Рабочая программа по кружку "Юные чтецы"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание | ||
1 | Содержание | 1 |
2 | Паспорт программы | 2 |
3 | Пояснительная записка | 3 |
3.1 | Цели и задачи программы | 6 |
3.2 | Планируемые результаты | 7 |
3.3 | Объем образовательной нагрузки | 7 |
4 | Содержание программы «Юные чтецы» для детей 6-7 лет | 8 |
5 | Организационно - педагогические условия | 12 |
5.1 | Учебный план | 12 |
5.2 | Расписание занятий | 12 |
6 | Мониторинг | 13 |
7 | Список литературы | 14 |
2. Паспорт программы
Наименование программы | Юные чтецы |
Основания для разработки Программы |
|
Заказчик Программы | Родители (законные представители) воспитанников |
Цель Программы | Привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. |
Задачи |
|
Планируемые результаты |
|
Система организации контроля за исполнением Программы | Заведующий МАДОУ ДС №15«Солнышко» Проконина Ольга Евгеньевна Зам. зав. по Ви МР МАДОУ ДС №15«Солнышко» Тарасенко Оксана Сергеевна |
3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.
Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией.
Понятие – стихотворение
Стихи – это условная форма выражения мысли, имеющая ритм и рифму. Именно благодаря этому стихи запоминаются быстрее прозы.
Стихотворная речь имеет свои специфические особенности, на которые чтец должен обратить серьезное внимание. Прежде всего, стихотворные произведения внешне отличаются от прозаических. Каждое стихотворение имеет определенного размера строку, в то время как в прозаическом произведении строка единая, во всю ширину страницы.
Стихи отличаются от прозы и внутренними свойствами. Стихотворная речь музыкальна, в ней чувствуется ритмически организованное сочетание слов.
Ритм – это основа стиха, придающий ему определенный характер звучания. Различное содержание стихотворных произведений передается соответствующим разнообразием ритмов. Ритм – это закономерное повторение через определенные промежутки времени или расстояния однозначных явлений; в стихах – повторение ударных и неударных слогов в слогах.
Слова в стихотворном произведении расположены в строго ритмическом порядке, ударный слог чередуется с неударным. От перестановки слов нарушается ритм. Трудно заменить одно слово другим.
Безусловно, не один только ритм определяет звучность и красоту поэтической речи. Одним из элементов стиха является рифма.
Рифма – это созвучие концов стихотворных строчек, связующее звено стихотворных строк. Стихотворная строка взаимодействует с другими строками прежде всего по логическому смыслу, а также по ритму, рифме. Но в то же время строка является единицей стихотворного ритма. Она представляет собой ритмически законченное сочетание слов, поэтому её следует отделять от других строк паузой, которая подчеркивает ритмическую законченность каждой строки.
Уж небо осенью дышало, (пауза)
Уж реже солнышко блистало, (пауза)
Короче становился день. (пауза)
(А.С. Пушкин)
Стих– речь с фиксированной паузой, её следует выполнять. Несоблюдение стиховой паузы не позволяет воспринять ритмичность чередования стихотворных строк, нарушает ритм всего произведения, оно звучит как проза.
В стихе чувствуется большая внутренняя связь содержания с внешней формой. Это речь эмоциональная, в ней отражены чувства поэта, особенно в лирических произведениях.
Работая над стихотворным произведением, чтец должен, помимо средств выразительной передачи, также внимательно разобраться в специфических особенностях стихотворной формы данного произведения и соблюдать правила чтения.
Выразительность речи
Темп речи – действенное средство её художественной выразительности. Использование разнообразных оттенков придает речи особую динамику, живость, богатство выразительного звучания. Если произносимая речь будет иметь один и тот же равномерно звучащий темп, она поблекнет, станет безжизненной.
Ритмом речи называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи. Наиболее ощутимо выражение ритма в стихотворной речи, особенно при чередовании ударных и безударных слогов в определенном порядке, через соизмеримые промежутки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строением стиха.
Голос– важна я речевая характеристика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим.
Звучность голоса создает так называемую благозвучность речи, т.е. чистый, ясный по тембру голос (не хриплый, не гнусавый, не пришептывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, плохой постановки речевого дыхания.
Высота голоса – движение голоса по звукам разной высоты. От основного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне (регистр), снова повышается, падает, но не в беспорядке, а по определенным законам, образуя мелодику речи. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним называется гибкостью голоса.
Сила голова – это звучность, полноценность, умение им управлять: давать его тихо, средне, громко; умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому.
Обычно читают и рассказывают средним, умеренной силы голосом, но звучным, глубоким. В соответствии с содержанием текста то увеличивают, то уменьшают его силу. Являясь, подобно темпу, одним из элементов интонации, сила голоса помогает чтецу ярче, жизненнее нарисовать образы героев, о которых идет речь, их характеры, поведение.
Основной тон – основное звучание литературно-художественного произведения; он является как бы фоном, на котором чтец рисует отдельные картины, события, героев-участников этих событий.
Основной тон определяется содержанием и художественной формой исполняемого текста. В зависимости от характера литературного материала (темы, идейного содержания), от языкового стиля произведения намечается его основное исполнительское звучание.
Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы. Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.
В ней выделяются следующие компоненты:
• сила голоса (громкость, логическое ударение),
• пауза,
• темп и ритм (темпоритм),
• мелодика,
• эмоциональный тон,
• тембр.
Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С её помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость …), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость …).
