О-1 Познакомить детей с характерными признаками осени: холодно, идет дождь, на улице лужи. «Если на деревьях Листья пожелтели, Если в край далекий Птицы улетели. Если небо хмурое, Если дождик льётся, Это время года Осенью зовётся» (М. Ходякова.)
|
О-2 Понаблюдать за воробьями. Рассказать о характерных внешних признаках птицы. (Воробей маленький, серенький, прыгает, чирикает, клюёт зёрна, хлебные крошки.)
О-9 Обратить внимание на издаваемые птицами звуки (воробей чирикает, голубь воркует, ворона каркает.)
|
О-3 Рассмотреть на клумбе астры. Определить из каких частей они состоят (стебель, лист, бутон, цветок).
|
О-4 Посмотреть, как идет дождь, от дождя на дорожках делаются лужи. Прочитать потешку: «Дождик-дождик, Полно лить, Наших детушек мочить.»
|
О-5 Обратить внимание на состояние погоды: солнышко светит, но не греет. Часто прячется за тучи, поэтому на улице холодно. Загадать загадку: «Летит орлица по синему небу. Крылья распластала, Солнышко застлала.» (Туча.)
|
О-6 Обратить внимание на голубей. Отметить характерные внешние признаки птиц. (Голубь большая птица, по земле ходит, клюёт зёрна, хлебные крошки). |
О-7 Обратить внимание на красоту осенних деревьев на участке. Понаблюдать за тем, как падают листья с деревьев и как они кружатся в воздухе. «Листопад, листопад, Листья жёлтые летят...» (В. Мирович.)
|
О-8 Предложить детям собрать красные листья клёна, зелёные-тополя, жёлтые - берёзы. Сравнить листья по форме, величине, окраске. Провести дидактическую игру «От какого дерева лист?»
|
О-10 На участке показать детям березу клен, рассказать, что у деревьев есть ствол, ветки, листья осенью с деревьев опадают. Слегка потрясти дерево, чтобы дети убедились, что листья падают с дерева. Предложить среди опавших листьев найти желтые маленькие листья берёзы и красные большие клёна. Вместе с детьми рассмотреть их.
|
О-11 Рассмотреть и сравнить на участке птиц (воробья, голубя) по величине, окраске, повадкам, внешним признакам (глаза, клюв, ноги, крылья).
|
О-12 В ветреный день обратить внимание детей на то, как ветер качает деревья. «Ветер, ветерок, ветрище, Ты чего по свету рыщешь? Лучше улицы мети Или мельницы крути!» (Я Аким.)
|
О-13 Обратить внимание детей на птиц. Рассказать детям, что с наступлением холодов птицы в поисках пищи приближаются ближе к жилью человека. |
О-14 Показать детям золотые шары. Сравнить их с астрами (по форме, величине, окраске листьев, цветов).
О-21 Обратить внимание детей на то, как ветер качает деревья.
|
О-15 Предложить послушать тишину осеннего парка. Спросить у детей, почему так тихо стало в парке. « Миновало лето, Осень наступила, На полях и рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышко не видно, Темны, темны ночи.» (А. Плещеев.)
|
О-20 На участке понаблюдать за вороной. Сравнить ворону с воробьем по внешним признакам
|
О-31 Отметить состояние погоды, обратить внимание на первые заморозки. «Назаре на розовой Землю подморозило, Лужицу студёную Корочкой задёрнуло.» (Н. Саконская.)
|
О-16 Предложить детям посмотреть в окно и сказать какая сегодня погода: можно ли гулять, как надо одеться, какие взять игрушки |
О-17 Посмотреть, как идет дождь, от дождя на дорожках делаются лужи К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке. В лужице - смотри, смотри!- Он пускает пузыри.
|
О-29 Из окна понаблюдать за дождём. Вспомнить, какой дождь был летом, отметить различие: осенью дожди долгие и моросящие. После дождя холодно. Часто дождь идёт вместе со снегом. «Дождь, дождь Целый день Барабанит в стёкла. Вся земля, Вся земля От воды размокла.» (Я.Аким.)
|
О-19 Предложить детям посмотреть вверх на верхушки деревьев, спросить детей, видят ли они листья? Что они видят? Где вся листва, которая была на деревьях? «Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-жёлтая листва.» (А. Твардовский.)
|
О-22 С помощью вертушки определить силу ветра. Обратить внимание на то, что вертушка крутиться быстрее, если бежать по ветру, а не против него.
О-30 В ветреную погоду понаблюдать за движением облаков. Спросить у детей, почему они плывут.
|
О-23 На участке обратить внимание на деревья и кусты. На них нет листьев, лишь ёлочка стоит зеленая. «Ни листочка, ни травинки! Тихим стал наш сад. И берёзы и осинки Скучные стоят. Только ёлочка одна Весела и зелена. Видно ей мороз не страшен, Видно смелая она!» (О. Высотская.)
|
О-18 Рассмотреть с детьми ель. Обратить внимание на длину и цвет иголок. Сравнить ель с тополем. «Все деревья облетели, Зеленеют только ели...» (В. Мирович.)
|
О-25 Обратить внимание детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днём, вечером. Определить цвет неба.
|
О-26 Отметить состояние погоды: дует сильный ветер, гоняет по небу стаи туч, с криком в воздухе кружиться стая галок и ворон. «Заунылый ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо стонет тёмный лес Полумрак на все ложиться; Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон...» (Н. Некрасов.)
|
О-27 Предложить детям на участке найти берёзу, тополь, клён. Обратить внимание на различный цвет стволов деревьев. Рассказать детям о том, что стволы бывают толстые и тонкие. Тонкий ствол можно обхватить одной или двумя руками, а толстый вдвоём, втроём. Предложить обхватить вначале тонкий ствол, затем толстый. |
О-28 Обратить внимание детей на галок, ворон. Определить их величину, цвет, повадки. Послушать издаваемые звуки данных птиц. Рассказать детям, что с наступлением холодов птицы в поисках пищи приближаются ближе к жилью человека
|
О-24 Обратить внимание на покрытое тучами небо, они закрывают солнце, скоро пойдет дождь. «Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, Лужи у крыльца...» (А.Плещеев.) |
О-32 Отметить состояние погоды: холодно, выпал снег, на улице холодно. На смену осени приходит зима. «Первый снег! Первый снег! Он кружится, Легкий, Новый, У ребят над головой, Он успел платок паховый Расстелить На мостовой, Он белеет Вдоль забора,.
| Прикорнул на фонаре,- Значит скоро, Очень скоро Полетят салазки с горок, Значит, можно будет Снова Строить крепость Во дворе! (Я.Аким)
|
|
Наблюдения осенью
(старшая группа)
Наблюдения зимой
(старшая группа)
Наблюдения весной
(старшая группа)
Наблюдения летом
(старшая группа)
|