Консультация на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ"
консультация (младшая группа)
...Игра - это огромное светлое пятно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений
и понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
«Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре»
Цель: показать влияние сюжетно-ролевой игры на формирование взаимоотношений детей.
Задачи:
- показать гендерные различия при объединении детей в игру;
- дать рекомендации воспитателям по формированию дружеского общения между детьми.
...Игра - это огромное светлое пятно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений
и понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают,
что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека - всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Игра - самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность ребёнка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений. Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами. Только та игра, которая захватывает ребёнка, мобилизует его ум и волю, пробуждает сильные чувства, может подчинить замыслу эгоистические побуждения, дурные привычки. Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы воспитателя. Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества. Умение организовать игру, сговориться, распределить роли необходимо для того, чтобы получилась увлекательная игра. Даже при достаточных знаниях, богатых впечатлениях об изображаемом замысел не осуществляется, если у детей не воспитаны моральные качества, необходимые для коллективной творческой игры. Организация детского коллектива в игре - предпосылка успеха работы, и один из её результатов. Чтобы поддерживать и развивать интересы детей, их активность, самостоятельность, целенаправленность, необходима организация детского коллектива, а наличие перечисленных выше качеств помогают установлению дружеских взаимоотношений, приобретению навыков коллективных действий. Высокий уровень игрового творчества, богатое содержание игр, сплочённый общими интересами коллектив - всё это достигается благодаря длительной вдумчивой работе педагогов.
Рекомендации для воспитателей.
• С первых дней пребывания ребёнка в детском саду важно расположить его к воспитателю, товарищам, облегчить переход к новым условиям жизни.
• В групповой комнате должно быть достаточно игрушек, чтобы ребёнок имел возможность выбрать самую для него привлекательную.
• Воспитателю необходимо выяснить (при помощи наблюдений), во что любит играть каждый ребёнок, как каждый из детей относится к сверстникам, кто из детей умеет играть вместе.
• Необходимо создавать условия для индивидуальных игр, а также для "игр рядом". С этой целью воспитатель должен сам играть с детьми.
Начало совместных игр ещё не означает, что ребёнок дружески относится к товарищам. Ему весело играть с ними, но он заботится не о них, а о собственном удовольствии. Задача педагога - пробудить в игре чувства симпатии.
• Работа педагога по воспитанию у детей дружеских чувств должна начинаться с того, что он приучает детей бережно, с уважением относиться к игре товарищей.. Ребёнок построил домик, долго трудился, чтобы сделать его красивым. Воспитатель должен обратить внимание всех детей на постройку, предложить осторожно обойти её, чтобы нечаянно не задеть, показывает пример.
• В младшей, средней группах объединению детей часто мешает неумение понять замысел товарища, малыши не всегда могут выразить словами свои намерения. Важно это вовремя подметить, прийти на помощь, предупредить ссору.
• В более старшем возрасте, беседуя с ребёнком о его поведении, действуя на его сознание, воспитателю необходимо приводить в пример любимых героев, людей, которым ребёнок подражает.
• Необходимо совместно обсуждать ход игры, учить согласовывать свои действия друг с другом.
• С застенчивыми детьми требуется индивидуальная работа. Ребёнок не решается принять участие в коллективной игре, хотя ему хочется играть, он безропотно уступает игрушку, молча, но горько переживая обиду. Особенно трудно понять ребёнка, у которого застенчивость маскируется шалостями, заторможенность порой переходит в излишнее возбуждение. Может показаться, что у неуверенных, робких детей мало развито самолюбие, но это мнение ошибочно. Наоборот, застенчивость часто происходит от болезненного самолюбия. Отсюда излишняя обидчивость и иногда даже агрессивность. По мере того, как ребёнок приобретает веру в свои силы, он избавляется от этих недостатков.
• Чтобы помочь малоактивному ребёнку войти в детский коллектив, воспитатель должен найти ему подходящего товарища, подобрать роль в коллективной игре, помочь хорошо её выполнить и тем завоевать признание товарищей. Вначале такому ребёнку предлагается интересная, но несложная роль, которая не требует организаторских умений, например, стать почтальоном или кассиром, но постепенно такого ребёнка следует привлекать и к более сложным ролям. Воспитатель должен стараться поддерживать его инициативу, всячески одобрить его, повысить его авторитет.
• В старших группах воспитатель прежде всего своим примером учит детей различным приёмам организации игры, помогает в решении организаторских задач.
• Самым сложным для детей оказывается научиться самостоятельно и справедливо разрешать спорные вопросы, с уважением относиться к мнению товарища, считаться с ним, проявлять самокритичность. В этом могут помочь разговоры, беседы с детьми во время возникновения таких ситуаций, при этом воспитателю необходимо быть объективным, наблюдательным, справедливым.
