Статья "Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности"
статья на тему

Абдыкеримова Надежда Ивановна

В статье описан метод экспериментирования, РППС для поисковой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экспериментирование14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности.

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача педагога – создать условия для реализации этой активности.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы ребёнка, так как возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определённую систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, быстрее развивается.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида поисковой деятельности:

- активность в процессе деятельности исходит от ребёнка. Ребёнок опробует разные объекты, затем самостоятельно строит свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения. Ребёнок удовлетворяет свои потребности, интересы, волю;

- деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей алгоритму действий. Дети получают те результаты, которые им заранее определили.

В экспериментальной деятельности педагог определяет проблему, объект, правила. Дети учатся формулировать понятие, анализировать проблему. Самостоятельно или с помощью предложенного педагогом оборудования дети ищут разнообразные способы решения поставленной проблемы. Результатом экспериментирования является определение свойств вещества.

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используются следующие методы:

  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
  • создание схемы проведения;
  • вопросы, помогающие понять смысл эксперимента;
  • применение результатов собственной исследовательской деятельности.

 Создание в дошкольном учреждении РППС для экспериментирования  способствует у детей самостоятельному приобретению опыта, узнать мир живой и неживой природы.

Для поисковой деятельности детям представлены в среде различные природные материалы (песок, камни, шишки, вода, глина…), предметы-посредники (бумага, краски…), которые безопасны и просты в использовании, схемы опытов. Предлагаются игры, позволяющие закрепить пройденный материал.

Такая организация РППС способствует формированию экспериментальной деятельности у детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности".

Материал для работы с родителями по теме "Экспериментирование" в старшем дошкольном возрасте....

Консультация на тему: "Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности".

Материал для работы с родителями по теме "Экспериментирование" в старшем дошкольном возрасте....

Методическая разработка серии конспектов и картотека к ним по теме «В мире электричества», часть инновационного проекта МАДОУ ЦРР №8 «Экспериментирование как основной метод поисковой деятельности детей»

Методическая разработка по экспериментированию. Может быть полезна для проведения опытов. как отдельная деятельность в группе, и как часть занятия по социальному или природному миру....

Консультация для воспитателей «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ВИД ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Консультация для воспитателей«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ВИД ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Консультация «Экспериментирование – как основной вид поисковой деятельности» в ДОУ

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, пок...