Проект для детей старшего дошкольного возраста «Научные забавы»
проект (старшая группа) на тему

Темникова Вера Александровна

Данный проект помогает развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста, поддерживает интерес к окружающей среде и экпериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Научные забавы»

Актуальность:
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афанасьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…   А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».  Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.  
Проблема: 
В реальной действительности  в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Цель: 
Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи: 
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
- Развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Этапы реализации проекта: 

1 этап – организационно – диагностический;
2 этап – формирующий;
3 этап – заключительный.
Ожидаемый результат:
1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 
4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
1 этап – организационно-диагностический

Формы работы:
1. Анализ научной и методической    литературы.
2. Мониторинг на начало учебного года
3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
4. Подборка опытов с описанием проведения. 
5. Организация предметно – развивающей среды. 
Содержание деятельности:
Определение актуальности,   проблемы, цели. 
Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.
Создание условий для детского экспериментирования:
Подбор оборудования для проведения опытов.
Приобретение набора «Опыты с водой».
2 этап - формирующий

Формы работы:
Реализация перспективного плана работы с  детьми и родителями.
Содержание деятельности:
1. Организация предметно – развивающей среды  (мини-лаборатория «Почемучки» с необходимым для опытов оборудованием).
2. Работа с детьми:
образовательные ситуации,  опыты, эксперименты,  экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и  в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.    
3. Работа с родителями: 
Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.
3 этап - заключительный

Формы работы:
1. Мониторинг на конец учебного года
2. Сравнительный анализ результатов
3. Перспективы
Содержание деятельности:
Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года.

Перспективный план работы  с детьми:

Тема: Вода
1. «Какие свойства»
2. «Помощница- вода», «Умная галка»
3. «Круговорот воды»
4. «Водяной фильтр»

Тема: Давление воды
1. «Пульверизатор»
2. «Давление воды»
3. «Водяная мельница»
4. «Подводная лодка»

Тема: Воздух
1. «Упрямый воздух»
2. «Соломенный буравчик»; «Крепкий спичечный коробок»
3. «Свечка в банке»
4. «Сухим из воды»; «Почему не выливается»

Тема: Вес. Притяжение. Звук. Теплота.
1. «Почему всё падает на землю»
2. «Как увидеть притяжение»
3. «Как распространяется звук»
4 «Волшебные превращения»
5. «Твёрдые и жидкие»

Тема: Превращения
Свойства материалов
1. «Смешение цветов»
2. «Исчезающая монета»
3. «Цветной песок»
4. «Соломинка- флейта»
5. «Мир бумаги»
6. «Мир ткани»

Тема: Живая природа
1. «Есть ли у растений органы дыхания»
2. «Что у нас под ногами»
3. «Почему говорят «Как с гуся вода»
4. «Репортаж «Мне понравился эксперимент…»

Перспективный план работы  с родителями
Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Просьба в приобретении набора для экспериментов с водой.
Изготовить с детьми  водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии
Беседа:  «Как организовать игры с водой».
Цель: дать знания о том,  как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.

Консультация:  «Игра или экспериментирование».


Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».  
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»
«Бумажная страна».

Памятка

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию? 

Родительское собрание:  показ презентации «Юные экспериментаторы».

Домашнее задание: провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Зимние игры и забавы "

Проект "Зимние игры и забавы" направлен на сохранение и укрепление здоровья ребёнка путём "дозагрузки" его организма необходимым по возрасту объёмом мышечной деятельности, а также ...

Долгосрочный проект ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Научные забавы"

 Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя ...