Особенности детей с СДВГ
статья на тему

В настоящее время все большему количеству детей ставят диагноз - "синдром дефицита внимания с гиперактивностью " (СДВГ). Наиболее часто диагностируется в возросте 3-4 лет. В данной статье описанны основные особенности таких детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_detey_s_sdvg.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности детей с СДВГ

В настоящее время все большему количеству детей ставят диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» ( СДВГ). Среди клинических проявлений СДВГ отмечаются: двигательное беспокойство, невозможность усидеть на месте, легкая отвлекаемость, недостаток внимания. В эмоциональной сфере обращают внимание неуравновешенность, вспыльчивость, сниженная самооценка. Указанные особенности приводят к низкой успеваемости, несмотря на наличие даже высокого интеллекта.

Наиболее часто СДВГ диагностируется в возрасте 3-4 или 7-8 лет. Однако, описаны случаи  появления его признаков уже на первом году жизни. К их числу относятся: чрезмерная чувствительность к раздражителям (свету, шуму, микроклиматических факторам), чрезмерно громкий плач, нарушения сна, тремор. Необходимо отметить, что данные симптомы не являются строго специфичными для СДВГ и могут быть связаны с другими причинами.

В дошкольном возрасте  основными проявлениями являются: статико-моторная недостаточность, диспраксия, чрезвычайная подвижность, беспокойство. В эмоциональной сфере обращают внимание неуравновешенность, вспыльчивость, сниженная самооценка. В более старшем возрасте может начать доминировать импульсивность, в ряде случаев сочетающаяся с агрессивностью. Возможно наличие тревожно-депрессивной симптоматики.

Часто встречаются сопутствующие неврологические проявления: тики, головная боль (преимущественно диффузного давящего характера, проявляющаяся в большинстве случаев в вечернее время, после интеллектуальной или эмоциональной нагрузки), энурез, заикание, а также  нарушения формирования школьных навыков – дисграфия, дислексия, дискалькулия.

Указанные особенности приводят к низкой успеваемости, несмотря на наличие даже высокого интеллекта. Тем более, что подростки с СДВГ,  данные о психологических характеристиках которых противоречивы, входят в группу риска по развитию патологических зависимостей (преимущественно, химических – от табака, алкоголя, наркотиков).

В 30-70 % случаев ряд симптомов СДВГ может сохраняться и при переходе во взрослый возраст. 

Внимание.

 Функция внимания является при СДВГ закономерно нарушенной. Это выражается, прежде всего, в трудностях сосредоточения и удержания внимания, что объясняется как повышенной отвлекаемостью (в томч силе на незначительные стимулы), так и истощаемостью вследствие церебральной астении и отсутствием достаточной мотивации

 Указанные проблемы наиболее ярко проявляются при субъективно "неинтересных" занятиях, но отсутствует при интересных, когда ребенка увлекает задача и он получает от ее выполнения удовольствие (в особенности, когда за успешным решением следует немедленное вознаграждение). Автор утверждает, что в некоторых случаях дефицит внимания может парадоксально сосуществовать со способностью к планированию. Это требует создания положительной мотивации, обязательной постановки цели, которую ребенок должен достичь, поощрения и анализа успешности ее достижения со стороны взрослых 

Страдает переключаемость внимания, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно. Важно отметить, что при указании на ошибки дети с СДВГ стараются их исправить.

Восприятие.

 По мнению О.И. Политика (2005), выраженные нарушения в сфере познавательных процессов у детей с СДВГ связаны с расстройствами слухового гнозиса. Эти нарушения проявляются в неспособности правильно оценить звуковые комплексы из серии последовательных звуков, невозможностью их воспроизведения (Т.Н. Осипенко, 1996) и недостатками зрительного восприятия, на которое влияют сиюминутные импульсы.

Память.

 Память может соответствовать нормативным показателям в соответствии с возрастом. Однако, вследствие неустойчивости внимания,  наблюдаются пробелы в усвоенном материале. Возможны нарушения кратковременной памяти, выражающиеся в недостаточном объеме запоминания, повышенной тормозимости следов памяти, замедленном запоминании.

Мышление.

Интеллектуальная деятельность ребенка с СДВГ циклична: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, после чего теряется контроль над дальнейшей умственной активностью, когда в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию для следующего рабочего цикла. В период восстановления ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать  информацию, поэтому ребенок может не помнить, что он в это время делал, и не замечать таких перерывов. Умственная утомляемость в большей степени свойственна девочкам, в то время как у мальчиков она проявляется к семи годам. У девочек также снижен уровень словесно-логического мышления. Значительное влияние на мышление оказывают нарушения речи (задержка ее развития, моторная артикуляционная, недостаточность, нарушение речевого дыхания и др.), в особенности, ее регулирующей функции, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Ребенок не замечает своих ошибок,  забывает поставленную задачу, легко переключается на побочные,  несущественные раздражители.

Личность и деятельность.

  Эмоциональное развитие отстает от нормальных показателей возрастной группы. Настроение неустойчиво и быстро изменяется в диапазоне от приподнятого до депрессивного. Встречаются беспричинные приступы злости, ярости, гнева по отношению к окружающим и самим себе. Занижена самооценка .  Недостаточен самоконтроль и произвольная регуляции, а также повышенный уровень тревожности . Спокойная обстановка, усилия взрослых  приводят к тому, что деятельность становится успешной. Эмоции оказывают исключительно сильное влияние на этих детей.  Эмоции средней интенсивности могут  ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а все только что усвоенное – разрушено.

Характерно нарушение социальной адаптации. Уровень социальной зрелости ниже характерного для возрастного периода развития ребенка. Аффективная напряженность, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, постоянные упреки со стороны старших, переживания своей не успешности в разных видах деятельности  приводят к формированию заниженной самооценки, враждебности, неврозоподобных и психопатоподобных проявлений. Резко реагируют на запреты, замечания, демонстрируя нежелательные поведенческие реакции. Попытки сдержать ребенка могут привести к обратному эффекту. отчего страдает и сам ребенок, понимающий, что даже при желании оказывается неспособным сдержать свои обещания.

Дети с СДВГ склонны к деструктивным играм, с трудом принимают правила. Испытывая трудности сосредоточения в игровой деятельности, проявляют конфликтность. Амбивалентность форм поведения часто проявляется агрессией, жестокостью, плаксивостью, истероидностью, чувственной тупостью . В силу социальной незрелости предпочитают играть с детьми более младшего возраста. Игнорируют воздействия взрослых – и поощрения, и наказания. Похвала не имеет существенно значения в регуляции поведения, однако, похвала и одобрение взрослых все же необходимы для укрепления уверенности в себе.

Импульсивность является основной причиной неряшливости в выполнении заданий, несдержанности в словах, поступках и действиях, неумении проигрывать, излишней настойчивости в исполнении окружающими своих желаний. Причем, с возрастом импульсивность имеет тенденцию к усилению.  Присутствие взрослых не сдерживает ребенка.

Повышенная переключаемость с одного вида деятельности на другой происходит непроизвольно, без настройки и последующего контроля.

Импульсивность, возбудимость, нецеленаправленность часто сочетаются с трудностями усвоения школьных навыков, что ведет к выраженной школьной дезадаптации .

Возбудимость является причиной затруднений в основении социальных навыков. Даже при соблюдении режима дети плохо засыпают.

 Повышенная тревожность, беспокойство, напряженность, страхи. Дети подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются при неудачах т, едят медленно, все роняют и разливают.

Поведение отличается недостаточностью самоконтроля. Стремление к самостоятельным действиям оказывается более сильным мотивом, чем соблюдение правил, знание которых не выступает значимым мотивом действий.

Гармонизация развития личности зависит от микро-  и макроокружения. если в семье сохраняются взаимопонимание, терпение и теплое отношение к ребенку, то после излечения отрицательные стороны поведения исчезают. В противном случае, патология характера останется или усилится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Дети с СДВГ или неудобные дети"

раскрыть особенности гиперактивного ребёнка, выработать эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми...

Психологические особенности детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности)

Данная презентация содержит информацию для педагогов ДОУ на тему "Психологические особенности детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности)". В  ней содержится описа...

Консультация для педагогов ДОУ "Особенности детей с СДВГ"

Консультация поможет педагогу отличить шумного ребенка баловня от ребенка с особенностями в развитии, познакомит с признаками гиперактивного ребенка, причинами гиперактивности. данный материал поможет...

Гиперактивные дети или дети с СДВГ

Гиперактивные дети или дети с СДВГ...

Памятка для педагогов по организации образовательной деятельности с учетом психофизиологических особенностей детей с СДВГ

Организация образовательной деятельности с учетом психофизиологических особенностей детей с СДВГ...