Развитие и формирование личности ребенка.
консультация (старшая группа) на тему
Каким образом происходит форми рование личности ребёнка и в чём заключается значимость этого этапа, узнаете в данном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_i_formirovanie_lichnosti_rebyonka.docx | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие и формирование личности ребенка
О том, каким образом происходит формирование личности ребенка, и в чем именно заключается значимость этого этапа, знают, увы, немногие родители. А зря – этот этап можно считать своего рода отправной точкой, с которой, в идеале, должно быть связано изменение многих аспектов во взаимоотношениях родителей и малыша. Ребенок, ощущающий себя как личность, требует иного воспитательного подхода, он по-другому выстраивает коммуникацию с окружающими его людьми. Многие путают понятая “личность” и “индивидуальность”. “Мой ребенок – уже полноценная личность, у него есть свои предпочтения, он терпеть не может слушать попсу, а классику обожает”, – с гордостью рассказывает мама четырехмесячного карапуза.
Между тем, психолог поправил бы ее: любовь к определенной музыке у грудного малыша говорит об особенностях не его личности, а его индивидуальности. Также, как и черты характера, коммуникативные способности и т.д. Индивидуальные характеристики человека, такие, как темперамент, одаренность, особенности восприятия и обработки информации (внимание, память), во многом влияют на формирование личности, но они не определяют всецело ее структуру.
Когда же можно говорить о том, что ребенок осознает себя как личность? Психологи выделяют несколько важных критериев: малыш полноценно употребляет личные местоимения; он способен, пусть даже на самом простом уровне, описать себя (внешность, характер), рассказать о своих эмоциях, мотивах и проблемах; он обладает навыками самоконтроля; таким образом, детские истерики по самому незначительному поводу вроде вашего отказа купить игрушку или продолжить прогулку в парке свидетельствуют о недостаточном развитии личности; он имеет базовые представления о том, что такое “хорошо” и “плохо” и способен отказаться от “плохого” во имя “хорошего” и поступиться своими сиюминутными желаниями во имя общего блага. К какому же возрасту ребенок обладает более-менее сформировавшейся личностью? Исходя из перечисленных выше критериев, становится очевидно: не раньше, чем к достижению двухлетнего возраста (как правило, после того, как научите ребенка говорить, и он сможет не только делиться мыслями с окружающими, но и рефлексировать над своими поступками). Обычно психологи указывают на возраст три года как на некую значимую точку, связанную с появлением у ребенка самосознания. При этом к 4-5 годам он полностью осознает себя как личность, обладающую определенными характеристиками и “встроенную” в систему отношений с окружающим миром.
Почему родителям важно иметь представление о процессе формирования личности ребенка, и как этот процесс связан с выбором эффективных воспитательных подходов? От того, насколько малыш осознает себя как личность, обладающую определенными качествами и способную к самоконтролю, зависит и масштаб требований, которые стоит предъявлять ему.
Чтобы правильно воспитывать ребенка, необходимо иметь представление об особенностях его психологии на разных этапах развития. Вот, например, типичная ситуация: шестимесячный малыш раскричался в коляске, а мама пытается увещевать его: “немедленно замолчи, как же тебе не стыдно”! Между тем, подобные внушения ни к чему не приведут: естественно, в таком возрасте карапуз и понятия не имеет о том, что такое “стыдно”. Более того, он не способен контролировать свое поведение – он сконцентрирован только на своих сиюминутных желаниях и требует их немедленного выполнения. И на этом этапе для мамы важно понять – это не говорит о том, что ребенок испорчен или избалован; это совершенно нормальное поведение крохи шести месяцев, которое не требует ни наказания, ни, какой-либо психологической и педагогической коррекции.
Теперь возьмем другой случай: ребенку год и три месяца. По мнению родителей, он уже достаточно взрослый, потому что он ходит, говорит отдельные слова, периодически пользуется горшком. В принципе, он уже способен контролировать свои эмоции: иногда он прекращает кричать после маминой суровой отповеди, он способен быть ласковым, когда хочет добиться родительского внимания. Но почему-то навыки самоконтроля он применяет избирательно: не в тех случаях, когда этого требуют родители или ситуация, а когда это кажется необходимым самому ребенку. И вот на семейном совете опять ставится вопрос об избалованности чада.