Воспитывая мальчиков и девочек 5 лет, необходимо помнить, что предпочитаемые ими игры тесным образом связаны с их половой принадлежностью.
Девочки и мальчики 5 лет играют только с детьми своего пола. Мальчики не играют с девочками, для этой деятельности они выбирают только мальчиков, объясняя это тем, что девочки не играют в «мальчиков», а именно в «Подводную лодку», «Гараж»: «Им (девочкам) даже не придумать роли, и им нечего делать в этих играх» (рассуждает Вадим). Так же объясняют это и девочки. Таня говорит: «Мальчики не играют в «Дочки-матери», «Парикмахера» - у них свои игры». При этом в реальном общении мальчики и девочки среднего дошкольного возраста благосклонно и доброжелательно относятся друг к другу: общаются, проявляют свои симпатии, демонстрируют положительные взаимоотношения.
Игровое объединение девочек основано, как правило, на интересе друг к другу, а у мальчиков – на интересу к содержанию игры, к замыслов партнеров по игре.
В свои 5 лет мальчики очень подвижны и динамичны, они не могут ограничиться только игровым уголком, им нужно пространство для перемещений и активных действий. Уже сам характер их игр предполагает движение. Машина, которую ведет шофер, - едет, корабль – плывет, подводная лодка погружается и всплывает.
Девочки более комфортно себя чувствуют, играя в ограниченном пространстве – им достаточно только уголка.
Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками в играх, более длительное, чем у мальчиков. Они не пытаются, в отличие от них, менять освоенные ролевые действия, готовы повторять их по несколько раз и поэтому между ними возникают споры и конфликты, игра имеет однообразный, но стабильный характер. Например, играя в «Магазин», Настя и Катя обе хотели быть»продавцами», Катя предложила сначала поиграть, когда она будет «продавцом», а Настя «покупателем», а потом – поменяться. Настя согласилась. В случаях, когда конфликты между девочками, они обращаются за помощью к воспитателю.
Мальчики распределяют роли конфликтно, но не могут уступать, меняться ролями. Играя в «Такси», Петя, Артем и Даня хотели быть «водителями», «пассажирами» никто из детей быть не хотел. Ни один из мальчиков не предложил меняться ролями в течение игры, никто не хотел уступать, поэтому все были «водителями» без «пассажиров», они «водили» свои машины, и каждый что-нибудь рекламировал: марку машины, подушку безопасности, освежитель воздуха. Игра быстро кончилась, так как «машины столкнулись», и мальчики стали ругаться, кричать друг на друга, даже драться. Нестабильность игры мальчиков часто приводит к конфликтам, которые разрешаются с помощью силы. Игра, как правило, прерывается.
Через сюжетно-ролевую игру можно учить ребенка конструктивно разрешать подобные ситуации, воспитывать культуру общения. Для будущего мужчины это крайне важно –научиться созидательному поведению в отношениях с окружающим миром.
В процессе самой игры творчество мальчиков и девочек проявляются по-разному, мальчики более изобретательны, легче и гибче комбинируют сюжеты, трансформируют игровые замыслы, активнее и разнообразнее в придумывании ролевых действий для своих героев.
Девочки в игровом процессе более стереотипны, но с тем, и последовательнее. Для них важно показать в игре разнообразие особенностей исполняемой роли, довести игру до конца. Творчество проявляется в придумывании ролевых действий для одной роли, которую исполняет девочка.
Т.о., воспитателю необходимо организовывать игры, отвечающие интересам мальчиков и интересам девочек, то есть сюжетно-ролевые игры по половому принципу и, вместе с тем, совместные игры для мальчиков и девочек.
Список литературы:
- Лисина, М.И. Потребность в общении [Текст]/ М И. Лисина // Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика. - 1986.
2. Репина, Т.А. Общение в детском саду и семье [Текст]/ Т.А. Репина М.Педагогика. - 1990
3. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]/ Д. Б. Эльконин . М.: Гуманит. изд. Центр владос -1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре"
Консультация для воспитателей...
Развитие полоролевых взаимоотношений детей в сюжетно - ролевой игре "Театр"
Сюжетно - ролевая игра "Театр"...
Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре.
Игра - самостоятельная деятельность дошкольников, в которой формируется детский коллектив. Только игра захватывает ребенка, мобилизует его волю и ум, пробуждает сильнные чувства....
Формирование взаимоотношений детей в сюжетно ролевой игре.
Игра - самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складываетс...
Консультация для воспитателей "Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре"
Игра - самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складываетс...
Формирование взаимоотношений детей в сюжетно - ролевой игре. (Консультация для педагогов)
Игра - самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складываетс...
Консультация для воспитателей "Формирование положительных взаимоотношений детей в сюжетно- ролевой игре"
Данная консультация поможет воспитателям в формировании у детей положительных взаимоотношений...