Элементы алгоритмической культуры у детей дошкольного возраста
статья на тему
Консультация для педагогов о развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svetlyachek_seminar.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика действия сравнения
Сравнение – установление сходства и различая между предметами и явлениями окружающего мира.
Признание сходства или различия сравниваемых предметов определяется тем, какие свойства предметов для нас значимые. Например, если нам необходимо использовать для плавающего мяча палку, и в поле нашего зрения находятся палки разной длины, мы выбираем самую длинную. В данном случае мы сравнили палки по длине. Если же нам требуется протолкнуть палкой, какой – то застрявший в трубе предмет, мы станем сравнивать палки не только по длине, но и толщине и т.д. Сравнить можно не только непосредственно воспринимаемые предметы, но их образы, а также используя для этого какие – либо средства (мерку для измерения длины разных столов и т.д.)
Формирование действия сравнения у детей каждой возрастной группы качественно своеобразно как по содержанию, так и по способам, что определяется возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка и зависит от того, насколько грамотно и целенаправленно воспитатель формирует у него действия анализа и синтеза. Для сравнения объектов, по каким – либо признакам необходимо уметь эти признаки выделять.
Алгоритм действия сравнения:
- определения темы сравнения;
- установление линий сравнения, т.е. выделение тех характеристик в объекте, по которым мы хотим их сопоставить (например, яблоко и грушу можно сравнить по цвету, форме и вкусу);
- выделение в объекте признаков различия и сравнение по ним;
- выводы о различиях объектов;
- выделение признаков сходства в объектах;
- выводы о сходстве;
- выводы о различии и сходстве объектов в соответствии с поставленной целью.
Младший дошкольный возраст
Педагогическая диагностика действия сравнения
Задача: определить, на какие признаки он опирается, сравнивая предметы между собой.
Основные условия
- сравнение предметов по ярко выраженным признакам отличия (цвет, размер, назначение, свойства, форма);
- естественные условия (в процессе продуктивной или игровой деятельности).
Результаты диагностики
1 уровень – ребёнок делает то же, что и на 2 уровне, но только с помощью взрослого.
2 уровень – ребёнок может самостоятельно выделить лишь один из признаков различия, например, функциональный или сходства, а остальные действия выполняет с помощью взрослого.
3 уровень – самостоятельно выделяет один – два существенных признака различия и сходства, умеет с помощью взрослого сделать выводы о различиях и сходстве предметов.
Развитие действий сравнений у детей
Начинать формирование действия сравнения следует с развития у детей умения выделять и называть признаки различия объектов. Воспитателю важно помнить, что ребёнку 3 лет легче видеть различия, чем сходства, а сравнивать в процессе практического действия с предметами. В связи с этим действия сравнения лучше всего формировать в условиях взаимодействия в предметно – продуктивной деятельности. Упражнять детей в сравнении предметов и их признаков воспитатель может в любое время: во время организованной непосредственной образовательной деятельности, игр, в процессе режимных процессов, на прогулке.
В процессе действий с различными предметами дети знакомятся со свойствами разных материалов, а воспитатель помогает им сопоставлять эти свойства. Так как свойства материалов определяют назначение предметов, можно одновременно сравнивать их и по функциональным признакам.
Средний дошкольный возраст
Педагогическая диагностика действия сравнения
Задачи: развивать умение определять и сравнивать предметы по одинаковым признакам, найти различия предметов по функциональному назначению, подбирать пары по одному из исходных признаков
Основные условия
- естественные условия (в процессе продуктивной или игровой деятельности);
- продумывание специальных заданий, игр, создание ситуаций, в которых будет осуществляться диагностика;
- использование тестов
Результаты диагностики
1 уровень – ребёнок выполняет все действия сравнения только с помощью взрослого.
2 уровень – самостоятельно выделяет лишь некоторые признаки сходства или различия, а остальные действия выполняет только вместе с взрослым.
3 уровень – с помощью взрослого или самостоятельно определяет линии сравнения, сам находит существенные признаки различия и сходства и умеет самостоятельно или с помощью взрослого сделать выводы.
Старший дошкольный возраст
Педагогическая диагностика действия сравнения
Задачи: развивать умение сравнивать предметы по разным основаниям, т.е. находить разные линии сравнения как с опорой на предмет, его изображения, так и без нее.
Основные условия
- естественные условия (в процессе продуктивной или игровой деятельности);
- создание ситуаций, в которых ребёнок сам должен определить линии сравнения;
- использование тестов, игр – загадок,
Результаты диагностики
1 уровень – ребёнок самостоятельно называет только некоторые признаки сходства и различия объектов, а обобщает результаты сравнения и определяет его линии с помощью взрослого.
2 уровень – самостоятельно называет признаки сходства или различия, но делает выводы и определяет линии сравнения только с помощью взрослого.
3 уровень – самостоятельно или с незначительной помощью взрослого определяет линии сравнения объектов, находит и называет существенные признаки (наряду с несущественными) различия и сходства, делает выводы по каждой из линий сравнения и самостоятельно или с помощью взрослого обобщает их результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности проявления элементов алгоритмической культуры у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей....
Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста
АЛГОРИТМИКА – первый этап изучения робототехники в ДОУ...
Презентация «Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста»
Презентация "Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста"...
Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста
В процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников необходимо научить их: выделять проблему, формулировать задачу, которую необходимо решить; определять исходные данные и конечный...
"Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста".
Формирование у дошкольников алгоритмических умений...
Методическая разработка «Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста»
Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста...
Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста»
Формирование алгоритмических уменийу детей дошкольного возраста»...