятно устраивать чаепитие с детьми и родителями.

Уголки природных ландшафтов – это место для исследований, в частности сезонных наблюдений, для проведения народных праздников, игр, прогулок, для отдыха, для рисования на природе.

Уголки леса – это уголки относительно нетронутой природы, в которых много деревьев. При создании таких уголков важно помнить, что лес – это не только деревья. В разных лесах растут разные кустарники и травы (в еловых – одни, в березовых – другие, в сосновых – третьи). И если под елями растут ромашки, то это уже скорее парк, а не лес. В лесу можно поставить фигуры оленей, зайцев и других животных, главное, чтобы они действительно были похожи на настоящих.

Исследование окружающего мира – естественное стремление ребенка. И задача взрослых – поддержать его. Например, создать на территории летнюю лабораторию или метеоплощадку. Лаборатория на территории детского сада может быть оформлена по-разному. Главное, чтобы в ней был разнообразный природный материал, с которым дети могли бы экспериментировать, и вода. В разных емкостях (это могут быть и старые протекторы автомобилей) находится материал для исследований: песок разного цвета, состоящий из песчинок разного размера, глина, природные и искусственные камни разной формы и величины, шишки разных растений. Удобно, если рядом располагается стол, на котором можно размещать оборудование (лупы, дождемер и т. п., и скамейки для ребят. При необходимости на столе можно рассматривать картосхемы территории, экологической тропинки, фиксировать наблюдения. Для разных исследований в лаборатории выкладывают совочки, стаканчики из-под йогурта, тазики, ящик ощущений и т. п.

Метеоплощадка занимает, как правило, отдельный участок. Здесь располагаются приборы для измерения ветра. Во-первых, разные флюгеры, которые можно сделать с детьми, в том числе из бросового материала. Во-вторых, особая разноцветная «труба», похожая на шапочку Буратино – аналог оборудования, которое используется на аэродромах. Она помогает определить силу и направление ветра. Измерить силу ветра поможет еще один прибор. Прикрепите к довольно толстой веревке бумажные прямоугольники разной плотности – от толстого картона до тонкой салфетки. Если ветер раскачивает только салфетку, значит, он легкий. Если от его порывов качается даже картонный флажок, значит, на улице сильный ветер. Дождемер – это разрезанная пополам пластиковая бутылка, верхняя часть которой перевернута и вставлена в нижнюю. Для безопасности края дождемера покрывают изолентой или другим клейким материалом. На стенки бутылки можно нанести цветные деления, для старших детей – с цифрами, для малышей – в идее полосок разного цвета.

В теплое время года на метеоплощадке или в лаборатории можно разместить календарь природы. Игра с двумя деревянными кругами помогает узнать особенности времен года. Она состоит из двух деревянных кругов, между которыми помещены рисунки разных времен года. У верхнего круга, который передвигается относительно нижнего, отсутствует один сектор, в котором появляются разные фрагменты рисунка. Вращая верхний круг, ребенок находит нужное время года, сравнивает рисунок с реальным ландшафтом, называет месяцы этого времени года.

Красиво, когда территория просто утопает в цветах. Вместе со взрослыми дети воспитатель могут выращивают рассаду, ухаживают за растениями. Очень важно, чтобы все дорожки, клумбы, цветники, горки, газоны, группы кустарников и деревьев сочетались между собой по форме и цвету. Даже цвет забора имеет значение для восприятия цветника, который находится рядом. Вместе с красками цветников он создает радужное, приподнятое настроение.

Традиционно для оформления участка используют следующие формы посадки растений: цветники, клумбы, альпийские горки, рокарии, бордюры, миксбордеры, одиночно стоящие растения (солитеры, живые изгороди. Бордюры обычно состоят из нескольких ярусов многолетних растений разной высоты. Они красиво смотрятся на фоне стен, подстриженных изгородей.

Миксбордер – это смешанный бордюр, который красиво смотрится со всех сторон. Это довольно популярная форма посадки растений-многолетников. Его основой могут стать цветущие кустарники в сочетании с декоративными вечнозелеными растениями, которые дополняются различными многолетниками, однолетниками, луковичными растениями. Разнообразные цветники делают территорию привлекательной, напоминающей в чем-то парк отдыха.  А живописно расположенные среди трав и кустарников камни разного размера, песчаные и каменистые дорожки, окрашенная щепа, небольшие фонтанчики, красивые скамейки – все это придает территории неповторимость и уют.

На территории детского сада можно организовать дорожки здоровья.

Что такое дорожка здоровья? Это, прежде всего, массаж стоп и закаливание. Значит, на дорожке должны быть представлены разные по форме и характеру поверхности материалы. Например, шишки сосны, ели, лиственницы, песок, камешки разного размера и разной степени шероховатости, пробки от пластиковых бутылок и другой материал, прежде всего, природный. В конце дорожки здоровья может быть небольшой водоем. По дорожке здоровья можно ходить босиком и в носках. Главное, чтобы дети от такой ходьбы получали удовольствие!

Таким образом, окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Это поможет решить задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эколого-развивающей среды в ДОУ

Каждое ДОУ по своему усмотрению и в зависимости от разных условий и возможностей, имеет свою экологическую среду, и  использует ее в работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников...

Эколого – развивающая среда в ДОУ как условие экологического воспитания детей

Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных -  соответствующая эколого-развивающая среда.Цель данной работы – осуществление...

Консультация для воспитателей "Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ".

Материал содержит рекомендации, как правильно создать экологическое пространство в ДОУ....

Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении

В консультации описывается значение правильно организованной экологической среды как внутри так и на территории детского сада....

Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и эколого- развивающей предметной среды. В настоящее время дошкольные...

Доклад «Использование разнообразных форм в экологическом воспитании в старшей группе детского сада. Состояние эколого-развивающей среды в группе".

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...