Между тем, подобное поведение в этом возрасте, опять же, закономерно: обладая начальными навыками самоконтроля, ребенок еще не имеет достаточной мотивации, чтобы с их помощью в чем-то себя ограничивать. Он не знает, что такое хорошо и что такое плохо, пока еще он мыслит категориями “я хочу”, “я не хочу”, “мне нравится” и т.д. Некоторая моральная зрелость проявится в нем только после двух лет (а у некоторых детей и ближе к трем годам), и будет связана с активной наработкой им социального опыта, овладением речью и приобщением ребенка к культуре, важными составляющими которой и являются моральные и нравственные ценности.
Таким образом, согласно современным представлениям о формировании личности ребенка, воспитание малыша до года должно строится исключительно на создании ему оптимальных условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития: ограничения и попытки морализаторства в этом возрасте будут неэффективны. После года карапуза уже можно и нужно начинать знакомить с определенными социальными и этическими нормами, но требовать их немедленного соблюдения бесполезно. Условно говоря, если малыш дергает кошку за хвост, то нужно объяснить, что он неправ, но не стоит ждать, что в следующий раз он поменяет свое поведение: легче будет на время изолировать животное от хулигана. После двух лет апеллировать к моральным нормам можно более настойчиво, а после трех лет родители уже вправе требовать их соблюдения. Если ребенок в возрасте 3,5 – 4 лет систематически обижает малышей или бьет игрушки в магазине, это говорит либо о его психологических проблемах, либо о пробелах в воспитании.
Формирование самооценки ребенка, его ценностной системы – то есть важных компонентов личности – в значительной мере зависит от родителей. Вот несколько правил, которым детские психологи рекомендуют следовать мамам и папам, чтобы со временем ребенок не столкнулся с проблемами, связанными с его восприятием себя или с отношением к нему окружающих.
1) Формируйте адекватную самооценку.
Никогда не сравнивайте карапуза с другими детьми – ни в худшую, ни в лучшую сторону. Особенно это касается сопоставления личных качеств. Если уж очень хочется утихомирить разбушевавшееся чадо, скажите ему: “посмотри на Васю, как он спокойно себя ведет”! В то же время вариант “посмотри на Васю, какой он хороший мальчик, а ты непослушный ребенок” – недопустим. Малыш должен понимать, что он ценен сам по себе, а не в сравнении с другими детьми. Если хотите похвалить карапуза, характеризуйте его как “умного”, “доброго”, “красивого” и т.д. – не употребляя степеней сравнения.
2) Поощряйте коммуникацию.
Обеспечьте ребенку максимум возможностей для общения с другими детьми и взрослыми: так он быстрее социализируется, на собственном опыте усвоит правила поведения в обществе.
3) Не игнорируйте гендерный аспект воспитания.
Примерно с 2,5 до 6 лет ребенок переживает так называемую эдипову фазу, во время которой у него должна сформироваться правильная половая самоидентификация и первые представления о взаимоотношениях полов. На этом этапе будьте предельно внимательны к своему ребенку, дарите ему свою любовь, но не поддавайтесь на провокации, на собственном примере демонстрируйте ему, как строятся гармоничные отношения супругов. В этом случае чадо выйдет из сложной фазы с четкой мотивацией строить “правильную” любовь с представителем противоположного пола. Неверное поведение родителей может привести к формированию у ребенка пресловутого комплекса Эдипа/Электры или к другим нарушениям.
4) Учите его этике и морали.
Подробно поясняйте ему, какие этические принципы лежат в основе взаимодействия людей – что такое “честно”, “справедливо”, “хорошо”, “плохо”. Некоторые родители считают, что не нужно “пудрить мозги” малышу подобными объяснениями – “вырастет и поумнеет”. Между тем, неумение ребенка соизмерять свое поведение с социальными нормами может привести к многочисленным конфликтам и дальнейшим проблемам в общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной отзывчивости как один из факторов формирования личности ребенка
Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Слушание музыки будит фантазию ребенка. В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально-образное мышление. Муз...
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
консультация для родителей "Влияние конструирования в развитии и формировании личности ребенка".
Значение конструирования в развитии и формировании личности ребенка....
О важности влияния театра на развитие и формирование личности ребенка.
Ребенок впервые выходит из узкого семейного круга в мир взрослых людей. Растущему человеку нужна педагогическая поддержка, чтобы ребенок вошел в окружающий его мир, вырос творческой личностью, сам мог...
Значение конструирования в развитии и формировании личности ребенка. Консультация для воспитателей.
Формирование мышления в истории человека и в его раннем детстве не является, строго говоря, только психологической или педагогической проблемой. В раннем детстве формируются необходимые предпосы...
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.
План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...