Дикция – ясное, четкое произношение каждого отдельного звука нашей речи, каждого слова и всей фразы в целом. Чистая, ясная дикция чтеца обеспечивает понимание слушателями смысла произносимого текста. И наоборот, при плохой дикции возникают затруднения в понимании текста, а это приводит к тому, что произведение не доходит до слушателей. Следовательно, основная задача чтеца оказывается невыполненной.
Дыхание – периодически повторяющиеся акты: вдох, выдох, мгновенная остановка (покой), потом опять вдох, выдох, остановка и т.д. Это – непроизвольное дыхание. Речь человека тесно связана с его дыханием. Без дыхания не может быть речи.
При исполнении художественных произведений мы используем произвольное дыхание, т.е. дыхание, производимое по воле человека, контролируемое и регулируемое им. Здесь отдельные элементы дыхания изменяют свою последовательность. При чтении мы делаем вдох, потом краткую остановку (задержку воздуха), затем постепенный, медленный выдох.
Звуки голоса человека образуются при выдохе, как мы уже знаем, с помощью вибрации голосовых связок. Для того чтобы не было затруднений в речи, нужно научиться целесообразно использовать дыхание.
Срок реализации программы один учебный год, который включает 32 занятия в год, 1 раз в неделю: для детей 6 - 7 лет – 30 минут.
Форма организации учебной деятельности: групповые занятия.
3.1 Цели и задачи
Цель:
- Привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге
Задачи:
- формировать интерес к художественно
- учить детей различным видам запоминания.
- знакомит детей со стихами русских и зарубежных писателей.
- создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть.
- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.
- формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.
3.2 Планируемые результаты реализации программы
По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов:
- повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развитие речи.
- владение детьми различными видами запоминания стихов
- повышение уровня знаний о детской художественной литературе.
- расширение кругозора знания о писателях и поэтах, их произведений.
- повышение интереса к заучиванию стихов наизусть
- привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении
3.3 Объем образовательной нагрузки
Срок реализации программы один учебный год, который включает 32 занятий в год, 1 раз в неделю: для детей 6 - 7 лет – 30 минут.
4. Содержание программы « Юные чтецы » для детей 6-7 лет
№ | Тема занятия Краткое содержание изучаемого материала, формы учебной деятельности |
1 | Вводное занятие Беседа о функциях кружка Просмотр видеоролика « Дети о стихах» Чтение стихотворения « Осенний лес» Н. Некрасова |
2 | Для чего нужны стихи? Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения они помнят. |
3 | Сегодня так светло кругом! Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. |
4 | Беседа о А. Пушкине Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта. |
5 | Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение. |
6 | Стихотворения об осени. Способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста; развивать образность речи. Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь к природе. |
7 | Заучивание стихотворения «Осенью» О. Высотской. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой. Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
8 | Творчество К. И. Чуковского Познакомить детей с творчеством Чуковского. |
9 | Заучивание стихотворения «Мама» В. Лунина. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь и уважение к мамам. |
10 | Заучивание стихотворения «Первый снег» И. Сурикова. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование природой. Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
11 | Русские народные сказки. Выяснить, знают ли дети русские народные сказки. |
12 | Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко с рассвет» Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. |
13 | Стихотворения о зиме. Способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста. Развивать образность речи. Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь к природе. |
14 | Заучивание стихотворения наизусть А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение наизусть А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» |
15 | Работа с иллюстрированными изданиями сказок. Приучить детей с интересом рассматривать рисунки в книгах, активизировать речь детей. |
16 | Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок» Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок» |
17 | Заучивание стихотворения «Ёлка» Е. Благининой. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений. Формировать умение находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний. |
18 | Заучивание стихотворения «Зима» Н. Некрасова. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
19 | Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб» |
20 | Произведения Н. Носова Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей» |
21 | Заучивание стихотворение «Зимняя песенка» З. Александровой. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
22 | Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» Познакомить детей со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев» |
23 | Заучивание стихотворения «Самый лучший» О. Чусовитиной. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества. |
24 | Чтение былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник» Познакомить детей с былиной, с её необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. |
25 | Заучивание стихотворения «8 Марта» А. Берестова. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь и уважение к мамам |
26 | Стихотворения о весне. Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений; находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний. Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь к природе. |
27 | Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант» Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ. |
28 | Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик» Совершенствовать диалогическую речь детей. |
29 | Стихотворения о весне. Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений; находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний. Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь к природе. |
30 | Заучивание стихотворения «Весна» Е. Благининой. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой. Формировать умение находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
31 | Заучивание стихотворения «Бывший одуванчик» В. Зотовой. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование природой. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
32 | Повторение Повторение материала (по выбору педагога) |
5.Организационно-педагогические условия
5.1 Учебный план
Наименование услуги | Количество часов в неделю, |
Юные чтецы | 1 |
5.2 Расписание занятий
Дни недели | |
Пятница | 16.20-16.50 |
6. Мониторинг реализации программы
К окончанию обучения учащиеся должны:
Знать:
- повысить уровень знаний о детской художественной литературе;
- о писателях и поэтах, их произведений;
Уметь:
- владеть детьми различными видами запоминания стихов
- выразительно читать стихи наизусть;
- раскрывать характер героев;
- передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.
7. Список используемой литературы
1. Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М. :Издательство «Ось-89», 2005.
2. Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2000.
3. Гарибян С. А. Школа памяти. Москва, 1992.
4. Широких Т.Д. Учим стихи- развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. С. 59-62.
5. Житникова Л.М . Учите детей запоминать. М., 2000.
6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.- 44с.
7. Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки.- М.: ТЦ Сфера, 2011.- 32с.
8. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. №4. С. 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...